Пятница, 26 апреля
Меню

Драйверы новые – вопросы старые

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 706
Драйверы новые – вопросы старые

Министр сельского хозяйства упрекнул павлодарских фермеров за упование на субсидии, но обещал помочь. А рядовых граждан интересует, когда перестанет дорожать мясо, производство которого так поддерживает государство.

Субсидий много не бывает?
Аскар Мырзахметов прибыл в Павлодарскую область, чтобы обсудить задачи, обозначенные президентом страны в послании. Сельчан они касаются напрямую, так как агропромышленный комплекс назван в документе «новым драйвером экономики». Это породило очередную программу развития сельскохозяйственной сферы – на 2017–2021 годы. На первый план вышла необходимость загрузить работающие не на полную мощность предприятия по производству масла, мясной и молочной продукции. Министерство показатели или, как их называют, индикаторы будет сверять с заранее заявленными региональными акиматами цифрами. Ставку в достижении результатов делают на диверсификацию посевных площадей: увеличение доли посевов масличных культур, кормов. А реализация идеи сельских кооперативов, по убеждению разработчиков программы, не только повысит предпринимательскую активность на селе, но и позволит нарастить объемы производства, и цель будет достигнута.
Напомним, участниками кооперативов могут стать как крестьянские хозяйства, так и владельцы личных подворий. Стимулировать будут, как полагается, и финансово, предоставляя субсидии, льготные кредиты. Всего этого не лишены и другие представители сферы АПК. Фермерские, аграрные хозяйства получали и продолжают получать помощь от государства по многим направлениям и программам.
Вникать в подробности снижения кредитных ставок, удешевления техники, строительства, обновления поголовья и семенного фонда несведущие граждане уже не в состоянии. Достоверно известно только, что ежегодно направляются в усиление продовольственной безопасности миллиарды тенге, но в передовики сельского хозяйства страна еще не вышла. Вот некоторые цифры по Павлодарской области: на субсидирование растениеводства республиканским бюджетом на текущий год выделены 2,8 миллиарда тенге, животноводства – 2,6 миллиарда. Но этого, оказывается, недостаточно. По крайней мере, «денежные» вопросы стали первыми и главными из тех, что услышал из уст фермеров на совещании в Павлодаре министр сельского хозяйства. Заслушав доклады о реформах, новшествах и планах ведомства, руководители крестьянских хозяйств взялись за микрофоны. Возможно, министр Аскар Мырзахметов надеялся услышать инновационные предложения и идеи для разработанных программ. Но собравшаяся публика расставила приоритеты. Вот лишь некоторые вопросы и ответы.
– В 2016 году у аграриев Павлодарской области были сложности в связи с нехваткой средств на выплату субсидий по животноводству. Благодаря вашему содействию вопрос был решен. В текущем году планируется в регионе рост маточного поголовья, введение в строй молочно-товарных ферм, планируется закуп племенного скота зарубежной и отечественной селекции, рост количества животноводческой продукции. Сумма средств на 2017 год – 2,6 миллиарда тенге, что составляет около 50 процентов от заявленной сельхозтоваропроизводителями потребности. Поэтому просьба рассмотреть возможность дополнительного выделения средств аграриям Павлодарской области на развитие животноводства, – озвучил проблему глава известного ТОО «Победа», депутат областного маслихата Александр Поляков.
– Это не вопрос, а пожелание. Судя по всему, вы владеете ситуацией. Возникла она не потому, что деньги есть, но не выделяются. А потому, что есть определенные сложности в бюджете. Но, тем не менее, мы над этим работаем. При первом уточнении бюджета текущего года на АПК были дополнительно направлены 60 миллиардов. При первой же возможности мы стараемся финансировать в полном объеме, – сообщил Аскар Мырзахметов.
– Многие аграрии нашей области являются первичными водопользователями, у которых имеются на балансе насосная, водоводы, подстанции. Но мы лишены возможности иметь субсидирование на возмещение затрат, которое предоставляется конечным водопользователям. У нас большая просьба включить первичных водопользователей в программу субсидирования, – попросил директор «Актогай Агро» Илья Головашов.
– Вообще, в субсидировании 2016 года было много перекосов, и в результате обсуждения с регионами мы все это учитываем. Сейчас изменения находятся на согласовании, – сообщили представители министерства. Конкретно, сообщили они, возвращается дифференцированный подход в возмещении затрат на воду. Если происходит механизированная подача, с использованием техники, а не самотек, это обстоятельство будет учитываться при определении размера субсидий.
– Что касается конкретного выделения субсидий, то опять же все упирается в наличие денег, – пояснил министр и предложил выступить следующему участнику беседы. Им стал Кайрат Абишев, директор КХ «Данекер»:
– Большой рахмет за инвестиционные субсидии, буквально вчера получили. Хотел задать два вопроса: нам по «Дорожной карте бизнеса» построили водовод орошаемого участка в 600 гектаров. Мы там планировали сделать молочно-товарную ферму на 600 голов. На сегодня по линии АКК (Аграрно-кредитной корпорации – НЖ) денег нет. Крупный рогатый скот мы хотим приобрести в лизинг, но под него требуются залог. Это проблемно. И второй вопрос: с этого года не предоставляют субсидии на строительство молочно-товарных ферм. Вернут ли их в будущем?
По первому вопросу представитель аграрной корпорации тут же пояснил, что выделенный в 2009 году нацфондом транш в 120 миллиардов тенге уже освоен, но инвестированные в проекты средства уже возвращаются. И далее программы будут продолжены, их формат сейчас уточняется. На второй вопрос ответил сам министр.
– Давайте я начну со второго вопроса в части строительно-монтажных работ. Мы считаем, и это надо было четче довести до наших товаропроизводителей, что мы будем администрировать только те затраты, которые на самом деле можно просчитать и увидеть. Потому что не секрет, что не все строятся по типовым проектам. Зачастую многие проекты в области сельского хозяйства реализуются индивидуально. И возникают вопросы. Одна и та же ферма, один и тот же объект может быть построен на разные суммы. В одном месте 50 миллионов тенге, в другом – 100 миллионов. Это трудно подсчитать, может быть, построено за пять миллионов тенге, а выдают кредит на 50 миллионов? Исходя из этого, было принято решение субсидирования типовых проектов. Полностью отметать компенсацию за строительство не будем, осуществляться оно будет при соблюдении озвученного условия, – терпеливо объяснил Аскар Мырзахметов, при этом дав понять, что перегибать палку не стоит. – Коллеги, скажем честно! Сегодня же не 90-й год и даже не 2000-й. Жили же без этого! Сейчас преподносят так, как будто не будь инвестсубсидий, все встанет. Помимо строительно-монтажных работ другие вещи остаются ведь. Мы включили в прошлом году сельхозтехнику, потому что она нужна. Другие виды включили. Понятно: чем дешевле, тем лучше. А бесплатно – вообще хорошо! Это мнение и других государственных органов, и на это тяжело нам аргументированно возражать.
Задавались вопросы по возмещению затрат на переработку масличных культур, оборудования коровников и так далее.

