Суббота, 11 октября
Меню

Куда Долгалевы дели четыре триллиона, и бил ли кого-то Скляр

  • Ольга Воронько
  • 276
Куда Долгалевы дели четыре триллиона, и бил ли кого-то Скляр
Фото и видео: Ольга Воронько

В Павлодаре заканчиваются прения на процессе по делу Долгалевых, которых оправдали петропавловские присяжные и отказались дальше судить судьи СКО

Отец и сын – Виктор и Данила Долгалевы, сильные брутальные мужчины, процесс над которыми в Павлодаре длится уже восьмой месяц, по версии следствия самовольно черпали из наших недр титан-циркониевую руду, чем причинили государству ущерб почти в четыре триллиона тенге, передает Hronika.kz.

В город на Иртыше их дело перекочевало из города на Ишиме изумительным образом. 5 декабря прошлого года специализированный межрайонный суд по уголовным делам СКО с участием присяжных заседателей (он длился пять месяцев) Долгалевых и еще двух подсудимых, проходящих по этому делу, полностью оправдал. Государственный обвинитель Тимур Кульжанов обжаловал этот вердикт, указав: «В ходе судебного следствия присяжные коллективно заявили об оказании на них давления». Самое смешное, что, со слов присяжных, давили на них, чтобы они не оправдали подсудимых, а признали их виновными, и делал это заместитель руководителя по оперативной работе департамента экономических расследований СКО Максим Пахно. Облсуд СКО постановил направить уголовное дело на новое рассмотрение, но все (!) судьи СМУС СКО от него срочно открестились – кто сбежал в отпуск, кто на больничный, вот и пришлось переносить процесс в Павлодар.

Скляр реабилитирован

После переноса дела в другой регион супруга Долгалева-старшего Дарья Иванец через Elmedia выдвинула экзотическую версию о том, что в Павлодар дело передают, потому что начальником департамента полиции является Василий Скляр, который будет оказывать на подсудимых давление в павлодарском СИЗО. Забегая вперед, отмечу, что, оказавшись в этом СИЗО, подсудимые и их родственники и защитники практически… в восторге. После очередной порции со стороны защиты ходатайств и пятой попытки отвода судьи, снова продливших затянувшийся процесс, я пошутила, что в нашем изоляторе североказахстанских сидельцев, видимо, кормят черной икрой, раз они никак не хотят съезжать.

– А говорили Скляр в СИЗО бить будет, — напомнила я.

— СИЗО павлодарское самое лучшее! – с восторгом рассказала Хронике общественный защитник и супруга одного из обвиняемых по «делу Долгалевых» Тимура Садвакасова. — И люди там самые лучшие, и кормят хорошо. Потому что они сидели в Питере (Петропавловске – О. В.), там ужасные условия и отношение. А здесь и ребята конвойские, и на СИЗО ребята – все хорошие. И санчасть у них, самое главное, лечит, когда болеют. Знаете же, как по Казахстану в тюрьмах – парацетомольчик дал, и все. Мы довольны вами, павлодарцы, от души.

Что за тигры эти львы

Павлодарским присяжным, заседающим уже восьмой месяц, можно только посочувствовать. История ТОО «Тиолайн», добывавшего ту самую титан-циркониевую руду — это цепь непрерывных судебных и физических войн и потрясений. Обуховское месторождение открыли еще в 1958 году, оно уникально благодаря мелкой фракции сырья, что значительно упрощает его переработку. Титан используют для легирования стали, что делает её жаропрочной и антикоррозийной, для изготовления лёгких и прочных деталей самолётов, ракет, космических кораблей, в корпусах подводных лодок, винтах, обшивке. Из него же делают протезы, импланты, хирургические инструменты. Цирконий применяют в ядерной энергетике — благодаря низкому поглощению нейтронов циркониевые сплавы используют в оболочках ядерного топлива. И так далее.

В 2004 году казахстанский предприниматель Виктор Долгалев, с целью создания крупного предприятия по выпуску рутил-циркониевого концентрата, совместно с российскими партнерами — учредителями ООО «ПромАрсенал» Дмитрием Пяткиным и Александром Фрайманом — открыли ТОО «Тиолайн». Проект запустили на базе уже действовавшего в тот момент и принадлежавшего Долгалеву Лисаковского титан-циркониевого завода.

