Четверг, 25 апреля
Меню

Нас научат экологии

  • Ирина Ковалёва
  • 1054
Нас научат экологии
фото автора

Три министра и эксперты из профильных и смежных областей выступили на онлайн-платформе по теме «В чем важность экологического образования детей?». Поводом стало недавнее заявление главы Казахстана К.-Ж. Токаева, обеспокоенного вопиющими поступками отдельных граждан и в целом фактами экологической безграмотности населения. На прошедшей онлайн-конференции выясняли, чем занята рабочая группа, какие нюансы нужно учесть, чей опыт исследовать. О том, что предлагают павлодарские экологи, и о других ключевых моментах общественного обсуждения читайте в нашем материале.

Каким быть экоуроку?
Выступая в июле на расширенном заседании правительства, президент отметил: назрела необходимость ввести новый школьный предмет – экологическое образование детей. Он заявил: «Смотрите, что делается, после себя люди оставляют сотни килограммов, если не тонн бытового мусора. Произошел индент в Актау Мангыстауской области – камнями и палками забили тюленя. Это дикость просто. С другой стороны, винить детей и подростков нет смысла, потому что им никто не объяснял в школе и, тем более, дома, что этого делать нельзя. Я уже не говорю о совершенно рядовых, так скажем, случаях, когда собак душат, сжигают живых щенков и т. д.».
Глава республики говорил о том, что нужно заниматься проблемами экологии, которые становятся все более актуальными с общественной точки зрения. Отходы ТБО, их переработка, внедрение новых технологий, проблемы стихийных свалок у населенных пунктов и многое другое требуют решения уже сейчас. «Людям на протяжении целого ряда лет не объясняли, что природу ни в коем случае загрязнять нельзя. Проведение разовых рейдов, наложение штрафов, экологических месячников дают небольшой эффект. Нужна системная работа со стороны Министерства экологии». И бороться с отсутствием общей культуры решено на уроках для детей.

Были даны соответствующие поручения. А спустя несколько дней – заявление президента в его Твиттере: «Продолжается повальное бескультурье граждан в местах отдыха на природе. Справедливое возмущение вызвал фактически необратимый урон, нанесенный нашими соотечественниками уникальному «розовому» озеру Кобейтуз. Эти негативные факты вновь обнажили проблему экологического просвещения подрастающего поколения. Министерства образования, экологии, информации должны рассматривать эту задачу как приоритетную». А значит, урокам таки быть.
Поскольку государство слышащее, обсуждение устроили общественное, в виде онлайн-конференции. Слушателем мог стать любой желающий. Вопросы писали в комментариях. На них даже обещали потом ответить.
Судя по дискуссии, с 1 сентября уроков экологии все же ожидать не стоит. Идет обсуждение о форме и содержании. Будет ли это один предмет, или экология растворится в других? В классе будут учить детей любить природу или вне школьных стен? Семья или школа будет отвечать за гармоничное экологичное развитие личности?
Министр информации и общественного развития РК Аида Балаева говорила о 170 неправительственных организациях, которые вместе со СМИ могут формировать общую экокультуру. Задействовать необходимо и онлайн-образование.
– Принятая в 2002 году концепция экологического образования потеряла свою актуальность и не отвечает потребностям сегодняшнего времени, – считает Балаева. – Возникает необходимость ее пересмотра путем внесения дополнений и обновлений с учетом современных вызовов. Мы предлагаем использовать международный опыт в области экологического образования, ориентированный на основополагающий документ ООН – «Стратегию образования в интересах устойчивого развития». Наше министерство готово работать открыто в любых форматах. Уже есть первый хороший опыт совместной работы, будем его развивать.
Завершила министр выступление словами из «Маленького принца» Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок. И сразу приведи в порядок свою планету». В формате открытого диалога объединили усилия разных министерств. Организатор конференции – министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев отметил, что поручение президента нашло отклик у населения – в экспертном сообществе и среди простых граждан.
– А сегодняшнее обсуждение придаст импульс к реализации, – уверен он. – Я хотел бы подчеркнуть, что, наверное, экологическое образование не должно ограничиваться одним предметом в школе. Полагаю, это должна быть комплексная работа всех представителей общества, экспертов, госорганов, учителей. Но прежде всего родителей. Воспитание нации начинается из семьи. Отрадно, что нас поддержали представители гражданского общества. Уровень не межминистерский, есть эксперты международных организаций, ученые, экологи, учителя из регионов. В регионах, понятно, есть промышленные загрязнения, проблемы загрязнения атмосферы и вод, проблемы, связанные с переработкой твердых бытовых отходов. Кроме этого, есть много бытовых проблем экологии. Это то, над чем мы должны активно работать. Так, месяц назад мы запустили горячую линию по борьбе со стихийными свалками. Еженедельно поступает свыше 100 обращений. Это помимо того, что мы раньше отработали с «Казкосмосом», определили все места стихийных свалок. Но вместе с тем пока проблема не решается.

