Творчество как индустрия. Креатив теперь – не только средство самовыражения, но и элемент развития национальной экономики. Разбираемся, что такое креативная индустрия и экономика. И обсуждаем с поэтом и педагогом Ильей Приходченко, как может повлиять креативная индустриализация на павлодарскую творческую молодежь.
Экономика должна быть креативной
Павлодар планируют сделать экспериментальной площадкой для реализации креативных проектов. Из позитивных примеров – Иманбек и Скриптонит. Креатив – понятие широкое. От актуального тренда на роспись стен уличных зданий – муралов, дизайна, кино и анимации до различных фестивалей, киберспорт-турниров, хакатонов, мастер-классов и прочего. Как отметил аким Павлодарской области Абылкаир Скаков, задача властей, НПО, центра креативной индустрии – создать благоприятные условия для творческой молодежи.
Начал деятельность Проектный офис для разработки концепции развития казахстанской креативной индустрии. В том числе, чтобы определиться, что же такое, собственно, креативная экономика. Стратегию определили так: создание условий для самореализации творческой молодежи с государственной поддержкой.
Как же будут регламентировать вдохновение и оценивать его экономически? В чем молодым творческим казахстанцам можно будет проявить себя на родине? И заодно поднять еще мало освоенный новый сектор экономики? Пока неясно, как все реализуют на деле. Но из практических мер господдержки талантливых представителей новой культуры, которые отметил на заседании правительства в сентябре министр национальной экономики РК Асет Иргалиев, будет рассмотрена, в том числе, возможность создания Фонда поддержки креативной индустрии.
И вот на встрече с представителями креативной индустрии замакима Павлодарской области Сакен Шаяхметов читал рэп. А директор Центра молодежных инициатив Толеген Айтбаев заявил, что в Павлодаре создали «Жастар хаб» – площадку, где можно проводить бизнес-встречи и тренинги.
Дальше – больше. Для обсуждения планов на диалоговой площадке в Павлодар приезжал руководитель республиканского проектного офиса по развитию креативной индустрии Данат Жумин. Он отметил, что наш регион – один из самых перспективных в стране.
– Главная цель этой работы – развитие национальной экономики, ведь, если есть возможность зарабатывать на творчестве, нужно делать это, – подчеркнул Данат Жумин. – Сегодня креативная индустрия составляет 2,3 % казахстанского ВВП, в ней задействовано 3,6 % всех занятых в стране. Пока в нашем законодательстве нет определения, что такое креативная индустрия, а, значит, нет уполномоченного органа, который бы занимался этой сферой, и конкретной политики по ее развитию. Кроме того, меры господдержки не ориентированы на креативную индустрию, и ей не хватает обученных кадров.
Есть сложности и с инфраструктурой, где творческой молодежи попробовать себя, перенять опыт единомышленников и выпускать собственный продукт. В Павлодаре такой открытой для всех желающих площадкой должен стать арт-центр «Technikum», который планируют запустить уже в следующем году на базе бывшего железнодорожного колледжа.
– Есть много людей, которые хотели бы поделиться своими талантами, но им некуда пойти, – сказал глава региона Абылкаир Скаков. – Поэтому мы решили презентовать такой центр, где можно будет заниматься спортом, проводить творческие ярмарки и мастер-классы, получать новые знания. Надеемся, он станет местом встреч творческой общественности и генерирования креативных идей. Проект центра совсем скоро должен пройти государственную экспертизу, и на следующий год мы будем закладывать финансирование для его реализации.
Объявлен конкурс на должность директора арт-центра. Подчеркивается, что кандидат в руководители должен мыслить не как чиновник. Все-таки дело креативное, творческое.
Взгляд изнутри творчества
Как может повлиять креативная индустрия и экономика на творческое общество Павлодара? Мы обсудили нынешнюю ситуацию и планируемые меры с поэтом Ильей Приходченко. Поэт, редактор, литературный коуч, филолог, педагог Илья Олегович Приходченко (творческий псевдоним Илья Аргентум) родился в 1991 году в Павлодаре. Окончил ПГПИ (бакалавриат) и ПГУ (магистратура) по специальности «Русская филология». Работал учителем русского языка и литературы в школах, частных образовательных центрах, преподавателем спецдисциплин в вузах Павлодара. Сейчас преподает в Высшем колледже имени М. Канапьянова ППУ.
– Илья Олегович, как у нас с креативной индустрией, по крайней мере, в литературной среде Павлодара?
– Поэтическая жизнь в Павлодаре за последние 20 лет, о которых я могу судить, практически не меняется. Все происходило достаточно камерно. Например, в нашем литклубе собиралось около 10 человек. Думаю, это нормально для нашего небольшого города. Но от этого не легче. Хотелось бы, чтобы масштаб был больше.
– Что для этого нужно?
– Конечно, хотелось бы сказать, что больше поддержки со стороны государства, в частности, того же департамента культуры. Но обычно на это особо не рассчитывают.
– Почему? Помогают не тем и не так?
