Четверг, 28 марта
Меню

Трогательное искусство

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 506
Трогательное искусство

Спектакли для слепых в формате 5D, оперы для людей с ментальными проблемами, танцы для глухонемых колясочников: особенное искусство для особенных людей  давно перестало быть диковинкой в цивилизованном мире. Казахстан тоже делает попытки встроиться в общий тренд, но двигается в этом направлении практически на ощупь.

Жизнь без звука, без изображения и без права голоса. Как воспринимают мир слепоглухонемые люди, какими образами и категориями мыслят, чего боятся, отчего смеются, во что верят – нам, так называемым «обычным» людям, постичь очень сложно. Да мы вообще редко об этом задумываемся. Инвалидов, лишенных одновременно слуха и зрения, в повседневной жизни мы практически не видим. А чего не видим – того как бы и нет.
Но они есть. Они нас тоже не видят – но для них это вовсе не значит, что мы не существуем. Мы часть того мира, черного и безмолвного, который они пытаются познать и в который передают отчаянные сигналы на кончиках пальцев.

Мы этих сигналов не понимаем. Но, к счастью, находятся люди, готовые перевести их на язык искусства. К примеру, в московском Театре наций несколько лет назад поставили очень необычный спектакль — «Прикасаемые». В нем вместе актерами участвовали и слепоглухонемые люди, которые рассказывали «обычным»  зрителям о жизни в темнице собственного тела. Рассказывали, крепко держа за руки артистов – а те озвучивали и делали зримым их причудливый мир, полный неясных образов и ощущений.
В Израиле же слепоглухонемые актеры не ограничились одним проектом. Они создали собственный театр «На лагаат», название которого переводится как «Пожалуйста, дотронься». Дотронуться до этого чуда приходит огромное количество публики, которая в конце спектакля аплодирует ногами: это единственный способ передать артистам свой восторг.
Это не искусство для инвалидов. Это искусство для всех, вне зависимости от наличия способности видеть, слышать или передвигаться самостоятельно. В последнее время во всем мире актуальным трендом стало создание универсальных арт-проектов, учитывающих особенности восприятия разных людей. Незрячие люди теперь могут наслаждаться живописью великих художников: в музеях по всему свету  появляются тактильные объемные репродукции известных картин. Обычно они сопровождаются тифлокомментариями – то есть кратким описанием сюжета.

В России решили сделать еще один шаг в этом направлении: здесь планируют создавать картины для слепоглухих, наполненные ароматами, вибрацией и материалами различных фактур – например, мехом и тканями.
Для слепых ребятишек в некоторых российских городах ставят специальные «невидимые» спектакли. Эффект присутствия максимальный: детвора полностью погружается в атмосферу сказки благодаря разнообразной палитре звуков, запахов и вкусов. Маленькие зрители могут потрогать предметы, принадлежащие персонажам пьесы, ощутить ароматы природы, дуновение ветра, тепло солнечных лучей и даже попробовать, к примеру, яблоко, которое по ходу действия упало с дерева. Такие спектакли часто называют постановками 5D, поскольку в них задействованы все органы чувств человека. И на подобные представления часто приходят не только слепые, но и все прочие зрители — просто потому, что это невероятно интересно.

Понятно, что не у каждого театра есть возможность поставить такой спектакль. Но, по крайней мере, включить в пьесу опцию тифлокомментарий – это могут почти все, и эта тенденция стала уже признаком хорошего тона для многих российских храмов Мельпомены. Незрячим людям выдают специальные наушники, чтобы они могли слышать описание всего, что происходит на сцене: кто вошел, кто вышел, кто кого поцеловал или убил, и как выглядит, к примеру, немая сцена в финале «Ревизора».
Подобный спектакль однажды видели и астанинцы: Сергей Безруков привозил к нам «Сирано де Бержерака» с тифлокомментариями. Актер тогда призывал казахстанские театры также включать в репертуар постановки с аудиодескрипцией. Но наши служители муз внимали призыву как-то вяло. Отечественных спектаклей, учитывающих восприятие незрячих людей, до сих пор нет. Мы, как обычно, плетемся в хвосте мировых тенденций, в то время как в других уголках планеты не устают выдумывать особенные проекты для особенных людей. В Белграде, к примеру, недавно поставили оперу, главные роли в которой исполнили люди с ментальными проблемами. А в Мельбурне создали музыкальный спектакль для аутистов, приспособив пьесу к восприятию людей с когнитивными расстройствами. В зале не гасят свет, не производят громких пугающих звуков, актеры не используют грим, а зрителям разрешается вставать с мест и уединяться в специальных помещениях, если они устали от избытка эмоций.

Москва тоже фонтанирует креативными идеями. Там, к примеру, несколько лет назад прошел танцевальный фестиваль, в котором принимали участие глухонемые дети-колясочники. Ездили туда, кстати, и наши ребята. Надо сказать, что казахстанские инвалиды вообще народ очень творческий и активный. Незрячие люди пишут стихи, глухонемые отлично танцуют и поют при помощи жестов. Вот только зрителей у них почти нет: особенные люди живут в своем особенном мире, а мы, «обычные», заняты своей обычной жизнью.
К счастью, эти две параллельные вселенные иногда все же пересекаются. Благодаря эмпатичным и творческим людям у нас уже проходили выставки тактильных картин, а также мастер-классы по живописи и фотографии для незрячих. Но это все разрозненные отдельные проекты, в этом нет системы и устойчивой тенденции. И тут претензия не только и не столько к чиновникам. Арт-проекты для инвалидов – это не пандусы, их невозможно создать по разнарядке (хотя, к примеру, тифлокомментарии в театрах можно ввести и специальным распоряжением). Чтобы поставить спектакль или создать картины для людей с особым восприятием, нужно иметь мощное воображение и огромное сердце. За этим глупо обращаться к чиновникам. Здесь вопрос к людям творчества: в состоянии ли они создавать арт-события и объекты искусства, которые будут интересны всем – и «обычным», и необычным, и слепым, и глухим, и детям, и взрослым? Уверена, что люди с высоким креативным потенциалом у нас есть. Может быть, Минкульту стоит объявить конкурс на лучший арт-проект для инвалидов? С чего-то же нужно начинать. А там, глядишь, подобные события станут нормой в нашем культурном пространстве, общем для всех – и для «особенных», и для «обычных».
Татьяна Гуторова, специально для «Наша Жизнь» №20, 30.05.19