Суббота, 23 ноября
Меню

Город ястребиный

  • Ирина Ковалёва
  • 1183
Город ястребиный
фото автора

В необычной фотовыставке в Доме-музее Павла Васильева объединили два повода и два времени – прошлое и настоящее. Экспозицию посвятили Дню города и дню памяти знаменитого евразийского поэта Павла Васильева. На кадрах представили воспетый им в стихах Павлодар, «мой город ястребиный» — 100 лет назад и в наши дни.


Ученые и литераторы говорят о Павле Васильеве, как о поэте ХХ века, объединившем две культуры – русскую и казахскую. Благодаря его переводам и пересказам казахских легенд, народных сказаний, песен акынов, миллионы людей познакомились с огромным культурным наследием Великой степи. Его произведения стали мостом между Европой и Азией. Поэт воспевал в своем творчестве культуру и красоту Востока и Запада, евроазиатское содружество, достоинство земли, на которой жил. Городу детства, родному краю посвящены многие произведения Васильева.


27-летний поэт стал жертвой репрессий, как многие выдающиеся поэты и писатели советской эпохи. 85 лет назад, 16 июля 1937 года Васильев был расстрелян в Лефортовской тюрьме. Казненный по доносу, поэт на долгие годы был не просто забыт, а запрещен. Его имя вновь открыли спустя годы. Сегодня его поэзия, воспевающая любовь к родным просторам, честность и свободу, актуальна как никогда.


В память о поэте 16 июля ежегодно собираются ученые-васильеведы и поклонники его таланта. В 2022 году в этот день павлодарцы отметили еще и День города, где прошло детство и юношеские годы Павла Васильева. На выставке «Павлодар – город детства Павла Васильева» в доме-музее собрали 40 фоторабот с видами города на Иртыше. 20 видов в двух временных измерениях – тогда и сейчас.


В музее поясняют: «Мы постарались представить зрителям город детства выдающегося поэта-земляка, показать перемены архитектурного облика Павлодара, происходившие и происходящие сейчас: как было и как стало. Автор «старого» Павлодара – Дмитрий Багаев, современного – Михаил Брюховец. В экспозиции видно, как запечатлен на фотографии Д. П. Багаева «отстроскулый красавец Иртыш», улицы, воспетые П. Васильевым, по которым «… не вчера ли/ По Троицкой мы с песнями прошли/ И в прятки на Потанинской играли?..».


Город детства поэта застыл в сохраненных фотомгновениях известного фотографа-этнографа Дмитрия Багаева. Таким Павлодар навсегда остался в сердце Павла Васильева. Неслучайностей много. Дмитрий Поликарпович Багаев бывал в доме Васильевых. Сохранилась и фотография маленького Паши Васильева, сделанная в знаменитом багаевском фотопавильоне.


Зрители памятной выставки смогли на время погрузиться в прошлое, взглянуть на Павлодар 20-х годов ХХ века. А затем вернуться в настоящее и увидеть по-новому 20-е годы ХХI века. Багаевские ракурсы в наши дни повторил фотограф Михаил Брюховец. Причем воссоздать удалось и, казалось бы, утраченные точки съемки. Ведь Дмитрий Багаев фотографировал торговую площадь и Владимирский собор с пожарной каланчи на берегу Иртыша. Ее давно нет. А Троицкую улицу (ул. Сатпаева) с видом на Ак-мечеть он снимал со Свято-Троицкого собора, который был разрушен в 30-х годах ХХ века. На помощь пришла современная фототехника.