Четверг, 18 апреля
Меню

Искусственный коллапс или рейдерство?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1979
Искусственный коллапс или рейдерство?

Большой переполох случился в минувшее воскресенье, в День автомобилиста, на автовокзале Павлодара. Больше трех десятков пассажиров, купивших билеты до Караганды, были вынуждены терпеть издевательства. Причина – спор транспортных компаний. Причем в ситуацию вмешалась и сотрудница областного управления пассажирского транспорта. Как итог — почти на полтора часа парализовало движение на трамвайных путях, а люди опоздали до пункта назначения. Что это было — искусственный коллапс или передел рынка — сказать пока сложно. Но сутки спустя похожий цирк снова повторился. На этот раз «внеплановый рейд», как заявили чиновники, они устроили прямо на КПП через реку «Иртыш».

С утра понедельника у автовокзала вновь наблюдалось скопление полицейских: патруль дежурит как у шлагбаума, пропускающего автобусы в дальние и близлежащие рейсы, так и рядом с самим зданием.
– Вчера ночью все видели, что тут произошло. Загородили проезд, встали трамваи. Люди вышли на дорогу. Сейчас обеспечиваем правопорядок, чтобы повторных нарушений здесь допущено не было, — на месте пояснил начальник МПС города Арман Каптаев.
Сыр-бор случился из-за того, что автовокзал, у которого есть договор с индивидуальным предпринимателем, направил в Караганду резервный пассажирский автобус. Был спрос – нужно было выезжать.  
– Выполнял рейс частный перевозчик ИП, который законно должен был выполнить рейс на основании договора с автовокзалом. Тот автобус, который перекрыл дорогу, — это тоже ИП, только он должен выходить на следующий день, — сообщил директор автовокзала Евгений Пилипенко. – Вмешалось управление, которое пыталось пересадить пассажиров с одного автобуса на другой – с законного автобуса на незаконный. Замначальника Муханова Диана зашла в автобус, начала вести просто прямую агитацию: этот автобус незаконный, пожалуйста, пересядьте на автобус, который перекрыл дорогу, — пояснил директор автовокзала.
По факту ночного инцидента представителя компании перевозчика, перекрывшего путь автобусу, забрали в опорный пункт полиции. В акимате с утра устроили разбор полетов. К журналистам вышла та самая чиновница, которая хотела написать заявление в полицию на и без того ставшую жертвой ситуации пассажирку с детьми.
– Обслуживает эти маршруты ИП «Балтабаев», который заключил договор перевозки с ТОО «Павлодар-Сапаржай», это автовокзал, который находится рядом с ЖД вокзалом. У других перевозчиков по данному маршруту разрешительных документов не имеется. Все разрешительные документы я сейчас не могу предоставить в связи с тем, что свидетельства на руках у водителей, — путаясь в собственных же словах, пыталась разъяснить инцидент заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог области Диана Муханова.
К слову, автобус, в который Диана Муханова хотела пересадить людей, вдруг, по словам водителя этого же транспортного средства, оказался в неисправном техническом состоянии. К тому же маршрутного листа у него не было, ехать в дорогу он не был готов. Медконтроль тоже не проходил.
– Мы все согласны, что действия ИП «Балтабаев» были, так сказать, неправильными, неразрешенными, незаконными. К нему были приняты меры, — призналась чиновница из областного акимата.