Люди выезжают на природу с семьями, но убирают не только за собой, но и прилегающую территорию. Это уже становится трендом, – приводит пример позитивных изменений глава Министерства экологии. Он также отметил, что совместно с МОН продолжается работа по выработке единого решения. «Мы приглашаем экспертов, общественные обсуждения. Готовы помочь с методическими пособиями для наших учителей. Главное, чтобы нас подержали учителя и родители детей», – подчеркнул Мирзагалиев.
О том, что после поручения президента стало поступать множество предложений, говорил и министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. Причем общество единодушно: экологическое образование и воспитание нужно развивать со школьной скамьи или с детского сада. В МОН создана рабочая группа.
– Перед нами не стоит задача во что бы то ни стало именно 1 сентября реализовать полностью задачу. Необходимо выполнить поручение президента качественно, – заявил министр образования и науки. – Необходимо учитывать содержание, методологические аспекты, дидактические вопросы, возрастные особенности детей. И надо ли интегрировать экологические знания в другие предметы. Те же решебники с математическими задачами можно сделать. Например, есть проект «Измерь свой углеродный след», мы начали его реализовывать. Дети сами могут высчитывать, сколько энергии потребляет холодильник, какой углеродный след оставляет вождение машины и т. д. Экологическую работу нужно рассматривать в контексте вообще воспитательной работы в школе. Мы сейчас говорим о ценностно-ориентированном воспитании в школах. Важной частью общей концепции станет экологическое воспитание и в дошкольных организациях, и в школах, и в колледжах, и в организациях высшего послевузовского образования. Важно проведение олимпиад, мейкатонов, проектной деятельности в данной тематике. А также подключить к работе дворцы школьников. Нужно, чтобы были секции, клубы, турпоходы. Нельзя сказать, что сейчас этого нет. Весь ресурс дополнительного образования необходимо будет подключить и организовать это системно. Нужны классные часы, лектории и работа с родителями. Методов и механизмов для выполнения поручения главы государства очень много. Нам необходимо всю эту палитру мнений и предложений учесть и подойти к окончательному формированию общего решения системно.
По данным других спикеров, опыт международного сотрудничества показывает: наиболее успешно внедрившие экообразование страны – Канада, Кипр, Нидерланды, Швеция. А местные НПО могут содействовать в приглашении ведущих экспертов из этих стран. Многие курсы и образовательные программы для устойчивого развития уже реализуются у нас.
По линии ПРООН проводится проект месте с МОН по экообразованию. Вместе с общественниками реализуется проект «Моя экошкола жизни», есть сотрудничество с вузами.
– ПРООН совместно с МОН с апреля 2020 года реализует проект «Инновационные возможности и модернизация образования на пути к экологической культуре для устойчивого развития страны», – говорила на конференции Виктория Байгазина, руководитель проекта ПРООН по формированию экологической культуры. – В рамках проекта ожидается разработка и внедрение моделей непрерывного экообразования, разработка учебно-методической базы, создание образовательного веб-ресурса. А также создание 17 центров экоцентров – в 14 областях и трех городах республиканского значения. Они будут оснащены зелеными технологиями и учитывать проблемы перспективы развития каждого региона.
По данным участников конференции, для внедрения экообразования планируется переобучить шесть тысяч учителей. Но важнее в ближайшее время определиться со стандартами и требованиями к экошколам, экосадикам, эковузам.
– Надо создать базовые образцовые экошколы, экосады, – считает кандидат экономических наук, профессор Жаксыбек Кулекеев. – На их примере другие будут развиваться. Мы в Казахстане никак не можем пока уделить внимание написанию учебников, познавательных книг для детей дошкольного возраста и школьников младших классов. Даже если мы сделаем учебник, он, видимо, будет вводиться в старших классах. В стране должны быть книги по эковоспитанию для малышей, особенно на казахском языке. Должны быть созданы мультфильмы. Если своего потенциала не хватает, надо сделать подборку мультфильмов и познавательных фильмов и перевести на казахский язык. Форматы функционирования дворцов школьников надо насытить. За границей в подобных учреждениях есть сочетание: ты либо познаешь что-то новое, либо приближаешься к природе. В разных городах США я посетил музеи, центры изучения природы, альтернативной энергетики, утилизации бытовых отходов и т. д. Нам нужно сделать так же, например, экопарк в столице. Необходимы подробные исследования по отношению к экологии в срезе разных возрастов населения. И практика: ведь знания, которые не востребованы, забываются в течение года.
Между тем павлодарский эколог, председатель Экологического форума Республики Казахстан Светлана Могилюк обратилась к участникам с важным замечанием: не стоит путать экологическое образование и образование для устойчивого развития. И попросила от лица экологов Экофорума при формировании стратегии экообразования учесть следующее.
– Основой должны стать теоретические базовые знания, которые помогут людям осознать ценность природы, понять, как взаимосвязаны компоненты природы и социума, – говорит Светлана Могилюк. – Все это должно помочь выработать правильное поведение, ориентированное на сохранение и улучшение окружающей среды. Сейчас мы видим отрывочные действия, а теоретическая основа нужна обязательно. Она должна быть уложена в головах у людей в рамках школьного образования. Заострю внимание: концепция образования для устойчивого развития говорит обо всем образовании в целом. Мы же говорим о теоретической базе, чтобы люди принимали на ее основе правильные решения.
Для обсуждения в онлайн-конференции Могилюк проанализировала практику введения экообразования в разных странах мира. Это три подхода: однопредметный (неинтегрированная отдельная дисциплина), многопредметный (растворение экологии в разных предметах, как сейчас в школах), смешанный (введение курса эконаправленности и экологизация других предметов).
– Но во всех странах со всеми этими подходами очень важен метод погружения в практику, – поясняет Могилюк. – Занятия и практикумы проходят на природе, в парках, садах. Как раньше были занятия на пришкольных участках, в теплицах и т. д. Это позволяет лучше понимать природу и улучшать навыки, необходимые в повседневной жизни. В других странах, например, в России, до сих пор ведут дискуссию, нужен ли отдельный урок экологии. Моя позиция и мнение многих специалистов: нужен отдельный предмет. Как его выстраивать и где брать часы – это уже другое дело. Мы почти 30 лет пытались интегрировать экологию в разные курсы, и это не дало нам должного результата. Рекомендации Экофорума РК мы уже внесли в заинтересованные министерства.
Как разные подходы могут реализоваться на практике, рассказал Жанбол Жилбаев, президент Национальной Академии образования имени И. Алтынсарина. Он пояснил, что в общеобразовательном госстандарте уже обозначены задачи, в том числе экологическое сознание и экокультура школьников.
– Это отражается в типовых учебных программах: важно обращать внимание на утилизацию отходов сырья и производства экологически чистых материалов и продуктов, сохранения биоразнообразия на земле, метаболизма в природе и пр. Основы закладываются в начальной школе. Значимыми становятся сквозные темы: где мы живем, какие ресурсы у нас есть, какова ответственность за окружающую среду и т. д. В старших классах иной подход: все предметы обладают потенциалом для экологического образования. Например, на уроках казахского языка определенный объем грамматики изучается на тематическом экоматериале. А предмет естествознание – основа для экообразования, и других предметов в дальнейшем – физики, географии, химии и т. д. То есть в 7–11 классах изучение экологии строится на основе преемственности и усложнения от класса к классу, – пояснил Жилбаев.

