Пятница, 29 марта
Меню

Скорбный бизнес

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1925
Скорбный бизнес

Отдел ЖКХ разыграл конкурс по содержанию городских кладбищ на 2017 год. Из казны выделили пять миллионов тенге. Победителем объявлен ИП «Golden ice». Однако директор подрядной фирмы Олег Сагадатов заявляет, что приступить к своим обязанностям по захоронению бездомных и уходу за погостом не может, якобы чиновники из отдела жилищно-коммунального хозяйства не предоставляют ему документы. Кроме того, предприниматель заявил, что намерен бороться с бизнесом по продаже земельных участков для захоронений.

Итоги обычного тендера, проводимого отделом ЖКХ, переросли в целый скандал. Сначала горожане узнали, что на погребение бездомных ежегодно из бюджета выделяются огромные суммы. К примеру, в 2017-м начальная стоимость услуг стоила 10 миллионов тенге.
Желающих обслуживать погост не много, напротив, рынок практически монополизирован: в городе всего три фирмы, занимающиеся ритуальными услугами. Стоимость начальной цены в тендере снизили вдвое, за пять миллионов, согласно состоявшемуся конкурсу, работать на могильниках должно ИП «Golden ice». Вот тут павлодарцы узнали подноготную этого бизнеса. Первым язык развязался у нового подрядчика. Олег Сагадатов заявил журналистам о том, что, не успев приступить к своим обязанностям, столкнулся с множеством нарушений в работе.

 – Я запросил в отделе ЖКХ документы на кладбища: границы, схемы, санитарное состояние, численность могилок и т. д. Без этих бумаг я не могу принять объект. Скоро родительский день, а на территории мусор и грязь — чистить погост я не имею права, официально я там никто. Но в отделе ЖКХ мне открытым текстом сказали, чтобы я не лез в этот бизнес, чтобы уступил место ТОО «Ридо». Заместитель начальника отдела Казазанин мне тоже сказал: мол, никаких документов на кладбища я тебе не дам, покажу границы руками и иди обслуживай. То есть они выживают меня из этого рынка, делают так, чтобы я не мог работать, – заявил журналистам подрядчик Олег Сагадатов.
На официальный запрос руководитель отдела ЖКХ Зкрья Султангазинов отписал: мол, подрядчик сам виноват: «До сегодняшнего дня подрядной организацией не предоставлены документы для регистрации в РГУ «Департамент казначейства Павлодарской области… проекты границ кладбищ имеются. ИП «Golden ice» отказывается от совместного выезда для обозначения границ кладбищ и проверки на соответствие техники и обслуживающего персонала согласно условиям конкурсной документации… Составлен акт об отказе участия в совместном выезде».
Подрядчик стоит на своем, мол, чиновники его никуда на совместный замер границ погостов не приглашали. Спор на этом бы и закончился, если бы Олег Сагадатов не стал возмущаться другими моментами. Что называется, тронул за живое павлодарцев. Так, предприниматель во всеуслышание заявил, что якобы предыдущие «хозяева» кладбищ продавали места для захоронений на территории Суворовского кладбища.
– Я обратился в прокуратуру Павлодара, Министерство национальной экономики, чтобы выяснили, на каком основании для захоронения тел усопших на старом кладбище взималась оплата за землю. На Суворовском погосте есть коммерческие, ветеранские аллеи, первые и центральные улицы. Часовня, расположенная в центре, со всех сторон прижата свежими могилами. И ни для одного павлодарца не секрет, что место в среднем стоит 100–150 тысяч тенге. Конкретно этим бизнесом на протяжении нескольких лет занимается ТОО «Ридо». Я сам не знал тонкости дела, а когда выиграл тендер, стал изучать закон и выяснил, что земля для погребения дается совершенно бесплатно, – говорит Олег Сагадатов.
В отделе ЖКХ поспешили успокоить павлодарцев тем, что провели некий анализ, в результате чего смело утверждают, что землю ТОО «Ридо» никогда не продавало.
– Насчет того, что продается земля для могил, скажу, что это неправда. Территория кладбищ по закону по всей стране является государственной собственностью, и никто не имеет права требовать деньги с родных усопших. Другое дело – оказание ритуальных услуг: копка могилы, опускание, установка памятника. Да и вообще, Суворовское кладбище, так сказать, закрытое. Новых захоронений там нет, есть только подзахоронения. К примеру, возле мужа жену могут положить, – прокомментировала специалист отдела ЖКХ Багдат Жингулова.
На территории Павлодара расположены три кладбища: «Суворовское» и «Северное» – христианские, а также одно мусульманское.
На протяжении почти 30 лет по данному тендеру выигрывала одна и та же фирма – ТОО «Ридо», занимающаяся ритуальными услугами. Его директор Анатолий Конвишер решил в стороне от конфликта не оставаться. Говорит, на погосте у него работают шесть человек. И никто из них не продает государственные земли. Другое дело, родственники усопших сами просят оказать услуги.

– Коммерческих аллей на кладбище нет. Есть и были «договорные» аллеи, так сказать. Мы собирали тех людей, которые хотели бы, чтобы дополнительно ухаживали за их участками. Человек произвел захоронение и хочет, чтобы ухаживали за его намогильными сооружениями. Соответственно, мы брали три тысяч тенге в год. В эту стоимость входила уборка весенняя, то есть венков, листьев и прочее. Остальные же, прежде чем захоронить человека на территории старого погоста, подписывают договор на услуги. Конкретно там прописано, что человек платит за то, что будут предоставлены ритуальные услуги, а именно: копка могилы, опускание гроба и засыпание песком могилы. И три года услуга по уходу. Это прописано в договоре, – заявил Анатолий Конвишер.
Из всего, что сказано, напрашивается вывод – читать внимательно договор. Потому как павлодарцы на улице, пользователи в социальных сетях сплошь и рядом рассказывают свои истории о том, как они когда-то покупали земли для погребения своих родных или друзей. Однако, по сути, это только слова, никто не смог предоставить договор, где черным по белому указана графа продажи клочка земли с указанием стоимости. Что самое интересное, горожане даже не удивились громкому заявлению Олега Сагадатова.
Существуют ли «коммерческие» аллеи – сейчас разбираются надзорники. Прокурор города Ержан Булегенов в ответе на наш запрос сообщил, что в его ведомство обратились павлодарцы с жалобой о том, что с них взяли деньги за землю на кладбище. В то время как «в соответствии со статьей 109 Земельного кодекса РК из земель общего пользования, занятых и предназначенных под кладбище, на каждого умершего жителя, поселения или лицо без определенного места жительства на захоронение бесплатно выделяется земельный участок не менее шести квадратных метров».
По заявлению предпринимателя Олега Сагадатова надзорники направили письма в департамент внутреннего аудита и в общество зашиты прав потребителей. В ближайшее время проверяющие обещали обнародовать результаты проверки.
Жанна Хабдулхабар, газета «Наша Жизнь» №14, 13.04.17