Отметим, что павлодарский автовокзал – один из самых современных в Казахстане. Год назад здесь провели капитальную реконструкцию, инвестор вложил огромные средства. Пропускная способность в сутки – до 8 тысяч пассажиров. У предприятия есть свой собственный автопарк с 35 современными европейскими комфортабельными автобусами. Но так получилось, что сейчас предприятие обслуживает только 10 международных рейсов. И то в соседние российские города.
Тендеры фирма каждый раз проигрывает, либо предприятие просто не устраивают предложенные условия. Надо отдать честь господину Пилипенко — во многом именно его усилиями Павлодарский автовокзал удалось сохранить и уберечь персонал в сложные 90-е годы прошлого столетия, а само здание не разобрали по кирпичам для торговых домов и коттеджей.
– Мы обслуживали Экибастуз, Караганду, Павлодар, Астану, Кокчетав, Алматы, Усть-Каменогорск, Семипалатинск – у нас все это забрали. Почему? Надо спросить, извините, у других людей. Почему наша фирма не устраивает? – задается Евгений Рудольфович уже ставшим риторическим вопросом.
Новый бокс инвестор оборудовал самыми современными аппаратами. Ни один водитель без специальной технической проверки и заключения медика к рулю не допускается. Стаж и опыт строго обязательны, а вредные привычки – запрещены. Но ездить по казахстанским городам, рассказывает Евгений Пилипенко, у него почему-то никак не получается. Он часто участвует в тендерах, но его либо не устраивают условия, либо просто не дают подряд.
– Я опровергаю то, что на рынке происходят какие-то действия против ТОО «ИнтерBUS», те маршруты, все конкурсы  и все действия управления, так сказать,  законны, — уверенно завила при десятках фото и видеокамер Диана Муханова в фойе у пресс-стены областного акимата.
По данным пресс-службы полиции, по факту воскресного ночного инцидента на вокзале проводится досудебное расследование. Оперативники перепроверят все факты и документы. Екатеринбург, Омск, Томск, Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Славгород, Кулунда — пока самая крупная в Прииртышье транспортная компания с самым солидным и новым автобусным парком вынуждена колесить по дорогам российских городов.
В администрации области после этого инцидента заявили, что срочно примут комплекс специальных мер и в самое ближайшее время огласят решение.
Однако случившееся в ночь на вторник на КПП «Иртыш» вызвало еще больше вопросов. История повторилась. Сотрудники полиции, видимо, по поручению той самой Дианы Мухановой стали останавливать все проходящие пассажирские автобусы. Сначала были задержаны транспортные средства двух павлодарских фирм, перевозивших пассажиров в г.Караганду. Назвали это “оперативным рейдом по выявлению нелегальных перевозчиков”. Люди, торопившиеся домой в другие города, были в шоке! Водителей забрали в КП. Под “замес” едва не попали еще несколько автобусов — до Нур-Султана, Шымкента, Омска и  Экибастуза. Но график им все равно сломали.
Инициатором оказалась зам.руководителя облуправления пассажирских перевозок, что накануне на автовокзале, где автобус конкурирующей фирмы перекрыл выезд другому, а Диана взяла на себя функции контролера-диспетчера и агитировала людей пересесть из одного автобуса в другой. А потом наутро на пресс-конференции путалась в своей же речи. На этот раз, хоть и ночь уже была, съехались почти все соответствующие госорганы — от транспортной инспекции до антикоррупционщиков и даже ДГД. В итоге решили, что виноват старый автовокзал. Хотя их руководитель  попытался объяснить чиновникам. Сказал: есть договор, есть закон, есть письмо из Караганды совершить резервный рейс.
Сотрудница акимата от наших фото и видеокамер скрылась, не проронив ни слова. Не ответила она и уставшим от этого вынужденного плена пассажирам. Людей по ее указке или по приказу того, с кем все это время она советовалась по сотовому телефону, пересадили в тот автобус, который посчитали легальным.
А вот на наш вопрос, есть ли разрешение на неожиданную ночную проверку деятельности субъектов МСБ, никто не ответил. Директор автовокзала, у которого в составе и крупнейший автобусный парк, от камер убегать не стал. И все объяснил просто, как есть. Так и заявил: «Идет наглое рейдерство». От бессмысленных тендеров тоже устал. Потому все его 35 автобусов “Вольво” с высокопрофессиональными водителями обслуживают только российское направление. Было ли в итоге разрешение прокурора на этот супершумный рейд, нам утвердительно никто не ответил. Начальник МПС пообещал к утру разобраться более тщательно и дать подробный комментарий. С утра, в среду 30 октября, мы направили официальный запрос в областную прокуратуру для получения официальной оценки правомерности действий участников всего этого ночного шоу на дороге.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №42, 31.10.19