За интеграцию дисциплин, а не за выделение экологии в отдельный предмет выступил директор школы НИШ из Костаная Думан Сапанов:
– Нужно экологизировать разные предметы. В каждый можно и нужно интегрировать экообразование. Можно создавать систему знаний об окружающей среде и воспитание стереотипов поведения через любой предмет. Это и навыки экологического прогнозирования, рационального использования природных ресурсов, и т. д. Считаю, что весь потенциал – в дополнительном образовании. Например, в школьной модели ООН. Нужно давать инициативу детям, особенно тем, кто делает экопроекты, доказывает нужность стартап-идей. Популярны идеи СТЭМ, STIM-образования. Этот потенциал нужно использовать.
Светлана Купри, автор учебника, учитель биологии из Алматы считает, что нужна практика и возможность ее применения.
– Например, недавно мы проходили по предмету, как важно сортировать мусор. Дети загорелись этой идеей. Но не нашли, где это можно сделать правильно, куда утилизировать. Считаю, пусть ребенок не будет знать какого-то сложного термина, но научить его любить и уважать каждую травинку, каплю воды мы можем, – уверена педагог.
– За 20 лет работы нашей экостудии ясно, что уроков экологии и экологизации предметов недостаточно! – говорит об опыте работы Елена Варганова, учитель-эколог СШ № 16 г. Темиртау. –  Чтобы сформировать экологическую культуру и навыки, необходимо практическое содержание. Кроме этого, каждый школьник должен иметь возможность не только учиться, но и обучать – родителей и других детей. Нужно выходить за пределы школы в социум!
Стоит отметить целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, – считает Раиса Шер, директор Республиканского учебно-методического центра доп. образования. Этот аспект развития личности поможет сформировать сопричастность к природе, которая не позволяет относиться к ней потребительски, бездушно, жестоко.
– Усилить эконаправленность всего экообразования возможно через организацию внеурочной деятельности, – говорит Раиса Шер. – Сегодня на базе школ, центров, станций юных натуралистов и экологов открываются кружки и секции по гидропонике, растениеводству. А на базе новых дворцов школьников – различные лаборатории по аквапонике. Есть даже информационный центр по атомной энергетике. Есть детские конкурсы, акции, челленджи. В МОН РК впервые разработана программа классных часов по экообразованию на основе эколого-краеведческого содержания и интеграции школьных дисциплин для школьников с 1 по 11 класс. Цель – сформировать экологическую культуру. Сформировать абсолютно новый, ответственный тип мышления наших детей. Чтобы они были готовы к конкретным действиям, чтобы улучить эту среду.

