Среда, 19 ноября
Меню

Запрет ГПХ, стаж отцов и уменьшение разницы зарплат – какие изменения хотят внести в трудовое законодательство РК

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 33
Запрет ГПХ, стаж отцов и уменьшение разницы зарплат – какие изменения хотят внести в трудовое законодательство РК
Фото: pixabay.com

Сегодня в первом чтении в Мажилисе рассмотрели законопроект, который должен повлиять на отношения работников и работодателей, передает @lifepvl.kz.

ГПХ – не для всех

Депутаты всерьез обеспокоены договорами ГПХ. Сегодня некоторые работодатели их заключают вместо трудовых договоров, чтобы избежать дополнительных налогов. Парламентарии предложили запретить заключать подобные договора, если сотрудник в реальности следует трудовому распорядку коллектива, ходит на работу, присутствует на рабочем месте с утра до вечера.

Вообще отменять договора ГПХ не собираются. Для разовых услуг, например, заказать услуги электрика или купить 10 уроков по английскому языку, они вполне себя оправдывают, но не для постоянных рабочих отношений.

«Чем это опасно? По ГПХ работник лишён социальных гарантий: не может воспользоваться оплачиваемым отпуском, женщины не могут получить отпуск по беременности и родам, не начисляются пенсионные взносы, отсутствует медицинское страхование. Теперь мы ставим этому чёткий барьер. Если в отношениях имеется хотя бы один признак трудового договора, заключение ГПХ будет запрещено. В результате десятки тысяч людей получат полноценные социальные гарантии», — заявил на заседании Мажилиса депутат Асхат Аймагамбетов.  

В кулуарах он отметил, что таким образом работник будет защищен пенсионными отчислениями, соцвыплатами, отпусками и больничными. А если работодатель откажется заключать трудовой договор, работник может обратиться в трудовую инспекцию и его права восстановят.

Трудовой стаж – отцам!

Еще одну несправедливость депутаты увидели в трудовом стаже, который засчитывается матерям, если они находятся в декретном отпуске по уходу за ребенком, но не засчитывается отцам, когда они уходят в такой же отпуск. Ранее, кстати, один из казахстанцев подал заявление в Конституционный суд по этому поводу и выиграл. По мнению суда, забота о детях должна быть равноправной для обоих родителей и время ухода за ребёнком при отсутствии работы должно учитываться в трудовом стаже любого из них.

«Да, сегодня, если мать уходит в декрет по уходу за ребёнком, этот период засчитывается в её трудовой стаж. Потом, при назначении базовой пенсии, это имеет значение. Но отцы сегодня не защищены. Поэтому в законопроект мы включили норму, что отцы, которые находятся в декретном отпуске по уходу за ребёнком, также смогут включить этот период в свой трудовой стаж. То есть если отец сидит с ребёнком до трёх лет, этот период будет засчитываться в его стаж при назначении базовой и солидарной пенсий. Я работал в министерстве, знаю, что немалое количество тех, кто работает на госслужбе, воспользовались этим правом и ушли в декрет. Такие же процессы были в военизированных организациях. Следует признать, что решение о выходе в декрет родители принимают, исходя из семейных обстоятельств. Если у отца более высокая заработная плата или есть другие факторы, супруги могут решить, что именно он возьмет отпуск по уходу за ребенком. Если раньше такая возможность была только у женщин, то теперь ею могут воспользоваться и мужчины», — пояснил Асхат Аймагамбетов.

Неравенство выплат

Рассмотрели в законопроекте и разницу в выплатах между зарплатами иностранцев и казахстанцев, работающих на одной и той же позиции, но с разным вознаграждением. По мнению депутатов, она не должна кратно отличаться между специалистами, которые выполняют одну и ту же работу и соответствуют одинаковым требованиям. Депутаты потребовали законодательно закрепить, какой может быть разница между минимальной и максимальной ставкой на одной и той же должности, на одном и том же предприятии.

Трудовые споры

Очень интересный момент: если на предприятии происходят трудовые споры, то сейчас комиссию по расследованию создает и возглавляет сам работодатель. Депутаты считают, что в таком случае расследование проходит субъективно и работник не верит в справедливость. Предложили включать в такие споры сторонних медиаторов, родственников пострадавшего и его адвокатов.

Производственные травмы

Здесь, как выяснилось, вообще нет четкого стандарта. И в каждом регионе свой классификатор травм, одна и та же травма в одном регионе может быть признана «тяжелой», в другом — «легкой». Депутаты возмутились, что врачи при определении тяжести до сих пор используют методические рекомендации 1994 года, которые не являются ни нормативным актом, ни законом. Мажилисмены предложили Минздраву утвердить единые правила определения производственной травмы, что уже давно используется во многих цивилизованных странах.

Вина работника

«Сам виноват» — пожалуй, самый частый вердикт при ЧП на предприятиях. В итоге на работника в большинстве случаев возлагают 50, а то и 70 процентов вины за инцидент. После такого вердикта сам работник теряет право на компенсацию и самое главное – собственное здоровье. Депутаты предложили прописать законодательно, что даже если судом установлена грубая неосторожность работника, то его вина не может превышать 25 процентов. С одной стороны это защитит пострадавшего, с другой – стимулирует работодателя обеспечить и контролировать условия труда, а также не уходить от ответственности.

Евгения Бодрова, Астана, специально для НЖ