Получить удовольствие от высокого искусства, отрешиться от всех проблем, погрузившись в прогулки по фантастическим мирам, приглашают павлодарские музейщики. В большом зале областного художественного музея открылась персональная выставка известного казахстанского, павлодарского живописца и графика Валерия Приходько. Экспозиция из 150 работ посвящена памяти художника, ушедшего из жизни в 2021 году.
Работы Приходько наполнены философией, иронией, воплощением метафор и иносказаний. Его независимость граничила с гордостью первооткрывателя, поясняют специалисты. Он создавал новое, личное, собственное, не похожее ни на что другое. И в то же время очень спорное. Эта выставка – посвящение мастеру от его друзей, близких, коллег, почитателей и ценителей.
– Мы не имеем права забывать художников. Мы решили, что годовщина ухода из жизни художника будет ознаменована выставкой памяти, – говорит заместитель руководителя Павлодарского областного художественного музея Ольга Пашко. – 150 творческих работ живописи и графики – малая толика того, что есть в мастерской художника. Это остается потомкам и частично будет храниться в семье художника, у его дочери и внуков. Часть будет передана художественному музею, и мы сможем показывать полноценные выставки его работ. О Приходько знают очень многие, не только в Казахстане, но и за рубежом. Его выставки проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Омске, в Алматы, Нур-Султане, Павлодаре и т. д. Крупные музеи, музей Абылхана Кастеева в Алматы имеют его работы в своих коллекциях.
Валерий Михайлович Приходько родился в 1949 году в Мурманске. Но родным и любимым считал Павлодар. Закончил Красносельское училище художественной обработки металла (отделение скань-эмаль) в 1970 г. После окончания вернулся в Павлодар, отказавшись от многих предложений. Здесь он видел себя и свое творчество.
– Валерий Приходько – человек, удивительно тонко чувствующий и обладающий индивидуальным великолепным космосом, – рассказывает член Союза художников РК, педагог, художник-мастер Ольга Ловина. – Его мироощущение неповторимо. Мне приятно смотреть на его работы, которые я видела, как они появлялись на свет. Мы не только окончили одно училище, но и долгое время были соседями по мастерским в Павлодаре. Валера закрывался в мастерской, чтобы его ничто не отвлекало. Он был великий труженик. И бывали такие вечера, когда в минуту отдыха он говорил: «Ольга, погляди, что я сегодня сделал». Смотришь и улетаешь в неповторимые, волнующие работы. Мои дочери-художницы, которые практически выросли в мастерской, помнят: они всегда были обласканы вниманием Валерия Михайловича. То какую-нибудь игрушечку для них разрисует и подарит, то маленькую картиночку и т. д. Все это трепетно хранится.
Вспоминается еще очень важное: беседы об изобразительном искусстве, о своем месте в нем. Мы оба – выходцы из училища в Красном Селе на Волге, это в памяти навсегда. Обучение там велось очень многоплановое: профессионально скульптура, технология металлов и т. д. Оттуда всегда выходили крепкие рисовальщики, живописцы. Но вот масляной живописи там не было. И тут видно, что творческая дорога Валерия Приходько – уникальна. Это отражено и в его искусстве в металле. В его колье «Бахыт» я вспоминаю такой раскованный ювелирный стиль, очень смелый. Это вызов – оттолкнуться от традиций и пойти своим путем. Я тоже художник по металлу, я это понимаю. Традиции – то, что дает нам корни, силы. А своей личной дорогой в искусстве идти всегда сложнее.
Благодарю художественный музей, родных, друзей и товарищей Валерия Михайловича, подаривших городу эту выставку. Мы можем еще раз восхититься работами великолепного художника.
В Павлодаре Приходько много занимался ювелирными изделиями, монументальными работами, освоил искусство витража, создавал серии линогравюр и офортов. Много учился у мастеров прошлого и у современников. Стимулом стал приезд в Павлодар знаменитого казахстанского графика Евгения Сидоркина, который поддержал развитие оригинального стиля Приходько. Много дала поездка на творческую базу Союза художников СССР «Сенеж» в Подмосковье. Как говорил сам Валерий Приходько, примером и источником вдохновения для него были незаурядные творцы, такие как первый казахстанский сюрреалист, художник С. Калмыков, композитор А. Шнитке.