Дети потом разберутся
Впечатление от общественного обсуждения возникает двоякое. Экообразование и эковоспитание – необходимость, с этим не поспоришь. Но заявления о том, что рейды и штрафы по отношению к нарушителям и загрязнителям природы не приводят к результату, а уроки должны привести, по меньшей мере звучат странно. Не стоит ли двигаться в двух этих направлениях сразу – одновременно и активно? В какой бы форме уроки ни придумали, дети действительно научатся любить и беречь природу. И принимать решения для действий по устранению уже ныне имеющегося экологического коллапса. Их будут этому учить. Но по сути введение только экоуроков без введения всеобщей нулевой терпимости к эконарушителям – все равно, что повесить на детей будущие решения нынешних проблем, которые вчера и сегодня наделали и еще завтра успеют наделать… взрослые.

Прогульщица школьных уроков по пятницам, 16-летняя экоактивистка из Швеции Грета Тунберг в своей речи на Саммите ООН заявляла, как борец за экологию планеты и как ребенок – взрослым:
«Вы отняли мои мечты и мое детство своим пустословием. А мне еще повезло. Люди страдают. Люди умирают. Погибают целые экосистемы. Мы стоим на пороге массового вымирания, а вы только и можете обсуждать деньги и рассказывать сказки о бесконечном экономическом росте. Как вы смеете!
Более 30 лет с научной точки зрения все было кристально ясно. Как вы смеете закрывать на это глаза и рассказывать здесь, что делаете все возможное, когда до принятия необходимых мер и решений еще очень далеко. Вы говорите, что слышите нас и понимаете, что времени совсем нет.
Как вы смеете делать вид, что все можно исправить, «ведя бизнес как обычно», с помощью каких-то технологий? При современном уровне выбросов оставшийся лимит CO2 будет полностью истрачен менее чем через восемь с половиной лет.
Вы нас подводите. Но молодежь начинает понимать, что вы ее предаете. На вас смотрят все будущие поколения. И если вы осознанно нас предадите, вот что я вам скажу: мы вас никогда не простим. Мы не позволим вам безнаказанно так поступить. Здесь и сейчас мы подводим черту. Мир пробуждается. И перемены грядут, нравится вам это или нет».
Дети воплощают в жизнь не то, о чем им говорят. А живут и действуют, копируя взрослых, их привычные манеры поведения. Пока малыши постигают уроки любви к природе, на их будущий взрослый век ее может просто не хватить. Ведь не дети, а взрослые сейчас вырубают деревья в парках и скверах, чтобы вести застройку, рассчитывая лишь на прибыль. Взрослые дяди и тети «теряют» документы о компенсационных высадках так, что теперь и неясно доподлинно, что, где и как. Взрослые оставляют горы мусора после «отдыха» – попоек и обжираловок на природе. А убирают за ними, на акциях и просто так из года в год, экологично ориентированные взрослые и их дети. Видимо, подождем, пока уже давно выросшим пакостникам, плюющим на законы, социум и окружающую среду, их дети и внуки после уроков экологии будут грозить пальчиком? То-то им, наверное, стыдно станет.