
Роман Куликов уверен, что в Павлодаре действует настоящая преступная группа по продаже краденных за рубежом автомобилей. В 2021 году он, пытаясь помочь знакомому, сам оказался втянутым в эту схему, передает @lifepvl.kz.
Все началось с просьбы теперь уже бывшего по понятным причинам друга оформить на себя за небольшое вознаграждение машину, пригнанную из России.
«Я согласился. А оказалось, что новенький Hyundai Tucson, 2020 года выпуска, 25 февраля 2021 года был угнан в Санкт-Петербурге. Автомобиль числился в розыске в рамках уголовного дела, возбужденного УМВД по Выборгскому району. Каким-то образом уже в Омске бездомный оформил этот автомобиль на себя, купив его у несуществующего лица. Затем машину пригнали в Павлодар, здесь также какой-то бездомный оплатил утилизационный сбор, а после ее оформили на меня. Причем автомобиль поставили на учет не в Павлодаре, а почему-то в Семее. Потом знакомый попросил меня оформить доверенность на третье лицо. Этот человек впоследствии продал машину в автосалон, где ее приобрел уже, говоря по букве закона, добросовестный покупатель. Он пару лет ездит, потом случайно узнает, что машина в угоне. Автосалон возвращает владельцу деньги, машину ставят на штрафстоянку, возбуждают уголовное дело. При этом автосалон предъявляет мне иск. Мы проиграли два суда, и теперь я должен выплатить автосалону около 20 млн тенге за машину, которую в глаза не видел», — рассказывает Роман Куликов.
Летом этого года межрайонный суд по гражданским делам города Павлодара установил, что гражданин К. действительно приобрел в 2021 году у ТОО «ADD System» за 10,2 млн тенге автомобиль, который, как оказалось, находился в розыске. Машину у ничего не ведавшего владельца изъяли, договор между ним и ТОО расторгли, а деньги за автомобиль вернули владельцу. ТОО «ADD System» подал иск к Роману Куликову о признании договора купли-продажи недействительным.
Здесь важно отметить, что подпись Романа Куликова под договором купли-продажи автомобиля, по словам и.о. начальника Северного отдела полиции Павлодара Азамата Бисенова, кто-то подделал. По этому факту полицией возбуждено уголовное дело.

«Экспертиза показала, что это не его подпись. В настоящее время мы проводим досудебное расследование в рамках подделки документов», — говорит Азамат Бисенов.
По требованию Романа Куликова, пытавшегося доказать, что он не подписывал никакого договора-купли продажи, суд назначил почерковедческую экспертизу. Однако, цитирую решение суда по гражданским делам: «доводы Куликова Р.В. не нашли объективного подтверждения, а проведенная экспертиза свидетельствует о невозможности достоверной идентификации подписанта по причинам, не зависящим от эксперта».
В результате суд удовлетворил иск автосалона, признал договор купли-продажи недействительным, а с Романа взыскал стоимость автомашины и судебные расходы, в общей сложности 11,8 млн тенге.
Дом молодой семьи Куликовых, которой нет и года, теперь под арестом. Роман с супругой Еленой живут в постоянном стрессе, разрываясь между судами, полицией и назойливыми звонками коллекторов, сумма к взысканию у которых каким-то образом! выросла до почти 20 млн тенге (!). Роман писал заявление в полицию по факту мошенничества, но расследование по этой статье открывать не стали.
«Я думаю, что кто-то заинтересован в том, чтобы это дело не продвигалось. Потому что потерпевших много, фактов тоже очень много. А из нас просто сделали крайних. Мы оказались крайними, и на нас повесили такую сумму. Сейчас машина стоит на штрафстоянке, забрать ее никто не может. Не знаю, знает ли хозяин в Санкт-Петербурге, что его машину нашли», — задается вопросом супруга Романа Елена.
«У моего знакомого, который и просил меня оформить на себя машину, такая же история. На него тоже повесили большую сумму. Судя по тому, что там несколько автомобилей, скорее всего, это какая-то годами наработанная схема. Автомобиль пригоняют, перепродают, потом выясняется, что он в угоне. Тяжело и стыдно перед женой, родителями за то, что как бы и не виноват, но оказался в такой ситуации», — признается Роман.
Адвокат Гульмира Кажиева, к которой обратился Роман Куликов, разводит руками. Суды проиграны. Доказать слова Романа с каждым днем сложнее. Однако у опытного юриста остается множество вопросов.

«Как вообще данный автотранспорт прошел через границу РФ и РК? Как машина была снята с учета на территории РФ, если она была угнана там? Почему не в павлодарском автоЦОНе ставили на учет эту машину? Активно работают мошенники, не побоюсь этого слова. Это целая организованная преступная группа. В таких условиях никто не может быть застрахован от покупки краденной машины. Последний покупатель купил «чистую» машину в автоцентре, заплатил за нее деньги. Если раньше подделывали документы, регистрационные данные, то сейчас лица, виновные во всем этом, до такой степени обнаглели, что даже оставляют на машине родные VIN-коды», — говорит Гульмира Кажиева.
Напомню, в 2023 году в Павлодаре также вскрылся факт продажи в автосалоне угнанного за рубежом автомобиля. В ответ на мой журналистский запрос тогдашний директор ТОО «АВТОДОМ ПАВЛОДАР» Дастан Аймурзинов сообщил следующее:
«Была выявлена одна жалоба от покупателя автомобиля. В процессе разбирательства покупателю была возмещена полная, рыночная стоимость автомобиля… Мы считаем, что следует вернуть проверку идентификационных номеров, присвоенных заводом-изготовителем для выявления подобных ситуаций на ранних этапах».
Депутат Мажилиса Парламента РК Мурат Абенов верит, что поправки, которые он и его коллеги недавно инициировали, повысят ответственность за продажу краденных автомобилей.
«К сожалению, в 2021 году внесли изменения, по которым вывели автомобили из-под действия закона «О защите прав потребителей». Назвали его технически сложным товаром, мол, доказать, что автомобиль некачественный почти невозможно. Эту поправку лоббисты протащили в пользу якобы отечественного автопрома.
В новом законе мы прописываем, что теперь по любым нарушениям, связанным, к примеру, с купленной машиной, в течение 30-45 дней человеку должны вернуть деньги. Если автомобиль ввезен законно, но, к примеру, с неточно составленными документами, и человек не сможет им пользоваться, то тот, кто продал такую машину, во-первых, вернет деньги; во-вторых, заплатит штраф на ту же сумму; в-третьих, должен будет обменять некачественный товар на новый автомобиль.
А если говорить о продаже краденых машин, то это налаженная преступная схема, в которой участвуют и сотрудники МВД, и сотрудники автоЦОНов. Очень много уголовных дел, когда незаконно автомобили регистрируют. Я считаю, что это те дыры, которые нужно закрывать и привлекать к строгой уголовной ответственности», — прокомментировал Мурат Абенов.