– Мы постарались сделать экспозицию емкой. Не смогли показать последнее прощание с художником, и сейчас мы эти чувства выплеснули, – пояснила член Союза художников РК, искусствовед, куратор выставки Елена Дубовая. – Валерий Приходько – тот человек, который фундаментальные стили в искусстве через себя пропускал, все впитывал. И музыку, конечно, тоже: притча во языцех – Приходько и Шнитке. Это и художники, которых он любил: литовский композитор и художник Чюрленис, эстонский график, народная художница Виве Толли, российский художник Павлинов и т. д. И, конечно же наш казахстанский художник Сергей Камыков. Это его внутренние собеседники. Но Приходько ни от кого не зависел в своем творчестве, в выборе тем и предпочтений. Его работы на сюжеты из Библии, Ветхого Завета, сказаний и притч всегда притягивали внимание. Здесь уже нужно зрителю больше знать, тянуться к теме, будить в себе ассоциации. Его вступление в живопись было графичным – это были рисунок, металл, линия. Мы взяли наугад 5 его альбомов, на выставке они представлены зрителям, их можно полистать. А их там космическое число в мастерской. Вот так рождается рисунок – первооснова для художника. Чуть подальше – красивая, нежная, бархатная гуашь начала 90-х. Затем идет изысканная акварель. И последние 20 лет – это акрил. Он захлестнул художника, не давал ему продыха, помогал ему осваивать живописные, композиционные моменты. Художник подарил нам очень ранимый, хрупкий, но в то же время фантастический, но обжитой мир.
Валерий Приходько – график, живописец, член Союза художников Казахстана. Участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок с 1969 года. В 1975-м принят в молодежное объединение при Союзе художников СССР. С 1981 года член Союза художников СССР. С 1991 года – член Союза художников Казахстана, с 2006 года – член-корреспондент Академии художеств РК. Академик Академии художеств РК с 2016 года.
– В 80-х годах Валерий Приходько был членом, председателем художественного совета, – вспоминал на вернисаже художник-живописец, член Союза художников Казахстана Осербай Шуранов. – Как художник он очень много работал. Здесь 150 работ, а в мастерской – более 1000, наверное. Он был примером для нас – много работал, причем в различных техниках. Им было сделано много эскизов, росписей. Это был очень честный, добродушный человек, всегда поддерживал своих коллег. Как академик представлял наш регион в других регионах Казахстана, общался с зарубежными коллегами. Его в последние годы представляли к различным наградам, в том числе госпремии республики. Мы не забудем его – он выполнял для искусства Казахстана огромную работу.
У каждого профессионального художника свой собственный мир. Он живет в нем, и социализация порой очень сложная – с тем миром, где живем мы с вами, говорят искусствоведы.
– Мы познакомились с Валерием Приходько еще в студенческие годы, – вспоминает член Союза художников РК Майя Хусаинова. – Тогда на улицах Куйбышева и Дзержинского был так называемый «Брод» – павлодарский «Бродвей», где собиралась прогрессивная молодежь. Это были самые интересные молодые девушки и ребята Павлодара, все они потом состоялись. И вот в один из вечеров к нам запросто подошел невыносимо красивый, экстравагантный молодой человек в длинном кожаном пальто: «Я художник!» С тех пор длилась наша дружба. Он всегда был молодой, озорной, легкий. А еще все, кто его хорошо знал, помнят, что он был даже где-то по-детски наивен. Это замечательная черта из детства была сохранена и в его картинах. И здесь в экспозиции я вижу очень много новых работ. Тут даже их названия говорят о том, что это непростая личность. Он был неординарен, жил в очень интересном и порой закрытом для зрителя мире. А сейчас мы видим, какой он был интересный колорист. Я об этом не задумывалась, вспоминая его работы периода более темной, сдержанной цветовой палитры. Тут и необычная живописная манера, и рельеф указывают на то, что по образованию он был художником прикладного искусства. После ухода художника из жизни в этом мире остаются его работы. И у меня такое ощущение, что он где-то здесь. Энергетика идет от каждого холста.
Творчество Приходько – это и образ жизни, и образ мыслей. Каждое его произведение открывает новые грани яркой художественной индивидуальности, неординарной и самобытной. В его работах целостный мир, как магическое зеркало, отражает сущностные черты личности.
– Валерий Приходько – мощный мастер, создавший свою абсолютную вселенную, вырастив из Ветхого Завета, античного искусства и ренессанса. Все это он переработал и создал что-то свое и новое. Его работы напоминают перегородчатую эмаль металлопластики, при этом он великолепный живописный колорист – у него получился удивительный сплав, – считает член Союза художников РК, живописец Евгений Фридлин.
Произведения Приходько хранятся в фондах госмузея имени Кастеева и Дирекции выставок СХ Казахстана в Алматы, Павлодарского художественного музея, ДХВ Министерства культуры СССР в Москве, в частных коллекциях Казахстана и зарубежья.
– Его картины написаны особым почерком. В них он показал свои чувства, желания, переживания и мечты, – отметила на вернисаже памятной выставки дочь художника Ольга Приходько. – Папа очень любил Павлодар. Город всегда был для отца вдохновением для творчества. Я горжусь своим отцом, и восхищаюсь его трудом – сколько работ! Он всегда работал, трудился, потому что занимался своим любимым делом. И, думаю, поэтому был счастливым человеком.
Широкое разнообразие представленных на выставке работ дает возможность продемонстрировать многолетнюю целенаправленную работу Мастера, его искания, замыслы, воплощения его жизненной философии. И еще – позволит зрителю совершить шествие по недоступной для остальных вселенной художника, к которой он дает возможность прикоснуться в своих картинах и графических листах. Тем интереснее эта экспозиция – ведь художник продолжает жить в своих работах.