Шубы, свитера, ушанки – Европа готовится к предстоящей зиме. Избежать ледяных объятий энергетического кризиса не получится – это понимают все. И начинают загодя выкручивать лишние лампочки из люстр и организовывать специальные пункты с горячим чаем.
Ночная стирка
На Европу спускается ночь, и из всех квартир начинают доноситься неясный гул и глухое урчание. Нет, это не утробный рык вампиров и не жалобные стоны замерзающих обывателей. Это стиральные машины. Их здесь обычно включают после полуночи. Именно в это время почти вдвое снижается стоимость электроэнергии, чем и спешат воспользоваться рачительные домохозяйки.
Это не последствия энергокризиса. Ночные эконом-тарифы на электричество в Старом Свете применяют уже много лет. Соответственно, в это же время люди включают и бойлеры. Здесь они есть практически у всех, ибо централизованное горячее водоснабжение – явление редкое и, опять же, очень дорогое.
Так что привычка принимать ванну считается буржуйской, и позволить себе эту роскошь могут очень немногие. Тем более что и ванн, как таковых, у большинства просто нет – только душевые кабинки.
Евроспартанцы
Вам уже хорошо, дорогие соотечественники, читающие эту статью лежа в теплой ванне с ароматной пенкой? Порадую вас еще больше.
В то время как вы встречаете зиму с открытой форточкой, потому что невыносимо жарят батареи, европейцы надевают дома по два свитера, а ночью заползают под два одеяла. Потому что днем радиаторы (там, где они вообще есть) еле теплые, а на ночь центральное отопление отключают вообще.
Это, еще раз подчеркну, давно всем привычные довоенные меры экономии. Тепло- и электроэнергия здесь «кусались» всегда, и европейцы вынуждены были слегка подмерзать, чтобы не разориться на коммуналке.
И вот теперь представьте, что этим людям заявляют: привычная вам спартанская обстановка – это непозволительная роскошь в нынешней ситуации. И предлагают экономить еще фанатичнее. А куда уж фанатичнее?
Теплолюбивых – на нары
И до начала «ледникового» периода тепловые нормативы в Европе были ниже, чем у нас. В Великобритании, например, средняя температура в домах составляла 19–21°С. В Швеции – 21-22°С. В Германии – от 16°С в спальне до 21°С в гостиной. В наших же квартирах по сравнению со Старым Светом зимой просто курорт: до 23–25 градусов тепла, а у кого и больше.
Теперь разрыв будет еще заметнее. Страны Евросоюза ужесточили нормативы: температура в домах европейцев отныне не должна превышать 19 градусов тепла. Меньше – можно, больше – нельзя. А вот, например, бассейны или сауны предлагают вообще не отапливать в морозы.
За нарушение правил будут штрафовать. Или даже можно загреметь в тюрьму: если несознательный теплолюбивый гражданин нанесет государству большой ущерб при отоплении своих домовладений, его могут арестовать.
В офисах температура также не должна превышать 19 градусов – это там, где работа у клерков сидячая. А если выполнение служебных обязанностей предполагает некоторое движение, температуру в помещении снизят до 12–13 градусов. Отапливать коридоры и фойе станет запрещено, как и включать подсветку здания ночью.
При этом мало кто прислушивается к робким голосам медиков, которые предупреждают: заметное понижение температуры в квартирах и офисах может негативно сказаться на здоровье многих граждан – в особенности пожилых людей и пациентов с хроническими заболеваниями.
Ягодки впереди?
Зима еще не началась, а энергокризис уже больно бьет по европейцам. В Венгрии, к примеру, где резко выросли тарифы на электричество, стали закрываться библиотеки, театры, спортивные комплексы, бассейны и спа-центры.
А в Берлине подобные социальные учреждения используют по-иному. В них открывают так называемые «пункты тепла», где все замерзающие смогут согреться и выпить горячего чайку. Это часть пакета помощи жителям столицы Германии, который обойдется правительству в 1,6 миллиарда евро. Новые меры поддержки призваны помочь берлинцам пережить зиму в условиях неконтролируемого роста цен.
В пунктах тепла уже людно, хотя пока что погода балует европейцев: на улице солнечная золотая осень, днем температура воздуха достигает 15–17 градусов тепла.
Зима, однако ж, уже совсем рядом. Европейцы в тягостном ожидании: какие испытания грядут в ближайшие месяцы, никто не знает. Все надеются на лучшее, но готовятся к худшему.
Татьяна Гуторова, Сербия, специально для «Наша Жизнь»