В понедельник в Павлодаре открылась выставка работ Александра Бибина. Посвятили ее 83-летию со дня рождения знаменитого художника. Заодно презентовали первый автобиографический альбом мастера с большим архивом фотографий его лучших работ. «Это просто фантастика!» – воскликнули многие, листая страницы увесистого издания. Бибин даже после смерти продолжает удивлять своим безграничным талантом. Оказывается, всем знакомый художник-раблезианист был не только гениальным живописцем, но и великолепным стихотворцем и прозаиком. Причем писал очень коротко и лаконично, без дежурных фраз и рифм автоматом.
Нового Бибина павлодарцам открыла его муза – Антонина Илларионовна. Именно она стала автором и главным редактором книги, куда вошли статьи о художнике и репродукции 165 его полотен, в том числе «Голубой вязальщицы», покорившей Евгения Евтушенко. Антонина Илларионовна призналась, что шла к этому важному событию целых 12 лет.
– Когда его не стало, я дала себе обет, что сделаю выставку и издам большой каталог. Но все эти годы никак не получалось, просто не было средств. У меня же денег не было, а когда продавала его картины, собрала сумму, которой хватило на издание, – не скрывает большой радости муза художника.
В альбоме в качестве вступления использованы слова известных деятелей культуры, которые были близко знакомы и дружили с художником. Среди них – Михаил Шейнин, Евгений Евтушенко, Эрнст Неизвестный, Олег Целков, Наум Шафер. Много в книге и статей разных лет.
– Александр Иванович Бибин – явление настолько уникальное, причем не только в нашей павлодарской среде художников, искусствоведов, артистов и других деятелей культуры и искусства, но это явление грандиозное во всем Казахстане. Это наше достояние, гордость нашего народа. Его талант был высочайше оценен самыми выдающимися людьми современности. Это был очень скромный человек. Даже имея такую популярность, такое признание, в жизни оставался крайне простым и доступным, – поделилась воспоминаниями известный искусствовед Майя Хусаинова.
Напомним, что родился Бибин в селе Береговое Железинского района, а в 1941 году обоих его родителей репрессировали. В два года мальчик попал в детский дом. Изобразительным искусством увлекся еще в школьные годы, благо были хорошие педагоги. Жизненные сложности и испытания быстро закалили в нем особый человеческий характер. В 1961 году молодой Бибин уехал в Алма-Ату поступать в художественное училище, а потом вернулся в родное Прииртышье и создал ряд больших витражей, которые по сей день украшают многие здания. В 2002 году, уже после исторической встречи с Евтушенко, состоялась его выставка в Московском музее современного искусства Церетели. А вот то, что он одновременно писал стихи и увлекался философской прозой, знали только самые близкие люди.
– Для всех это действительно большой культурный шок. Мы потрясены безграничностью его таланта. Он открывается с новой неизвестной стороны, – выразила свое восхищение литературовед, бывший директор музея литературы и искусства им.Бухар жырау Роза Игибаева. – Он был очень начитанным, потрясающим и внимательным человеком. Старался навещать наш музей литературы и искусства, потому что ему было дело и до литературы, и до искусства разных жанров, ему было важно поддерживать коллег и друзей, которые заняты в этой сфере. Думаю, многие, кто его знал, запомнили, как Александр Иванович шел по улице Торайгырова в свою мастерскую с сумочкой через плечо, на голове беретик, и всегда улыбался окружающим. С ним всегда было удивительно тепло. Я могла приходить и подолгу рассматривать его картины – очень светлые, радужные, такие порой смешные, но все очень жизненные.
«Тонкая нить былого», «Рождение души», «Молитвы», «Молодость», «Непогасший свет» – каждое его небольшое произведение насквозь пропитано громадной любовью к людям и родным степным просторам. Он мастерски мог уложиться в 5–6 коротких абзацев и рассказать о большом и невероятно богатом мире своих мыслей, фантазий, о своих радостях и переживаниях. А еще – поделиться мудростью жизни. Вот уж точно говорят, краткость – сестра таланта!
– Переживала, волновалась, но потом благодаря помощи стольких многих людей потихонечку успокоилась: директор нашего музея взял на себя большую ношу, Елена Викторовна сильно помогла, друзья и коллеги поддержали. Одна бы я не справилась с книгой. Были у меня, как говорит молодежь, «закидоны»: то вдруг одно не понравилось, то другое исправить захотелось, но в типографии безоговорочно принимали мои замечания и терпели все мои прихоти. Кто-то называет его диссидентом, но я этого не люблю. Он был нормальный человек, одаренный природой, умный, грамотный, и сейчас точно уже могу сказать, что он был гениальный, и пусть его работы продолжают радовать людей, – поделилась своими откровениями Антонина Илларионовна.
Книга о творчестве Александра Бибина вышла ограниченным тиражом – всего 300 экземпляров. В ближайшее время ее можно будет найти и почитать в библиотеках города. Что касается вернисажа знаменитого мастера кисти, то она продолжит работать в художественном музее до 22 мая.