18.09.2006 года между ТОО «Тиолайн» в лице директора Долгалева и министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан в лице Измухамбетова подписан контракт на проведение добычи титан-циркониевых руд на месторождении «Обуховское» сроком на восемнадцать последовательных лет с даты вступления контракта в силу. В том же 2006 году Долгалев был заочно уволен с должности директора, так как не согласился на невыгодные предложения своих российских партнеров — брать кредиты на развитие производства под 40 % годовых сроком на 3 месяца в иностранной валюте у офшорных кипрских компаний, собственниками которых числятся сами Пяткин с Фрайманом. Его доля в уставном капитале была размыта с 20 до 0,049 процента.

В 2011 году решением арбитражного суда города Санкт-Петербурга Долгалев был выведен из состава участников «Тиолайн», затем предприятие было фактически угроблено. Как сказано в обвинительном заключении, по которому сейчас судят Долгалевых, «в результате продолжающихся тяжб, образования задолженностей и наложения ограничений на банковские счета и имущество ТОО «Тиолайн» с 2014 года фактически прекратило осуществлять финансово-хозяйственную деятельность».

В 2016 году Северо-Казахстанский областной суд отменил решение частного арбитражного суда Санкт-Петербурга, восстановив Виктора Долгалева в правах учредителя ТОО «Тиолайн» и вернув ему долю в 20 процентов. Судья Баян Омарова выразила недоумение по поводу того, что решение о лишении гражданина Казахстана участия в казахстанской компании было принято в иностранной юрисдикции, заявив: «Ещё бы из Новой Зеландии вынесли решение».

В 2017 году, после восстановления в правах, Долгалев обнаружил руины — оборудование вывезено, число работников сократилось с 313 до трех человек: бухгалтера, электрика и охранника. Несмотря на то, что у него было только 20 процентов уставного капитала, он полностью забрал себе руководство ТОО «Тиолайн», отстранив всех остальных от управления. Более того, в 2019 году он, согласно версии следствия, оформил на своего сына Данила принадлежавший «Тиолайну» горно-обогатительный комбинат, куда было выведено фактически все имущество и где Данил стал единственным участником. В течение трёх лет Долгалевыми была спроектирована при помощи Томского госуниверситета и установлена новая линия обогащения, заключен договор с кокшетауским университетом им. Чокана Валиханова об открытии кафедры горного дела и специальности по обогащению полезных ископаемых, расширен штат до 511 человек. А еще долгалевский циркониевый концентрат благодаря стабильным поставкам и качеству получил на китайской бирже название «Казах», хотя концентраты из других стран собственных названий не имеют.

Согласно заключению специалиста №8 от 29.01.2024 г., за период с 10.04.2021 по 15.01.2024 г.г. ТОО «Обуховский ГОК» осуществлена оплата с указанием основания «за ТОО «Тиолайн» при отсутствии договорных отношений: за налог на добычу полезных ископаемых в сумме 41 207 255 тенге, на оплату стипендий студентов 14 675 000 тенге, за взносы на обязательное медицинское страхование 12 625 578 тенге, на оплату заработной платы 255 002 726 тенге, за обязательные пенсионные взносы 61 556 991 тенге, за обязательства по социальному налогу 34 791 271 тенге, за возмещение исторических затрат 76 767 829 тенге, платежи по налогам 35 072 385 тенге, за социальные отчисления 14 043 811 тенге. Ничего про то, что Долгалевы покупали себе предметы роскоши или выводили деньги в офшоры, в обвинительном заключении нет. Все деньги шли на операционную деятельность и налоги. Еще платили за рождение троих детей: за первого – 1,5 миллиона тенге, за второго – 3 миллиона, за третьего – 4,5 миллиона. И если рожала сотрудница, давали на пеленки годовой оклад.

При этом, как сказано в обвинительном заключении, на счета самого ТОО «Тиолайн» ГОК деньги не переводил, чтобы они не достались другим учредителям. 1 июня 2020 года соучредители Виктора Долгалева, владеющие 80 процентами доли участия, но оставшиеся без дохода, через суд добились, чтобы Долгалевых обязали освободить принадлежащий ТОО «Тиолайн» на праве собственности горно-обогатительный комбинат.

2 июня 2020 года некоторые соучредители предприняли попытку прорваться на предприятие. Около 30 человек, в том числе двое из семи учредителей ТОО «Тиолайн» из Караганды с представителями карагандинских охранных агентств, прибыли на автомобилях ко входу в ТОО «Обуховский горно-обогатительный комбинат». Пройти на территорию предприятия им помешали охранники и сотрудники комбината. Завязалась массовая драка. Данила Долгалев получил черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, перелом костей спинки носа, повреждения головы.

