Четверг, 4 декабря
Меню

«Это от истощения»: что сказали врачи матери ребенка, умершего от пневмонии

  • Майя Шуакбаева
  • 48
«Это от истощения»: что сказали врачи матери ребенка, умершего от пневмонии
Фото: Асхат АМАНБЕКОВ

Валентина Хамитова уже год обходит стороной Экибастузскую городскую больницу и свою поликлинику. 2 декабря семья отметила годовщину со дня смерти младшего ребенка Алихана. Мама неоднократно обращалась в медицинские учреждения города, но правильный диагноз малышу поставили только врачи скорой медицинской помощи за пару часов до смерти, передает @lifepvl.kz.  

Маленький Алихан стал четвертым и долгожданным ребенком в семье Валентины Хамитовой. Последние роды у женщины были девять лет назад. Поэтому она с болью пересматривает последние видеозаписи с сыном, который навсегда останется малышом в возрасте года и девяти месяцев. 

12 ноября ребенок почувствовал себя плохо. Валентина вызвала участкового врача, но она, сославшись на большое количество заявок, не пришла, а дала матери рекомендации пропить «Ангисепт» по телефону. Малышу спустя какое-то время стало лучше. 

24 ноября у мальчика опять повысилась температура. Дозвониться до участкового врача Валентина не смогла, медсестра на участке рекомендовала ей обратиться к другому врачу.    

—  Пришли на приём, она послушала и сказала, что у нас ангина. Назначила антибиотик «Аугментин», но не написала продолжительность лечения (…) Я начала давать лекарство, ему полегчало. А 1 декабря у него появилась одышка, — рассказывает Валентина. — Мы обратились в приемный покой городской больницы, дежурный врач нас принял. Я еще ему протягиваю ребенка, говорю: послушайте, какое у него дыхание. А он от нас так отстранился. Говорит: кашля нет. Сказал, что у него стоматит. Он даже элементарно не взял кровь у него. Это я не знаю ничего, впервые столкнулась с одышкой, я из-за этого учащего дыхания и поехала в приемный покой.  А тут педиатр, он уже слышал, что у ребенка нарушен ритм сердцебиения.  

Валентина уехала домой. Весь следующий день до вечера женщина с надеждой ждала прихода участкового врача из поликлиники (после приёма в больнице – М.Ш.). В это время состояние ребенка ухудшилось. Приехавшие врачи скорой помощи сразу по приезду диагностировали пневмонию и госпитализировали малыша, предупредив о его тяжелом состоянии. 

— Его забрали в реанимацию. А через три часа оттуда выходит врач выходит и говорит, — собранная с виду Валентина срывается в слезы. – «Мы поставили ему укол, чтобы снять одышку. Он впал в кому. Мы подключили его к аппарату ИВЛ». И все…

В ночь со второго на третье декабря Алихана не стало. 

— Когда я пришла узнавать фамилию того врача, кто дежурил 1 декабря, заведующая приемного покоя уже меня ждала, — рассказывает Валентина Хамитова. — Она мне начала говорить, что от такой пневмонии не умирают, и у него произошел отек мозга.  Я говорю: из-за чего произошел? От истощения. Я говорю: какое истощение? Не каждый двухгодовалый ребенок весит 12,3 килограмма. Ваш же врач 1 декабря его взвешивал.  Она говорит: ну, он же два дня не кушал, болел. Кто ей такое сказал? Так он кушал, пил чай, перекусывал, — возмущается убитая горем мать. 

Валентина Хамитова обратилась в Департамент комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК по Павлодарской области, который в январе 2024 года сообщил об итогах внеплановой проверки в ПК «Дисконт» и КГП на ПХВ «Экибастузская городская больница»:

«В ходе проверки факты, изложенные в Вашем обращении, подтвердились. Вызов врача на дом к ребенку был обслужен по телефону, в нарушение утвержденных стандартов оказания медицинской помощи детям. Запись ВОП от 12.11.24 года формальная, установлен диагноз – фарингит, назначены препараты, противопоказанные детям до 1 года (ротокан, ангисепт). Назначена антибактериальная терапия, при этом не указана продолжительность курса лечения. При поступлении в приемный покой Экибастузской городской больницы 1.12.24 года отмечается недооценка тяжести состояния. В нарушение утверждённого протокола диагностики и лечения не проведено в полном объёме обследование – не сделан рентген грудной клетки, анализ крови. Все выявленные в ходе проверки дефекты качества оказания медицинской помощи повлияли на исход заболевания».

Департамент комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК вынес предписание, материалы проверки направили в управление здравоохранения региона, Павлодарский филиал ОСМС, а также в полицию для принятия процессуального решения.

По словам Валентины Хамитовой, двух врачей поликлиники и больницы привлекли к административной ответственности. А в полиции материалы списали в номенклатурное дело. И только после того, как женщина осветила ситуацию в социальных сетях, правоохранительные органы возбудили по факту гибели ребенка уголовное дело о ненадлежащем выполнении профессиональных обязанностей медицинским работником.

По делу были назначены несколько экспертиз. Экспертиза, проведенная аккредитованным независимым экспертом, кандидатом медицинских наук Разумовым С.А. гласит, что основной причиной смерти малолетнего пациента стала острая дыхательная недостаточность III степени и инфекционно-токсический шок на фоне двусторонней внебольничной пневмонии тяжелого лечения. 

В заключении Разумов указывает, что на амбулаторном этапе назначались антибиотики и жаропонижающие без динамического контроля со стороны врача, «течение болезни без улучшения болезни на протяжении 20 дней». Действия персонала стационара он назвал правильными, но поздно начатыми — из-за крайне тяжелого состояния ребенка при поступлении. По его мнению, была возможность исключения летального исхода при «своевременном обращении за медицинской помощью и динамического наблюдения врачом».

В результатах следующих экспертиз выводы экспертов довольно размыты и богаты на формулировки, вроде «не удалось определить скорость инфузии допамина из-за низкой читабельности листа назначения» или «не в компетенции клинического фармаколога», выступающего экспертом.  По этой причине Валентина требует проведения очередной экспертизы:

—  Хочу справедливости. На моем месте может оказаться любой человек. Я хочу, чтобы они в следующий раз знали. А они до сих пор работают. Почему их не убирают, не отстраняют от работы?  Год прошел, ни один из них не позвонил, не выразил соболезнования. Даже врач скорой позвонила. А они, как ходили, так и ходят. Значит, считают себя правыми.   

Валентина продолжает бороться в память о сыне. Она собирается на прием к министру внутренних дел РК. 

В региональном управлении здравоохранении от комментариев воздержались, сославшись на ведущееся следствие и данные, не подлежащие разглашению. 

Фото публикуется с разрешения В.Хамитовой