Пятница, 29 марта
Меню

«Художка», с юбилеем!

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1624
«Художка», с юбилеем!

Детская художественная школа Павлодара отметила 40-летний юбилей выставкой «Калейдоскоп творчества» в областном художественном музее. В экспозиции около 200 работ разных жанров за многие годы творческого пути учащихся и педагогов. За это время школа наработала уникальный педагогический опыт и воспитала несколько десятков тысяч молодых талантов. Но самое главное – сохранила атмосферу творчества, дружбы, единомыслия и свободы.

«Художка», а именно так любя называют ее ученики, была открыта в Павлодаре в 1979 году. Первое время ДХШ не имела своего здания, располагалась в школе № 10. В школе № 37 был филиал. Также учащиеся занимались в помещении по улице Короленко. А в самом начале 90-х школа получила свое здание по улице Советов (Бектурова, 12). Затем на базе ДХШ № 1 открыли ДХШ № 2, сейчас их объединили.

— Я обожаю свою художественную школу. Это мое детство. Я ее окончила и потом пришла сюда преподавать, — говорит художник-педагог Наталья Решетова. — Это особый оазис и мир города Павлодара. Мы обожаем детей, людей, которые учатся и развиваются. На выставке представлены работы учеников разных поколений и немного работ педагогов. В экспозиции показана вся любовь к Родине, к прекрасному, к миру искусства. По выставке видно, какие дети добрые, какие они берут красивые краски и какие у них в работах помыслы. Наши ученики отличаются радостным, светлым мировоззрением.
Ученики «художки» – по всему миру. И после окончания учебы продолжают общаться с педагогами. А учителя приходят в гости к выпускникам на свадьбы. Или узнают в солидных и важных дядях и тетях, которые привели на занятия детей, своих учеников.

— Когда я была маленькой и сама училась в художественной школе, на меня огромное впечатление произвела выставка работ наших учителей. Мы увидели внутренний мир педагогов. И нынешним ученикам будет интересно заглянуть за кулисы педагогической деятельности и посмотреть наши живые работы, — говорит об участии в выставке Наталья Решетова.
На вернисаже вспоминали основателей художественной школы. Первым директором был художник В.С. Цой, завучем Г. Г. Кабурнеева.
— Тогда преподавали наши мэтры: Панко Величко, Павел Лысенко, Виктор Поликарпов, Галина Беспалова и другие. Я преподавал рисунок, живопись, композицию, — рассказывает академик Академии художеств Казахстана, председатель Павлодарского областного Союза художников Ануар Игембаев. — Как быстро прошло время! Те 10-летние дети, которые поступили 40 лет назад, сегодня зрелые, мыслящие художники. Наши ученики – уже сами педагоги, вот скульптор Владимир Ефремов – мой первый выпускник. Это великолепно. Каждый ребенок – художник с рождения. Я вырос в деревне, у нас не было преподавателей искусства. Но мои дети окончили эту школу, сейчас они художники, внуки тоже рисуют. А сколько за это время выросло детей, которые несут людям красоту? Приятно, что я тоже участвовал в этом: мы положили в землю зерна, окружили поддержкой, и вырос целый лес. Вот что на самом деле значит «красота спасет мир»! Наши художники высоко несут не только художественные ценности, но и в целом культуру. Павлодар – это город, который видит и чувствует красоту. Здесь любят жизнь, солнце, родную землю.

Искусствоведы поясняют: все началось с создания в Павлодаре художественных мастерских, когда первые художники Павлодара возвращались домой после окончания учебы. Для заштатного городка 50-60-х годов это был эффект разорвавшейся бомбы.
— Художники украшали город, привносили красоту в жизнь Павлодара, — говорит заместитель директора областного художественного музея Ольга Пашко. — Это были новые здания, мозаики, барельефы, фонтаны и скульптуры. Появился художественный музей. И необходимость для города – художественная школа. Для любого населенного пункта, где есть дети, она нужна. И люди старшего поколения говорят: как жаль, что ее раньше не было. Я тоже выпускница ДХШ. Для нас художественная школа давала другое понимание творчества. Это не просто школьный урок рисования, а иное отношение к искусству, его понимание. А глядя на педагогов, мы учились, как выглядеть, – они были окутаны ореолом загадочности и знания.

К слову, присутствовавшие на открытии выставки художники-педагоги обратились к выпускникам и тем, кто еще учится, с напутствием. «Я всегда говорил детишкам в классе: вы избранные. Жизнь художника кажется интересной обычному человеку. Вы это знаете, и я вас поздравляю! Если каждый день получаешь удовольствие от того, что ты рисуешь, пишешь, лепишь, — ты на своем месте. А взрослым я желаю огромного удовольствия от творчества!», — сказал Виктор Поликарпов.
— 40 лет – это самый смак! Наша художественная школа имеет свои традиции и высокие требования. В ней от души работали и работают преданные делу именитые художники. Я помню наших архитекторов Скачкова и Латышева. Учащиеся сдавали им работы на семи планшетах с чертежами и макетами – это не по-детски, в академии так сдают. Я была в составе многих комиссий, и наши выпускники на различных конкурсах получают большие награды, — отметила на вернисаже художник Галина Беспалова.

Профессионализм закладывается с художественной школы. А продолжаться профессиональная работа с детьми должна именно в музее, считают специалисты.
— Мы обязательно поддерживаем учащихся и выпускников ДХШ, показываем их работы в выставках и проектах, — говорит Ольга Пашко. — Это и информационная площадка для горожан – они видят детские работы и возможности педагогов. Также мы говорим о необходимости вступления педагогов художественных школ в Союз художников, чтобы они формировались, росли и давали почву для развития детям.
40 лет в ДХШ учат видеть прекрасное и творить. Поддерживают, относясь всерьез к хрупким росткам ребячьего творчества. Официально это начальное художественное образование. А по сути — тренировка крыльев перед отправкой в полет фантазеров и фантазерок, которые по-особенному, больше и дальше, чем другие, видят будущее. И воплощают его. Своими мечтами и планами со мной, выпускницей ДХШ № 1 1992 года, поделились сегодняшние 10-летние ученицы нулевого класса художественной школы.

— Очень люблю рисовать. Мне больше нравится композировать на любую тему. Надо самому все придумывать. Например, я рисую животных с какими-то узорами и разными цветами. Когда у меня будет диплом художественной школы, хочу поступать дальше – на дизайнера одежды, сочинять новые узоры и платья, — говорит Полина Заикина.
— А я люблю свободную тему: рисовать вазы с цветами или разных животных – оленей, собачек. После художественной школы я хотела бы выбрать творческую профессию, — поясняет Азиза Каирова. — Хочу стать дизайнером. В этой профессии есть все, что я люблю: можно рисовать, делать скульптуры, что угодно.
— Больше всего люблю раскладывать цвета по оттенкам, разбираться, какой цвет холодный, а какой – теплый. Я буду рисовать картины и стану художником, — уверена Кира Панасенко.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №37, 26.09.19