Вторник, 23 апреля
Меню

Забытые шедевры

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1129
Забытые шедевры
фото автора

Есть в Павлодаре уникальные произведения монументально-декоративного искусства, о которых, к сожалению, мало кто знает. Спрятаны они от взоров прохожих рекламными щитами, кустарниками и деревьями. Речь пойдет о двух таких произведениях – о рельефе на стене художественного музея и мозаичном панно на здании бывшего салона красоты.

Два резных рельефа появились на стене павлодарского художественного музея 25 октября 2000 года, когда был открыт монумент поэту-демократу Султанмахмуту Торайгырову. Композиция состояла из памятника с постаментом и двух сюжетных рельефов высотой 3 метра и шириной 6 метров. Они были установлены по бокам памятника на стене здания и служили ему фоном. Сюжетом для них послужили темы из произведений С. Торайгырова.
Автором памятника поэту является заслуженный деятель искусств Есхан Сергебаев. Автор рельефов – талантливый скульптор Мурат Мансуров. Руководитель авторского коллектива – заслуженный деятель Республики Казахстан, член Государственной комиссии по памятникам и монументам, сооружаемым в Республике Казахстан Хасен Сейлханович Абаев.
В 2009 году памятник перенесли на улицу Академика Сатпаева и установили на фоне фонтанов. Резные рельефы остались на стене музея. Любой желающий мог подойти к ним и полюбоваться тонкой и изящной работой. Специалист по монументальной скульптуре, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной Мурат Амангельдинович Мансуров выбрал для создания панно один из самых сложных видов рельефа – контррельеф, когда контуры и изображения словно процарапаны на камне рукой мастера и слегка врезаны вглубь. Это действительно очень трудоемкая и кропотливая работа, требующая большого мастерства и таланта. Для М. А. Мансурова это была его первая работа в Павлодаре. Потом он создаст бюсты полным кавалерам ордена Славы, которые установлены в парке Победы, памятники Ч. Валиханову и Г. Потанину, поэту и драматургу Калижану Бекхожину.
А рельефы со временем исчезли из широкого обзора – перед ними лет пять назад установили огромную металлическую конструкцию, которая по замыслу авторов должна украшать улицу и информировать граждан о наиболее значимых событиях страны. Вначале на ней появилось поздравление с новым 2015 годом, потом весь год находилась надпись ЭКСПО-2017, которую сменила другая наглядная агитация. Громоздкая конструкция перегородила и без того небольшую площадь, закрыла нижний этаж здания и изящное панно на стене, оставив на тротуаре узкий проход для пешеходов. Во время ремонта городской библиотеки им. П. Васильева обновили и тротуар перед ней. Дальше уложить новую плитку не представилось возможным – на пути стоит конструкция. Так и остался этот участок тротуара разбитым и выщербленным.
 Сейчас идет ремонт фасада здания художественного музея. Хочется верить, что и рельефное панно отмоют и приведут в порядок. Возможно, догадаются убрать тяжелую конструкцию на пересечении улиц Торайгырова – Академика Сатпаева и найдут ей не менее достойное применение в другом месте. И тогда горожане увидят во всей красе обновленный фасад музея, оригинальную архитектуру первого в городе 12-этажного дома, а любители искусства будут открыто любоваться сюжетами из произведений Торайгырова, воплощенными в камне.

Одним из самых распространенных видов монументально-декоративного искусства Советского Союза в 60–80-е годы была мозаика. Она выполняла сразу несколько функций: украшала и делала ярче типовые здания, являлась дополнительным утеплением дома.
К тому же это была экономически выгодна: стена с мозаичным панно не нуждалась в ремонте, так как была долговечной – мозаика не теряла цвет и не выгорала. Сюжеты панно были самые разные: от пропагандистского и идеологического характера до абстрактных картин. Их героями были люди труда, воины-освободители, космонавты, спортсмены, ученые. Разноцветные панно из керамики и смальты до сих пор сохранились во многих городах бывшего СССР. Понимая их культурную ценность и историческую значимость, мозаичные панно реставрируют, берегут и охраняют.
Такой образец архитектуры и искусства соцреализма сохранился и в Павлодаре. Каким-то чудом уцелело мозаичное панно «Шаги прогресса» на стене бывшего салона красоты. Сейчас в этом здании находится супермаркет. Создал панно, посвященное советской космонавтике, в 1974 году художник Станислав Сергеевич Медведев, внесший огромный вклад в монументальное искусство Павлодара. Выпускник знаменитой «Мухи» – высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, он в 1968 году по распределению попал в Павлодар и работал здесь до 1978 года. В 70-е годы монументальные работы члена Союза художников СССР Станислава Медведева украсили многие здания Павлодарской области. Им были созданы мозаичные панно на фасаде «Павлодарэнерго» и Дома культуры энергетиков, витражи и мозаика на Павлодарском химкомбинате. Он разработал интерьер гостиницы «Иртыш». Совместно с Александром Бибиным оформил витражи в плавательном бассейне в г. Ермаке (Аксу). К сожалению, не все работы С. С. Медведева уцелели, некоторые безжалостно уничтожены или спрятаны за новомодными облицовочными материалами.
«Космическая» мозаика, несмотря на свой 45-летний возраст, отлично сохранилась. Лишь только на углу стены отколото несколько кусочков. Восстановить их для опытного скульптора не составило бы большого труда. А заодно не мешало бы аккуратно очистить панно от слоя многолетней грязи. И тогда оно вновь бы засияло всеми своими красками. Жаль, что это произведение искусства не имеет охранного статуса! Как не имел статуса памятника монументального искусства некогда знаменитый, а сейчас печально известный барельеф Александра Бибина, недавно снятый со стены бывшего ЗАГСа, а ныне частной аптеки. А ведь такая участь может постигнуть и это оригинальное мозаичное панно.
Оставшиеся произведения монументально-декоративного искусства, созданные в Павлодаре талантливыми художниками и скульпторами, давно нуждаются в учете, атрибуции, реставрации, защите и охране. Ведь они являются уникальными музейными экспонатами на улицах города, напоминанием об истории и людях того времени.
Людмила Баюшева, «Наша Жизнь» №32, 27.08.2020г.