
Учащиеся сельских школ Павлодарской области сталкиваются с серьезными трудностями: в Атыгайской средней общеобразовательной школе Экибастузского района, где количество детей и население стабильно растет, школьники учатся в здании бывшего детского сада. В селе Кызылкак Иртышского района обучение ведётся в аварийном здании без спортзала, библиотеки, столовой и актового зала, в две смены. Нехватка мест в школах областного центра – тоже общеизвестная проблема. Но в некоторых пригородных селах она стоит особенно остро, передает @lifepvl.kz.

Кенжекольская средняя общеобразовательная школа, расположенная в черте Павлодара, – относительно новая, ее построили в 2015 году. Она была рассчитана на 600 учеников, но сразу приняла около 900 детей, и с первых лет работы функционировала на пределе. Со временем новое здание было соединено галереей со старой школой, находящейся на этой же территории. Благодаря этому проблема на время была решена. Но сегодня вопрос стал еще острее: близость к городу и темпы жилого строительства увеличивают число школьников, что приводит к переполненным классам. Директор школы и родители бьют тревогу.
«Моего сына определили в первый класс только после долгого ожидания, – рассказывает Батима, жительница Кенжеколя. – Мы переживали, что он останется без места. В итоге его приняли, но класс большой».
Другая мама, Айжан, добавляет:
«У дочери в классе почти сорок детей. Учитель старается, но понятно, что каждому ребенку уделить внимание невозможно».

Сандугаш Акылжанова, директор Кенжекольской школы, прокомментировала ситуацию:
«На сегодняшний день в Кенжекольской школе обучается 1536 учащихся, при том, что проектная мощность учреждения составляет 1020 мест. Ежегодно контингент учащихся в школе увеличивается в среднем на 70–80 человек».
По словам директора, школа занимается в две смены, все кабинеты заняты полностью. Нет свободных помещений для проведения дополнительных занятий.
Разгрузка переполненных школ – сложная задача, требующая времени и ресурсов. Основные пути решения включают строительство пристроек, возведение новых школ или введение альтернативных форм обучения. Однако у каждого варианта есть недостатки. Пристройки лишь временно снимают проблему. Новые школы дают лучший эффект, но их строительство занимает годы и требуют больших инвестиций. Альтернативные форматы (например, онлайн-обучение) не всегда удобны для семей и могут снижать вовлечённость детей. Без комплексного подхода, учитывающего демографию и потребность в учителях, перегруженность классов станет постоянной проблемой и может повториться, как это случилось в Кенжеколе, во многих других сёлах области. Однако свет в конце тоннеля есть: в планах на ближайшие годы на территории Кенжеколя планируется строительство новой школы.

Программы «Комфортная школа» и «Заманауи мектеп» предусматривают строительство новых школ и капитальный ремонт старых. Однако пока реализация этих программ идёт неравномерно, и сельчане по-прежнему сталкиваются с риском, что ребёнку придется обучаться в соседнем селе, или он окажется в переполненном классе.
Автор: Жансая Кайдарова