Пятница, 29 марта
Меню

Одним театром меньше

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1209
Одним театром меньше

Павлодарский народный молодежный театр «Промень» не будет отмечать  15-летие. Он прекратил свое существование. Сезон 2019 года стал для молодых театралов последним. На финальной встрече со зрителями вспомнили все спектакли, фестивали, победы и встречи. Почему закрываются театры — читайте в нашем материале.

Луч света в темном царстве
Последний театральный сезон «Променя» завершен. Заключительная весенняя премьера по пьесе Максима Горького — мистерия «Васса Железнова, или Сон Людмилы» режиссера Дениса Аверьянова. Это был совместный проект театра «Промень», Голливудской школы, театральной школы-студии «ЛУЧ».
На финальной встрече вспоминали о том, как появился театр, какие эксперименты ставил, как рос и менялся. Театр «Промень» был открыт в 2005 году. А название означает «Луч». Спектакли давали по воскресеньям во Дворце культуры имени Естая.

За 14 лет молодежное общественное объединение культурно-досуговая студия «Промень» перестало быть самодеятельным кружком по интересам, а состоялось как коллектив со своим стилем и потенциалом. «Промень», в репертуаре которого несколько десятков спектаклей, а также регулярные премьеры, получил звание народного от Министерства культуры РК.
Молодежный театр «Промень» — лауреат Томского международного театрального фестиваля «Сибирские встречи», победитель Московского театрального фестиваля «Театральная завалинка», победитель Международного Алматинского фестиваля «Откровение», лауреат «Евразийского телефорума» в Москве, лауреат Омского театрального фестиваля «Театральная весна». Молодежный театр много гастролировал. Актеры театра – выпускники театральной школы-студии при театре «Промень». Более 10 выпускников театра служат в профессиональных театрах Казахстана, Российской Федерации, Республики Карелии.

Директор — художественный руководитель театра Денис Владимирович Аверьянов – актер высшей категории Российской Федерации, выпускник Екатеринбургского государственного театрального института, мастерская В. В. Анисимова (прямого ученика Г. А. Товстоногова), режиссер и актер Ирбитского драматического театра имени Н. А. Островского Свердловской области. Лауреат премии «Лучший актер года» Свердловской области.
За эти годы в репертуаре «Променя» было столько удивительного, всего не перечесть. Черные комедии и драмы, фантасмагории и сказки, трагедии и мюзиклы, пластические спектакли, бурлеск и мистерии.

10-й театральный сезон, например, завершили рождественской историей «АннА». О многих спектаклях «Променя» можно сказать – «такого в Павлодаре еще не было». «АннА» — водевиль-шоу по пьесе художественного руководителя театра, постановщика и актера спектакля Дениса Аверьянова на тему танцевального закулисья.  
— Мы хотели создать атмосферу внутреннего сценического мира, — говорит Денис Аверьянов. — Обычно зрители приходят, и их от сцены, от происходящего как будто отделяет стена. Мы покажем репетиции шоу, во время которых происходит эта история близких отношений, интриг и превращений главной героини, — пояснял он тогда.

В 11-м театральном сезоне «Промень» отмечал свое семилетие. Любительские постановки на малой сцене становятся чем-то иным, профессиональным, с серьезным и взвешенным подходом. Премьера — спектакль «Подъезд нашего дома» автора и режиссера Дениса Аверьянова. Драма в двух действиях основана на реальных событиях. Другой сюрприз года — 3D мапинг-шоу, и снова такого еще в Павлодаре не было. Так же идет обучение театральному искусству юных студийцев. Поставлена бытовая комедия «Домовой». А самая ожидаемая премьера – вокальная пантомима «Ромео и Джульетта».

— Это совершенно новый необычный жанр, — рассказывал о задумке Денис Аверьянов, руководитель театра. — Произведение известно всем, и играть его как обычно  смысла уже нет. Еще раз озвучивать сюжет никому не интересно. Поэтому будет спектакль без слов, где посредством языка жестов, пластики, хореографии актеры будут выражать свои чувства. И еще в нужный момент будут песни от героев.
А летом в Павлодаре открылся первый еженедельный фестиваль молодежного творчества «Радуга» в Ленпарке. В возрождении павлодарского Арбата 90-х активное участие приняли и променевцы.