– Очень часто мероприятиям, которые, тем не менее, проводятся, элементарно не хватает рекламы. О различных встречах узнаешь либо из личных контактов, по сарафанному радио, либо постфактум – что-то прошло, буквально прошло мимо всех. Многие говорят потом: жаль, а я не знал.
– Как решить эту проблему?
– Я думаю, Павлодару как раз не хватает общеизвестной и более-менее стабильной творческой площадки, которая будет гарантированно закреплена за такими мероприятиями. И не только. Площадка должна дать шанс потенциально любому желающему выступить и высказаться. Конечно, я сейчас сравню несравнимое, но в эпоху Серебряного века были такие площадки – вспомните: «Бродячая собака», «Приют комедиантов». Туда люди просто приходили, зная, что там обязательно будет нечто. И что они гарантированно встретят там себе подобных. И у них будет возможность выйти на сцену и выступить.
– И их услышат?
– Да. Это значимо – быть услышанным теми, кому это важно и интересно. У нас такого, насколько я знаю, сейчас нет. Хотя попытки были неоднократно. Но многие литературные мероприятия с годами превращаются в сухой официоз. Порой как живой мемориал давно минувшему. Мало или вообще нет возможности выступить молодым. И показать себя, а это я считаю главным. Где-то ограничение по времени, где-то по содержанию. Везде рамки, которым нужно соответствовать. А молодежь не хочет этого. Творческая молодежь хочет сказать свое слово.
– Такое отношение может просто отбить охоту у молодых авторов вообще что-то пробовать?
– Для кого-то менее пробивного, страждущего, болеющего поэзией это отобьет охоту. И человек, наверное, реализует себя в чем-то другом, где как минимум можно что-то получить с этого. А те, кто ищут чего-то большего, найдут в других местах, где их оценят. Именно поэтому творческая молодежь старается из Павлодара, к сожалению, уехать. Такие, как я, а я уже не считаю себя молодежью, скорее, исключение. Они остаются верны нашему маленькому провинциальному индустриальному Павлодару. И что-то пытаются делать. Но я понимаю, что со временем могу превратиться в эдакого замшелого стареющего чудака и стать своеобразным памятником эпохи тех, кто пытался что-то сделать.
– Требуется обновление, трансформация?
– Несомненно, обновление нужно. Если мы хотим, чтобы Павлодар оставался одним из культурнейших городов севера Казахстана, уютно-домашним, патриархально-купеческим, какое впечатление он производит на приезжих, чтобы те маленькие литературные традиции, которые у нас есть, были живы. К примеру, у нас в городе есть музей Анастасии Цветаевой, она здесь жила. Есть Цветаевские костры. Но много ли людей знают об этом, читали произведения сестер Анастасии и Марины Цветаевых?
– И как быть?
– Я думаю, нужно менять формат мероприятий и делать шире. Например, чтобы наш Цветаевский костер был праздником не только Цветаевых, а праздником поэзии в целом.
– В чем же сложность переформатирования?
– Поэзия – разная: по тематическому составу, по посылу, по возрасту. Я знаю не одного молодого талантливого автора, и у них есть такие произведения, от которых консервативная публика попадает в обморок. Ведь искусство – это не только красота. Это жизнь, отражение реальности. А жизнь-то разная. И мы восхищаемся не только чем-то красивым в искусстве, но и тем, что нас поражает, что заставляет нас переживать, сопереживать, меняться. Я вхож в круг признанных состоявшихся талантливых авторов, что я очень ценю. И в то же время мне доверяет молодежь, ориентируется на меня. Много в обществе говорят о диалоге поколений. Но пока его нет, как я вижу.
– Как наладить диалог?
– Как я думаю, это должно быть централизованно и организованно.
– Не испортят ли эту инициативу?
– Так часто происходило с культурными и литературными мероприятиями в нашем городе. Я с этим сталкивался.
– Что можете сказать об инициативе создания в Павлодаре арт-пространства для развития креативной индустрии? Там требование к руководителю – чтобы это не был чиновник. Верите, что это изменит ситуацию?
– Как это замечательно! Я такой человек, что у меня всегда есть надежда. Иначе я бы не оставался в Павлодаре. Мне отрадно слышать об этой идее, я не знал о ней раньше. Думаю, если руководитель арт-пространства будет не чиновник, из этого может что-то получиться. Возможно, и я внесу свои предложения в этот проект. Если этим будет заниматься человек, которой делает это не за зарплату, а за идею, как все искусство и должно быть, то будет толк. Но мы опять возвращаемся к тому, с чего начали: почему об этом не знала вся творческая интеллигенция Павлодара, творческая молодежь? Где широкая реклама? К сожалению, у нас в городе те, кто ищут, и те, кто хочет быть найденными, почему-то не сталкиваются. Все молодые авторы, кого я находил, кто приходили в наш литклуб, – случайные знакомства, представляете? Только одна девочка, которая писала стихи, пришла ко мне по рекомендации школьного библиотекаря.
