Menu

СУДЬБЫ ХУДОЖНИКОВ

Виктор Батурин Виктор Батурин

Их картины сейчас продают на аукционах за десятки тысяч долларов, а они при жизни голодали и мерзли в казахстанских степях, умирали в нищете и безвестности. Знаменитые художники, оставившие яркий след в культурной жизни Павлодара первой половины ХХ века.

Виктор Павлович Батурин
В Затоне долгие годы находилась красивая ажурная арка – настоящий шедевр из дерева. Она была создана по эскизам знаменитого художника Виктора Батурина в далеком 1924 году. Павлодарцы называли ее «Батуринская арка». Простояла она в городке водников ровно 50 лет. В 1974 году из-за ветхости ее снесли. Удивительная судьба у автора этой арки!


Виктор Павлович Батурин еще до революции был известным в России живописцем, художником театра. В 1888 году он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его этюд к знаменитой картине «Рубка леса», выставленный на ученической выставке, был куплен П. М. Третьяковым и сейчас находится в Третьяковской галерее. Виктор Батурин являлся одним из организаторов Московского товарищества художников,  участвовал в трех передвижных художественных выставках. В 1896 году картины Батурина были представлены  на нижегородской Всероссийской выставке, в 1904 году на Всемирной выставке в Сан-Луи, позже на международной выставке в Берлине. С 1910 года был членом Петербургского общества художников. С их выставки картина Батурина  «Сад цветет» была куплена для коллекции Зимнего дворца. Ни одна его картина с выставок не возвращалась, все работы продавались, и материально Виктор Павлович в то время не нуждался. Картины талантливого художника-передвижника пользовались огромным успехом и были во всех частных галереях Москвы и Петербурга. Виктор Батурин работал художником-декоратором Большого театра в Москве, расписывал церкви, занимался отделкой московских особняков. Он дружил с Ильей Толстым, сыном знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого. Часто бывал у них в Ясной Поляне. Жизнь признанного художника сильно изменилась в годы Первой мировой войны.


С началом войны Виктор Павлович, которому исполнился уже 51 год, просился на работу в Красный Крест. Но 15 мая 1915 года получил назначение ехать в Симбирск в распоряжение уполномоченного по заготовке продовольствия для армии. После Симбирска работал в Самарской, Оренбургской, Уфимской губерниях, где принимал купленный скот, формировал гурты и отправлял их по назначению. В мае 1919 года был переведен в станицу Песчанская Павлодарского уезда. После установления Советской власти Батурин передал оставшийся у него скот коменданту Павлодара. Осенью 1920 года его назначили заведующим мясным складом в Павлодаре.
Долгое время никто не знал, что Батурин художник. Когда об этом случайно узнали в Павлодарском исполкоме, ему наконец-то дали работу по специальности. Он стал преподавать черчение и рисование в школах Павлодара. В 1924 году Виктор Павлович создал детскую изостудию, которую посещал будущий поэт Павел Васильев. Среди его учеников был павлодарский художник и краевед,  человек-легенда, как его называли павлодарцы,  Иван Васильевич Лагутин. Батуриным было создано много декораций для клуба водников,  рабочего клуба и городского театра, которые произвели огромное впечатление на павлодарских зрителей.


В 1928 году им был сделан эскиз пьедестала памятника Ленину. Пьедестал был заменен на новый в 1957 году, а памятник Ленину стоит до сих пор в старом парке. В начале лета 1930 года Виктор Павлович уехал из Павлодара, оставив на память о себе ажурную деревянную арку и картины, которые были представлены в 1931 году на первой художественной выставке в г. Павлодаре. В начале 60-х годов в областном историко-краеведческом музее благодаря стараниям его директора И. В. Лагутина был сформирован художественный отдел, основной фонд которого составили произведения Виктора Батурина. Умер Виктор Павлович 14 октября 1938 года в возрасте 75 лет в Куйбышеве (ныне г. Самара).
Через 10 лет после отъезда В. П. Батурина в павлодарские степи судьба забросила еще одного удивительного художника, чья жизнь, полная лишений и невзгод, до сих пор вызывает сострадание, а его жизнеутверждающее творчество – восхищение.   

Леонид Владимирович фон Брюммер
Его имя  внесено в список репрессированных художников. Леонид Владимирович  Брюммер родился в 1889 году на Украине в городе Херсоне. Он из дворянского рода. Его отец – Владимир Александрович фон Брюммер, из обрусевших немцев. Мать – Мари  Гутьер, француженка. В 1915 году Леонид фон Брюммер закончил с отличием Киевское художественное училище. Затем продолжил обучение в Петербургской императорской академии художеств и Украинской академии искусств. В этот период Брюммер много работает, пишет этюды, картины. С 1909 года участвует в художественных выставках.
Расцвет творчества пришелся на 30-е годы. В это время Брюммер жил в Ялте, в Орле, в Кабардино-Балкарии. В 1937 году стал членом Союза художников СССР. В 1940 году его пригласили в Москву для участия в выставке «Художники старшего поколения».