Кто удешевит мясо и молоко?
Пока крестьяне и фермеры небезуспешно решают свои важные проблемы, сельхозпродукты продолжают дорожать. В магазинах Павлодара цена за килограмм говядины достигла 1800 тенге. Цена в 1500 тенге никого не удивляет, дешевле можно купить на социальной ярмарке, не придираясь к качеству. Но планка поднимается к 2000, что недавно казалось непостижимым. Корреспондент «Нашей жизни» поинтересовалась у представителей республиканского ведомства, считают ли такую цену адекватной и когда инструменты госпомощи благоприятно скажутся на ценах для потребителя?
– Если по цене на мясо говорить, это сезонные колебания, которые бывают ежегодно. Еще были девальвация, экономические причины, но в первую очередь сказывается сезонность, – не соглашается с неумолимостью тенденции Берик Нигмашев, директор департамента сельскохозяйственной кооперации Минсельхоза.
– Но скачки все больше.
– Но ведь дорожает не только мясо, и вся другая продукция! – констатирует собеседник.
Берик Нигмашев уверен, что участники нового направления – сельхозкооперации, – могут на ситуацию повлиять. Как мы говорили выше, ее участниками могут стать и хозяева личных подворий, которым не обязательно возводить дополнительные строения и инвестировать в расширение. Зато объединившись в «двадцатку», мини-фермеры получат ряд преимуществ, в том числе пятидесятипроцентную скидку на приобретение убойной площадки или молокоприемного пункта, субсидирование комбикормов, произведенной и сданной на переработку продукции, предусмотрено льготное кредитование личных подсобных хозяйств. В целях активизации работы по созданию сельскохозяйственных кооперативов министерством разработана схема приобретения молокоприемных и убойных пунктов без первоначального взноса путем передачи их в лизинг через АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства». В качестве первоначального взноса предусматривается использование выделяемых инвестиционных субсидий в объеме 50 процентов от общей стоимости. Кооперативы будут получать по 10 тенге за литр сданного на переработку молока, 20 тысяч тенге за каждую голову крупного рогатого скота и 1500 тенге за тушу овцы при сдаче на переработку.
– Это один из потенциальных рычагов для снижения цены. Потому что себестоимость продукции будет намного дешевле, производит каждый у себя дома, – уверен Берик Нигмашев.
Область на хорошем счету в плане организации кооперативов. Но пока реально работает треть из зарегистрированных субъектов. Этого мало, чтобы план министерства по насыщению рынка сработал.
– В Павлодарской области было запланировано к 1 апреля создать четырнадцать сельхозкооперативов. На сегодняшний день зарегистрированы уже семьдесят, девятнадцать из которых имеют по двадцать участников, имеют свое перерабатывающее оборудование двадцать один. Так что, по нашим данным, сегодня создан именно двадцать один сельскохозяйственный кооператив, реально занимающийся продукцией, а не на бумаге. Это тридцать процентов от зарегистрированных. А министерством ставится задача не регистрация, а обеспечение работой, – привел данные на Берик Нигмашев. – Так что вопрос острее о дооснащенности, доведении числа участников в каждом кооперативе до требований министерства, что позволит получать микрокредиты и другую господдержку. Несмотря на это, в текущем году запланировано открыть в регионе еще тридцать кооперативов, что реально. И заниматься не обязательно молоком и мясом. Ведь в регионе развито овощеводство, налажено производство меда, – высказался представитель министерства.
Сейчас выводы о реализации «Операция кооперация» делать рано. Остается надеяться, что она не обернется погоней за показателями и за льготными деньгами.
Ирина Адылканова, газета «Наша Жизнь» №15, 20.04.17