– Сейчас говорят, что ориентируются на тех, кого знает молодежь. Приводят в пример наших молодых земляков – Иманбека Зейкенова, взявшего «Грэмми» за ремикс.
– Хороший пример, получить «Грэмми» Казахстану – это действительно достижение. Но ведь есть истории, когда все происходит по-другому. Павлодарский поэт Костя Павлов трагически ушел из жизни в 2020 году. И только тогда спохватились, стали говорить. Сразу напечаталась книга. К сожалению, и у нас, и в России есть такое – пока ты не умрешь, ты не поэт. Ситуацию нужно менять. Есть молодые авторы, которые хотят быть услышанными сейчас.
– Поможет ли в этом новая креативная программа?
– Хотелось бы. Безусловно, нужно свободное пространство для молодежи. Вспомните русский рок, который развился в совершенно новое явление. По заданию партии выделили место, где молодежи было можно творить, экспериментировать и высказываться в их формате. Им дали сцену, концертный зал. И они сами организовались. А дальше это выросло в уникальное культурное явление мирового масштаба. И я думаю, что назрела необходимость сделать нечто подобное. Были попытки, но раньше они постоянно разбивались о стену нежелания администрации помогать и поддерживать. Как говорится, «не ходите по ковру – вы протрете в нем дыру, не дышите на цветы – они не любят духоты». Если речь идет о креативной индустрии, важно, чтобы она работала здесь, в Казахстане. Творческая молодежь уезжает за границу, чтобы проявить себя реализоваться и заработать. У них должны быть условия для всего этого здесь, дома.
– Еще идет работа по концепции программы. Есть много вопросов по креативной экономике. И если в каких-то сферах произведение – это продукт и товар, то в сфере творчества и искусства пока не все ясно. Нужен менеджмент в этой сфере?
– В том-то и дело, обычно сами творцы не приспособлены к этому, они не умеют, они заточены на другое. Это не наша задача. Я сейчас готовлю к выпуску свою книгу. В этом году планирую сдать первый сборник, уже собран и почти готов второй. Есть стихи минимум еще на две книги. И я на этом не остановлюсь. Дело в другом: вот будут книги, и что? Будет так же, как писала Марина Цветаева: «моим стихам как драгоценным винам настанет свой черед». Но не факт, что он настанет в пределах моей короткой человеческой жизни.
– Вы рассуждаете философски. А юному начинающему автору эти жизненные реалии могут стоить слишком дорого. Как помочь в этой ситуации?
– Творческому человеку важно чувствовать себя среди своих. Ему важно понимать, что он не один. Я неоднократно в юности сталкивался с ребятами, которые, найдя «себе подобных», таких же ищущих, пишущих, творящих, были поражены. Мол, я-то думал, что только мне это интересно, и у нас больше никто не пишет. Благо сейчас есть интернет. И эти молодые авторы фактически живут в интернет-пространстве, общаются в Сети. А реальный город превращается в этакую тюрьму для талантов. Конечно, это грустно и неправильно. А может, аура у нашего города такая.
– И что, остается только уехать и написать воспоминания?
– Интересно, но как раз воспоминания, мемуары о Павлодаре 20–30-х годов я сейчас исследую в рамках в своей кандидатской диссертации. И знаете, что в конце 20-х, что в конце 30-х, все было то же самое. И даже хуже.
– За 100 лет мало что изменилось?
– Изменились размеры города, и, быть может, дороги стали лучше. А сам ген города, похоже, таков и остался. Видимо, столицей нужно родиться. Как и провинцией, и этого уже не изменить. Но, с другой стороны, есть ведь и талантливые провинции, которые рождают гениев. Но очень редко эти гении становятся гениями в провинции. Искусство – это жизнь. Искусство – это правда, даже если иногда и такая грустная.
– Становление креативной индустрии и экономики – как раз о том, чтобы люди творческих профессий и помыслов смогли показать себя, заработать и преуспевать, не уезжая из республики.
– Нужно многое менять. Например, отношение власть имущих к творческим людям. Конкурсы с предсказуемыми результатами со временем перестают угнетать, а только вызывают недоумение. Для себя получил подтверждение от авторитетных для меня людей, я не брошу писать стихи. Но доказывать кому-то что-то – бросил. Люди слушают мои стихи, плачут от них, смеются, говорят: как здорово написано. Для меня моя жизнь – это творческий проект. И мир Божий – та самая арт-индустрия. И я буду держать ответ перед Ним, за то, что я делаю или не делаю. Но я вспоминаю себя 20-летним: как это было обидно, когда ты один! Прошли годы, но и сейчас кто-то из молодых авторов может просто сломаться, не найдя единомышленников и поддержки. Бросит творить. Те, кто ищут, где у нас родник искусства, культуры, творчества и оригинальности, пока не могут этого найти. То им не говорят, то места нет. Стоит надеяться на лучшее. Но для изменения ситуации должен измениться и менталитет, и подход государства. Должны быть и те, кто умеет креатив организовать и поддержать. А я – поэт.