13-й сезон Павлодарский молодежный народный театр «Промень» открыл инфернальной драмой «Тварь ли я?». Камерный спектакль о дознании в чистилище впервые был поставлен в Павлодаре в конце лета в рамках проекта «Режиссерская трилогия» московским режиссером Алексеем Дрягиным. Необычная постановка, представленная на театральных подмостках павлодарскими молодыми актерами, — это история о вечных ценностях – на том и этом свете.
— Спектакль о том, как относиться людям к своей жизни и к тому, что их окружает, — рассказывает директор и художественный руководитель «Променя» Денис Аверьянов. — О ценностях жизни и о ценности самой жизни. И название интригующее – «Тварь ли я?». В спектакле будет ответ: все люди есть твари, которые относятся к жизни беспечно, думают, что жить они будут вечно. На самом деле это не так. Все действие происходит в чистилище, где есть прокурор, обвиняемый и жертва. Есть и высший судья.

В тот сезон Аверьянов вернулся в Павлодар после окончания учебы. И «Промень» вышел на новый виток. «Получив бесценный опыт и образование, хочется поделиться ими с молодежью, которая жаждет получить знания, навыки в плане театрального развития. Все что я умею, чему научился, я передам студийцам и труппе», — отмечал Денис Аверьянов. К слову, в том сезоне  обучение студийцев обновилось — появилась новая специализация «медиа-артиста» (звукорежиссер, художник по свету и инженер по визуальной графике).
Новая постановка – и снова эксперимент. В 2014 году это литературно-музыкальная композиция «Тонкая линия жизни». Летом – работа творческой лаборатории «Режиссерский квартет». В проекте участвовали студенты театральных вузов Екатеринбурга, Новосибирска, Томска. Итогом работы стали четыре спектакля от четырех режиссеров. А осенью состоялся традиционный набор в студию юных любителей театра.
2015 год ознаменовался молодежной «театрализацией» Павлодарского региона. Состоялся театральный фестиваль «Новая территория — 2015». Десять любительских  театров Павлодарской области показали десять спектаклей на сценах Дворца культуры им. Естая.
— Мы вышли на новый уровень работы – организационный. Выиграли соцзаказ по театральному развитию Павлодарской области, — сообщил руководитель «Променя» Денис Аверьянов. — И теперь помогаем любительским театральным коллективам. В том числе педагогам, которые хотят открыть в школах театральные кружки.
А на фестиваль в Алматы променевцы отправились со спектаклем на военную тематику «Аушвиц». Говорить о Холокосте, о детях в войне и мире – непростая задача. И «Промень» с ней справился достойно.

2016-й выстрелил суперпроектом, к которому готовились целый год. «Хорнады» — первая рок-опера Казахстана. Премьеру посвятили 10-летнему юбилею «Променя». И это действительно оказалось событием казахстанской сцены в лучших бродвейских традициях. Шоу-мюзикл «Хорнады» по пьесе П. Кальдерона «Жизнь — это сон» — совместный проект Продюсерского центра «Carol Group» и народного театра «Промень». В мюзикле были задействованы профессиональные танцоры, вокалисты и актеры, а также участник проекта «Хочу к Меладзе» и «Х-фактор», сборная хореографическая группа из лучших танцоров нашего города, вокальная группа «Алау». Все песни были написаны специально для спектакля на мелодии мюзиклов.
К слову, «Хорнада» с испанского – «жизненный путь человека, пройденный за день». Тема времени в постановке получила отдельную роль. Все меняется, но какими будут эти изменения и что они принесут – решает сам человек. Очень символично.
Театральный фестиваль «Новая территория» провели еще четыре раза. Он из регионального вырос в республиканский. Театралы «Променя» обсуждали планы на предстоящий в 2019 году юбилейный фестиваль – пятый по счету. Но его не будет. И вот еще новости – не будет и театра «Промень».

Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно?