Тех, кто пытался прорваться, осудили за самоуправство. Долгалевы настаивали на более серьезной статье. И, по версии следствия, адвокат Виктора Ивановича Курманбаев предложил через своего знакомого Садвакасова дать полицейским Кокшетау взятку в… 225 миллионов тенге и получил в качестве аванса 90 миллионов. На самом деле, по версии обвинения, адвокат с другом собирались оставить деньги себе. В своих показаниях на суде Курманбаев настаивал, что полученные 90 миллионов – это его гонорар как адвоката.

Но, вернемся к добыче руды. Решение суда об освобождении комбината Долгалевы не выполнили, продолжая работать как ни в чем не бывало, заключать контракты с подрядчиками и покупателями. 12 июня 2020 года министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, которое до этого исполнением контракта как-то не интересовалось, направило в адрес ТОО «Тиолайн» уведомление о том, что с 2006 по 2019 годы им не в полном объеме осуществляются выплаты по контракту: на добычу, в ликвидационный фонд, на социально-экономическое развитие региона и на обучение, повышение квалификации и переподготовку работников. 14 января 2021 года МИИР в адрес ТОО «Тиолайн» направлено повторное уведомление, цифры в котором не бились с теми, что были в первом.

19 марта 2021 года МИИР РК приняло решение о досрочном прекращении контракта на недропользование с «Тиолайн». Затем пошли долгие судебные разбирательства по обжалованию. Международный арбитражный суд признал прекращение контракта незаконным, апелляция это решение поддержала, министерство прислало уведомление о возобновлении контракта. Но работать им, по мнению гособвинения, это права не давало.

В 2024 году Верховный суд подтвердил правомерность действий уполномоченного органа при отзыве контракта у «Тиолайн», 3 февраля 2024 года Виктора Долгалева арестовали. «Экономический ущерб в результате незаконного пользования недрами месторождении «Обуховское» за период с 10.04.2021 года по 15.04.2024 года составил 3 988 514 249 738, 12 тенге», — сказано в обвинительном заключении.

Немного о нашем интересе

Понятно, что делом с таким бэкграундом – оправдательным вердиктом присяжных и капитуляцией судебного корпуса СКО, не заинтересоваться журналисту невозможно. Но сторона обвинения решила, что я на стороне подсудимых, и даже прозвучали намеки, что Долгалевы могли меня материально заинтересовать. Пришлось на весь суд громко объяснять прокурору Кульжанову (на снимке справа), что я денег за публикации не беру.

А почему прокурор и потерпевшие — представители акимата Тайыншинского района СКО и министерства промышленности — так нервно относятся к прессе на этом процессе? Потому что эти государственные мужи на полном серьезе рассказывают судье и присяжным, что монстры – Долгалевы самовольно и скрытно (!) черпали наши недра, и никто – ни министерство, ни КНБ, ни полиция не могли их остановить, а все только страдали.

— Согласно обвинительному заключению за два года незаконно и скрытно добыто 917 750 тонн руды, произведено и экспортировано в Китай, Индию, Россию и другие страны 96 094,5 тонн концентрата, — напомнила я представителю потерпевшего, руководителю управления исполнения лицензионно-контрактных обязательств Саяту Исатову (на снимке слева) в перерыве между заседаниями суда. — Это колоссальный объём, требующий тяжёлой техники, логистики, складов.

Если добыча была «самовольной» и «скрытой», то как она могла проходить при таком масштабе и экспортироваться в десятки стран с таможенными декларациями, без немедленной блокировки со стороны КГД и КНБ? Титан-циркониевая руда относится к стратегическим видам сырья, ее экспорт контролируется. У нас настолько бессильное или безалаберное государство?

— Я не хочу с вами разговаривать, — ответил чиновник и убежал по судебному коридору.

Объяснить государственное безразличие министерский чиновник решил в прениях.

— У меня профессиональная компетенция выше, чем у других, кто здесь присутствует, — сообщил Исатов. — Нашему министерству промышленности даны полномочия распределять право недропользования, то есть у нас в полномочиях – выдать контракт и расторгнуть его. Пресекать, контролировать, возбуждать уголовные дела относится к правоохранительным органам.

Приговор под угрозой

Прения продолжаются. Надеемся, измученные присяжные, двоим из которых нужно срочно ложиться в больницу на операцию, все-таки смогут дождаться их окончания. А затем смогут вернуться на последнее слово. Потому что если придется начинать процесс заново, то это будет настоящий кошмар для всех участников, и не факт, что павлодарские судьи тоже не сбегут на больничные.