Суббота, 23 ноября
Меню

Неординарные миры Валерия Приходько

  • Ирина Ковалёва
  • 846
Неординарные миры Валерия Приходько
фото автора

Получить удовольствие от высокого искусства, отрешиться от всех проблем, погрузившись в прогулки по фантастическим мирам, приглашают павлодарские музейщики. В большом зале областного художественного музея открылась персональная выставка известного казахстанского, павлодарского живописца и графика Валерия Приходько. Экспозиция из 150 работ посвящена памяти художника, ушедшего из жизни в 2021 году.

Работы Приходько наполнены философией, иронией, воплощением метафор и иносказаний. Его независимость граничила с гордостью первооткрывателя, поясняют специалисты. Он создавал новое, личное, собственное, не похожее ни на что другое. И в то же время очень спорное. Эта выставка – посвящение мастеру от его друзей, близких, коллег, почитателей и ценителей.


– Мы не имеем права забывать художников. Мы решили, что годовщина ухода из жизни художника будет ознаменована выставкой памяти, – говорит заместитель руководителя Павлодарского областного художественного музея Ольга Пашко. – 150 творческих работ живописи и графики – малая толика того, что есть в мастерской художника. Это остается потомкам и частично будет храниться в семье художника, у его дочери и внуков. Часть будет передана художественному музею, и мы сможем показывать полноценные выставки его работ. О Приходько знают очень многие, не только в Казахстане, но и за рубежом. Его выставки проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Омске, в Алматы, Нур-Султане, Павлодаре и т. д. Крупные музеи, музей Абылхана Кастеева в Алматы имеют его работы в своих коллекциях.


Валерий Михайлович Приходько родился в 1949 году в Мурманске. Но родным и любимым считал Павлодар. Закончил Красносельское училище художественной обработки металла (отделение скань-эмаль) в 1970 г. После окончания вернулся в Павлодар, отказавшись от многих предложений. Здесь он видел себя и свое творчество.


– Валерий Приходько – человек, удивительно тонко чувствующий и обладающий индивидуальным великолепным космосом, – рассказывает член Союза художников РК, педагог, художник-мастер Ольга Ловина. – Его мироощущение неповторимо. Мне приятно смотреть на его работы, которые я видела, как они появлялись на свет. Мы не только окончили одно училище, но и долгое время были соседями по мастерским в Павлодаре. Валера закрывался в мастерской, чтобы его ничто не отвлекало. Он был великий труженик. И бывали такие вечера, когда в минуту отдыха он говорил: «Ольга, погляди, что я сегодня сделал». Смотришь и улетаешь в неповторимые, волнующие работы. Мои дочери-художницы, которые практически выросли в мастерской, помнят: они всегда были обласканы вниманием Валерия Михайловича. То какую-нибудь игрушечку для них разрисует и подарит, то маленькую картиночку и т. д. Все это трепетно хранится.

Вспоминается еще очень важное: беседы об изобразительном искусстве, о своем месте в нем. Мы оба – выходцы из училища в Красном Селе на Волге, это в памяти навсегда. Обучение там велось очень многоплановое: профессионально скульптура, технология металлов и т. д. Оттуда всегда выходили крепкие рисовальщики, живописцы. Но вот масляной живописи там не было. И тут видно, что творческая дорога Валерия Приходько – уникальна. Это отражено и в его искусстве в металле. В его колье «Бахыт» я вспоминаю такой раскованный ювелирный стиль, очень смелый. Это вызов – оттолкнуться от традиций и пойти своим путем. Я тоже художник по металлу, я это понимаю. Традиции – то, что дает нам корни, силы. А своей личной дорогой в искусстве идти всегда сложнее.

Благодарю художественный музей, родных, друзей и товарищей Валерия Михайловича, подаривших городу эту выставку. Мы можем еще раз восхититься работами великолепного художника.

Две рыбы и бык. 1995 го. В. Приходько

В Павлодаре Приходько много занимался ювелирными изделиями, монументальными работами, освоил искусство витража, создавал серии линогравюр и офортов. Много учился у мастеров прошлого и у современников. Стимулом стал приезд в Павлодар знаменитого казахстанского графика Евгения Сидоркина, который поддержал развитие оригинального стиля Приходько. Много дала поездка на творческую базу Союза художников СССР «Сенеж» в Подмосковье. Как говорил сам Валерий Приходько, примером и источником вдохновения для него были незаурядные творцы, такие как первый казахстанский сюрреалист, художник С. Калмыков, композитор А. Шнитке.

Из поэтической тетради. Серия Весна. 2003 год. В. Приходько

– Мы постарались сделать экспозицию емкой. Не смогли показать последнее прощание с художником, и сейчас мы эти чувства выплеснули, – пояснила член Союза художников РК, искусствовед, куратор выставки Елена Дубовая. – Валерий Приходько – тот человек, который фундаментальные стили в искусстве через себя пропускал, все впитывал. И музыку, конечно, тоже: притча во языцех – Приходько и Шнитке. Это и художники, которых он любил: литовский композитор и художник Чюрленис, эстонский график, народная художница Виве Толли, российский художник Павлинов и т. д. И, конечно же наш казахстанский художник Сергей Камыков. Это его внутренние собеседники. Но Приходько ни от кого не зависел в своем творчестве, в выборе тем и предпочтений. Его работы на сюжеты из Библии, Ветхого Завета, сказаний и притч всегда притягивали внимание. Здесь уже нужно зрителю больше знать, тянуться к теме, будить в себе ассоциации. Его вступление в живопись было графичным – это были рисунок, металл, линия. Мы взяли наугад 5 его альбомов, на выставке они представлены зрителям, их можно полистать. А их там космическое число в мастерской. Вот так рождается рисунок – первооснова для художника. Чуть подальше – красивая, нежная, бархатная гуашь начала 90-х. Затем идет изысканная акварель. И последние 20 лет – это акрил. Он захлестнул художника, не давал ему продыха, помогал ему осваивать живописные, композиционные моменты. Художник подарил нам очень ранимый, хрупкий, но в то же время фантастический, но обжитой мир.