В интервью Александру Логвину в передаче «Откровенный разговор» на «Халык радио» Денис Аверьянов отметил: «Театр «Промень» – не просто помещение, реквизит и декорация. Это дети, в которых, я надеюсь, мне удалось заложить что-то хорошее и светлое. Театр – не место для развлечения, это люди, к сожалению, не понимают. Момент истины в том, что театр – место учебы, когда мы в душу людям вливаем что-то важное. Зритель должен уйти со спектакля не с пустой головой и уж явно не с пустым сердцем».
После завершения последнего театрального сезона и ликвидации «Променя» Денис Аверьянов уехал в Екатеринбург. Отвечая в переписке на мои вопросы и делясь своим личным мнением относительно ситуации, он отметил: к сожалению, в Павлодар не вернусь.
— Что же стало причиной не передачи кому-либо, а именно ликвидации театра «Промень»?
Денис Аверьянов: Новости печальные – театр закрыт. Многие по-разному воспринимают. Может, это только мой пессимистичный взгляд. Причина, наверное, в том, что перспектив развития театра в регионе, да и в Казахстане нет. Плюс ко всему причиной послужил тот факт, что в Год молодежи управление по вопросам молодежной политики лот на развитие театрального движения закрывает. А ведь это было единственное финансирование театра. Передавать театр некому, да и брать никто не хочет. И я не хочу передавать театр менее образованным людям, чтобы дело 14 лет кто-то портил. Такое уже было, когда я уезжал в Екатеринбург на учебу. Театр приходил в упадок. Повторения не будет. Тем более, государству это не нужно: постоянно напряженная атмосфера в ГДК, а новый директор Асылбек Сапарбекулы как будто только ожидает, когда театр уйдет и освободит кабинеты. Никакой поддержки. Все, что делалось, делалось за наш собственный счет. И еще за счет госсоцзаказа с 2015 года. Это как раз тот лот, который закрыли. Выходит, все делалось для того, чтобы молодежь театральную выжить. Никому молодежный театр в Павлодаре и Казахстане оказался не нужен.
— Какие условия необходимы сегодня молодежным театрам для работы и развития?

Денис Аверьянов: Это только финансирование и помещение. В Аксу такая же проблема со студенческим театром «Синяя птица», молодежным театром «Аракаста». Молодежи не дают развиваться, театралы нужны только на общественных праздниках. А в остальное время – ютитесь, крутитесь сами. Помещения не дают, сцену не дают. Театр «Аракаста» в Аксу выгнали из ДК имени Донентаева. Получается, что  театральная молодежь есть, но ее никто не поддерживает. Экибастузский театр «Маска», аксуские «Синяя птица», «Аракаста» ездят по фестивалям. Но смысла в их победах нет. Когда встает вопрос о помещениях, о предоставлении профессиональной театральной сцены, у которой есть свои особенности, все регалии превращаются в ноль. Нужно ли положить жизнь на то, чтобы так относились к тебе, к твоим ученикам? Только разочарование осталось. Я, команда, наши ребята – мы топчемся на месте. Чаша переполнилась. Я не вижу смысла дальше что-то делать. Двигаться дальше нет возможности.
— Могли ли эти условия создать для театра «Промень» в Павлодаре?
Денис Аверьянов: Да, могли. Но никому из чиновников это не было нужно. «Да, есть такой театр «Промень», что-то они там копошатся, ну и ладно». Все заслуги – призовые места на Московском, Омском, Томском театральных фестивалях по СНГ и звание народного театра никак абсолютно не влияют. Пытались запускать проект «Дом молодого актера», когда молодежью заведовала Наталья Нефедова, но акимат три года не давал ему хода. То в «Колосе», мол, будем запускать этот проект, то в центре имени Абусеитова, но в результате все заглохло. Нефедову перевели в Экибастуз, на ее место пришел Руслан Тлеулесов. Но поскольку он начинал в «молодежке» с бизнес-сектора, то бизнес-сектор он сейчас и развивает, а не театр. Когда я пришел к нему и сказал, что я руководитель театра «Промень», он ответил, что впервые о таком слышит. Стыдно, что чиновники в регионе впервые слышат о единственном в Павлодаре народном молодежном театре, который существует 14 лет. Надоело доказывать каждому вновь приходящему чиновнику, что ты чего-то стоишь. Мне уже не 18. Надоело бороться с ветряными мельницами. Особенно, когда где-то тебя ждут, дают возможности и ценят то, что ты делаешь, оценивают по твоим профессиональным качествам и по достоинству. И это, к сожалению, не Казахстан.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора и Александра Абраменко, «Наша Жизнь» №20, 30.05.19