
Как возлюбленная сотрудника СпецЦОНа скупала в месяц десятки «оживленных» иномарок
Исполняющий обязанности руководителя столичного СпеЦОНа No1 Анвар Там-Оглы, его брат – главный специалист СпецЦОНа №2 Хасан Там-Оглы и руководитель последнего Шынгыс Букебаев с помощью друзей из полиции за год смогли «оживить» 462 попавших в аварию либо сгнивших или проданных за кордон автомобиля. Под их видом ставились на учет ввезенные из-за границы транспортные средства без уплаты утилизационного сбора и платежей за первичную регистрацию, передает Hronika.kz.
Два десятка человек занимались поиском для братьев Там-Оглы автовладельцев, желающих незаконно зарегистрировать ввезенные в РК авто. Трое, включая подружку главаря ОПГ, выступали подставными покупателями. Десять сотрудников полиции искали снятые ранее с учета машины и «оживляли» их. Процедура была такой: посредники, найдя автовладельцев, желающих зарегистрировать ввезенное ими транспортное средство и не желающих оплачивать налог и утильсбор, договаривались о цене и получали технические характеристики ввезенной автомашины. Эти теххарактеристики передавались сотрудникам полиции, имеющим доступ к базе «Автопоиск». Те искали снятые ранее с учета автомобили с аналогичными данными для использования их в фиктивной письменной форме сделки. Этот способ постановки на учет в ОПГ и назывался «Оживление».
В случае отсутствия в базе «СЦ «WEB-модуль», подходящего по марке и модели транспортного средства либо в случае, если ввезенная машина была праворульной, госинспекторы территориальных подразделений производили в информсистеме модификацию сведений о транспортном средстве. Этот способ постановки на учет в ОПГ назвали «Корректировка».
В зависимости от марки и модели транспортных средств, а также способа постановки на учет — «Оживление» или «Корректировка» — автовладельцы в среднем платили от 300 тыс. до 1,6 млн тенге.
На третьем этапе Хасан Там-Оглы оформлял поддельные договоры купли-продажи машин на подставных лиц без участия фактических владельцев, вводил ложную информацию в «ИИС ЦОН» и сообщал сотрудникам процессингового центра управления административной полиции департамента полиции о необходимости утверждения фиктивной заявки по базе «СЦ «WEB-модуль».
Завершительным этапом было переоформление транспортного средства с подставного лица на реального владельца и выдача подложного документа.
Члены ОПГ наглели не на шутку. Списанные от ветхости «Лады» и «УАЗы» превращали в новенькие Toyota и Mercedes-Benz, японцами также становились отправленные в утиль… пожарные автоцистерны. «ПАЗ-320402-05», принадлежащий когда-то ТОО «АлматыЭлектроТранс» и проданный им в 2020 году, в 2022 от имени ТОО еще раз «продавался» подставному лицу (чаще всего этим лицом выступала сожительница Хасана) как Kia Optima. А автобусы Yutong ZK6118HGA, проданные тем же «АлматыЭлектроТранс» в 2021 году, через год становились Toyota Camry, Lexus IS 250, Wolkswagen Touareg.
Не смущал даже дипломатический статус бывших владельцев. Так, 12 марта 2011 года посольство Республики Корея в РК сняло с учета в связи со сдачей в утилизацию Hyundai Santa Fe, VIN код: KMHSH81GDBU726960, ГРНЗ: D025081. 14 февраля 2022 года член ОПГ из числа сотрудников полиции, имея доступ к базе «СЦ WEB-Модуль», производит в ней модификацию, меняя Hyundai Santa Fe на Toyota Camry, VIN-коды с «KMHSH81GDBU726960» на «4T1BF1FK6EU964621». После чего 1 марта 2022 г. Хасан Там-Оглы создает фиктивный договор купли – продажи между посольством Республики Корея и своей возлюбленной. Тот же фокус провернули и с посольством США. 3 февраля 2022 г. посольство сняло с учета Toyota Prado, VIN код: «JTEBU9FJ00K022341», ГРНЗ: D001680. 29 апреля 2022 г. Там-Оглы создал фиктивную ПФС между мнимым покупателем и представителем посольства.
Обойдя таким же образом, запрет на первичную регистрацию праворулек, члены ОПГ поставили на учет 73 таких автомобиля. Еще 77 зарегистрированных ими машин фактически в Казахстан вообще не ввозились.
Сравнительный анализ сведений из баз «Автопоиск» и WEВ-Модуль показал, что поиск поступивших на утверждение транспортных средств производился сотрудниками процессингового центра заблаговременно, то есть до поступления заявки на утверждение со Специализированного ЦОН №2. Многие сотрудники ПЦ знали, что транспортные средства, ранее были сняты с учета в связи с утилизацией либо продажей иностранному покупателю, задолго до «оживления», но все как один молчали.
Цифровизация, исключающая возможность коррупции? Я вас умоляю!
Скоро сломается весь МВД?
В декабре 2024 года у нас должно было быть завершено создание информационного комплекса для оперативно-служебной и аналитической деятельности органов внутренних дел. В начале 2000-х годов в МВД была разработана и запущена информационная система «Интегрированный банк данных Министерства внутренних дел Республики Казахстан» (ИБД), обеспечивающая централизованное хранение и доступ к данным.
Понятно, что выбранные в тот период технологии критично устарели. Так, ИБД использует язык программирования Delphi 6, поддержка которого была полностью прекращена в августе 2003 года. В связи с чем имеются значительные затруднения при необходимости внесения изменений в Систему. Клиент «SICUT», применяемый в ИБД, привязан к офисным приложениям семейства Microsoft Office 2003 и операционной системе Windows XP, поддержка которых закончилась и больше недоступна.
В действующей архитектуре ИБД функционирует 272 сервера. На центральном уровне это HP Integrity SuperDome, который снят с официальной технической поддержки производителем. На областном и районном уровнях используемый класс серверов ниже, а в некоторых районах вместо серверов используются персональные компьютеры.
Между тем, в ИБД находится вся информация по 18 видам криминальных, регистрационных и розыскных учётов, используя которую сотрудники проводят оперативные проверки, розыскные мероприятия и профилактические работы.
Возможная остановка ИБД в связи с высокими рисками выхода из строя серверного оборудования HP Integrity SuperDome повлечёт за собой полномасштабный сбой в работе отделов внутренних дел, приостановку оказания государственных услуг и невыполнение межгосударственных соглашений в части обмена данными.
Дальнейшее развитие ИБД стало проблематичным из-за крайне сложной системной архитектуры.
— Это всё равно что пытаться чинить современную машину запчастями от «Жигулей», — говорит признанный международный эксперт по цифровизации и ИИ Олжас Абишев. — Из-за этого любая доработка, интеграция или даже обычный ремонт системы становится дорогим, медленным и рискованным. То есть сейчас МВД фактически работает на «железе и софте из прошлого века», и если оно внезапно выйдет из строя, может остановиться работа всего ведомства. Поэтому обновление — не роскошь, а жизненная необходимость, как капитальный ремонт моста, по которому каждый день ездят тысячи машин.
Но проект стоимостью 1 613 443 тыс. тенге, несмотря на то что уже конец октября 2025 года, согласно отчету миннацэкономики, пока так и не реализован.
Продолжение следует…