Когда началась Великая Отечественная война, Брюммер, «как лицо немецкой национальности», был депортирован из г. Нальчика в Казахстан. Своему херсонскому другу Георгию Васильевичу Курнакову в одном из писем он так объясняет свою депортацию в Казахстан: «Переселили сюда всех немцев, переселили и меня, так как по паспорту я немец. Мать моя француженка, а родной язык – русский».  Местом его проживания определили село Песчаное Павлодарской области.
Это были самые тяжелые, несправедливые годы в его жизни. Жил он на окраине села в полуразвалившейся, плохо отапливаемой хибарке, где стекла изнутри были покрыты толстым слоем инея. Страшно голодал, мерз в непривычные для него суровые павлодарские зимы. Из сохранившихся писем к другу Георгию Курнакову: «На днях я не утерпел и начал писать иней с натуры, холодно изрядно! Тогда я приспособился так: поставил мольберт, перед ним табуретку, на табуретку примус, чтобы он не тух, загородил куском жести. Примус греет и холст на мольберте, и палитру в руках – и можно писать». И, тем не менее, несмотря на голод и холод, продолжал рисовать, выменивая последние вещи и часть скудного пайка спецпереселенца на краски и карандаши. Денег на холсты не было, поэтому он рисовал на клочках картона, обрывках старой клеенки, фанере, обложках книг, почтовых открытках. Поэтому его картины в основном небольшие по формату. Часто использовал обе стороны бумаги. Так получались картины с «двойным лицом»:  с разными сюжетами с обеих сторон. Свои картины, надо отметить, он никогда не продавал, даже в самые тяжелые моменты своей жизни. «Это мои дети. А детей не продают», – говорил художник.


6 декабря 1948 года в Павлодарском драматическом театре открылась областная выставка художественного изобразительного искусства, на которой было представлено более 500 работ профессиональных художников и любителей живописи. Среди них достойное место заняли работы Леонида Брюммера: пейзажи казахской степи, сельских окрестностей, натюрморты полевых цветов. В Павлодарской области он прожил 14 лет. Только в 1955 году, в возрасте 66 лет, с него был снят статус спецпереселенца. Но вернуться на родину в Херсон, как он мечтал долгие годы, ему не разрешили.  

 
Леонид Владимирович решил ехать в город Джамбул (ныне Тараз). Здесь он  прожил с 1955 по 1971 годы, ведя неприметное существование художника-оформителя городского парка. И продолжал писать. Все его работы пронизаны восхищением художника жизнью, которое не могли сломить никакие тяготы. Умер Леонид Владимирович 1 ноября 1971 года в доме престарелых. Было ему 82 года. Где его могила, никто не знает. Место захоронения неизвестно. По завещанию художника в Джамбулский областной историко-краеведческий музей была передана крупная коллекция ценных дореволюционных книг по искусству, альбомов, писем, а также два больших чемодана картин. Книги послужили основой создания фонда редких книг по изобразительному искусству, а чемоданы с картинами пролежали в запасниках музея долгих 20 лет. И только в 1991 году, проводя инвентаризацию, новые сотрудники музея обратили внимание на два покрытых пылью чемодана.  Когда открыли – ахнули: там было более тысячи картин неизвестного им художника. Начали изучать биографию Брюммера, его творчество. Таким образом, после смерти скромного постояльца дома престарелых было заново открыто имя талантливого художника Брюммера.
В 2002 году в г. Таразе  при Жамбылском областном историко-краеведческом музее был открыт художественный музей Леонида Владимировича Брюммера, где разместили более тысячи его картин. Работы Брюммера экспонировались в Париже на Международной конференции в штаб-квартире ЮНЕСКО.  Его картины украшают музеи и картинные галереи Крыма и Кавказа, Украины и Казахстана. Работы Брюммера хранятся в Государственном музее искусств Казахстана им. А. Кастеева, в Павлодарском художественном музее. Имеются они и в частных коллекциях.


С годами интерес к творчеству Виктора Батурина и Леонида Брюммера только возрастает. Повышается спрос коллекционеров на их произведения. К примеру, антикварная  картина В. П. Батурина «В сосновом бору» (1906 год) продается на аукционе за 2 миллиона 150 тысяч рублей (более 12 миллионов тенге). Высоко оценили и картины Брюммера. Работы этих двух талантливых людей, которые жили и творили на павлодарской земле, представляют высочайшую художественную и историческую ценность.
Людмила Баюшева, «Наша Жизнь» №22, 18.06.2020г.
Фото из открытых источников

Наверх
Assembled by Nebel