Петрарка и Лаура. 2002 год. В. Приходько

Валерий Приходько – график, живописец, член Союза художников Казахстана. Участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок с 1969 года. В 1975-м принят в молодежное объединение при Союзе художников СССР. С 1981 года член Союза художников СССР. С 1991 года – член Союза художников Казахстана, с 2006 года – член-корреспондент Академии художеств РК. Академик Академии художеств РК с 2016 года.

– В 80-х годах Валерий Приходько был членом, председателем художественного совета, – вспоминал на вернисаже художник-живописец, член Союза художников Казахстана Осербай Шуранов. – Как художник он очень много работал. Здесь 150 работ, а в мастерской – более 1000, наверное. Он был примером для нас – много работал, причем в различных техниках. Им было сделано много эскизов, росписей. Это был очень честный, добродушный человек, всегда поддерживал своих коллег. Как академик представлял наш регион в других регионах Казахстана, общался с зарубежными коллегами. Его в последние годы представляли к различным наградам, в том числе госпремии республики. Мы не забудем его – он выполнял для искусства Казахстана огромную работу.

У каждого профессионального художника свой собственный мир. Он живет в нем, и социализация порой очень сложная – с тем миром, где живем мы с вами, говорят искусствоведы.

Путешественница. 2000 год. В. Приходько

– Мы познакомились с Валерием Приходько еще в студенческие годы, – вспоминает член Союза художников РК Майя Хусаинова. – Тогда на улицах Куйбышева и Дзержинского был так называемый «Брод» – павлодарский «Бродвей», где собиралась прогрессивная молодежь. Это были самые интересные молодые девушки и ребята Павлодара, все они потом состоялись. И вот в один из вечеров к нам запросто подошел невыносимо красивый, экстравагантный молодой человек в длинном кожаном пальто: «Я художник!» С тех пор длилась наша дружба. Он всегда был молодой, озорной, легкий. А еще все, кто его хорошо знал, помнят, что он был даже где-то по-детски наивен. Это замечательная черта из детства была сохранена и в его картинах. И здесь в экспозиции я вижу очень много новых работ. Тут даже их названия говорят о том, что это непростая личность. Он был неординарен, жил в очень интересном и порой закрытом для зрителя мире. А сейчас мы видим, какой он был интересный колорист. Я об этом не задумывалась, вспоминая его работы периода более темной, сдержанной цветовой палитры. Тут и необычная живописная манера, и рельеф указывают на то, что по образованию он был художником прикладного искусства. После ухода художника из жизни в этом мире остаются его работы. И у меня такое ощущение, что он где-то здесь. Энергетика идет от каждого холста.

Факир уходит из цирка. 2003 год. В. Приходько

Творчество Приходько – это и образ жизни, и образ мыслей. Каждое его произведение открывает новые грани яркой художественной индивидуальности, неординарной и самобытной. В его работах целостный мир, как магическое зеркало, отражает сущностные черты личности.

– Валерий Приходько – мощный мастер, создавший свою абсолютную вселенную, вырастив из Ветхого Завета, античного искусства и ренессанса. Все это он переработал и создал что-то свое и новое. Его работы напоминают перегородчатую эмаль металлопластики, при этом он великолепный живописный колорист – у него получился удивительный сплав, – считает член Союза художников РК, живописец Евгений Фридлин.

Был карнавал. 2000 год. В. Приходько

Произведения Приходько хранятся в фондах госмузея имени Кастеева и Дирекции выставок СХ Казахстана в Алматы, Павлодарского художественного музея, ДХВ Министерства культуры СССР в Москве, в частных коллекциях Казахстана и зарубежья.

– Его картины написаны особым почерком. В них он показал свои чувства, желания, переживания и мечты, – отметила на вернисаже памятной выставки дочь художника Ольга Приходько. – Папа очень любил Павлодар. Город всегда был для отца вдохновением для творчества. Я горжусь своим отцом, и восхищаюсь его трудом – сколько работ! Он всегда работал, трудился, потому что занимался своим любимым делом. И, думаю, поэтому был счастливым человеком.

Петрарка и Лаура. 2002 год. В. Приходько

Широкое разнообразие представленных на выставке работ дает возможность продемонстрировать многолетнюю целенаправленную работу Мастера, его искания, замыслы, воплощения его жизненной философии. И еще – позволит зрителю совершить шествие по недоступной для остальных вселенной художника, к которой он дает возможность прикоснуться в своих картинах и графических листах. Тем интереснее эта экспозиция – ведь художник продолжает жить в своих работах.