Воскресенье, 24 ноября
Меню

900 тонн ртути в Павлодаре – как лучшая тема в кандидатской гонке в Госдуму России

  • Салауат Темирболат-улы
  • 2005
900 тонн ртути в Павлодаре – как лучшая тема в кандидатской гонке в Госдуму России
Фото из личного архива

Работая много лет в средствах массовой информации, замечаю некоторую закономерность (хотя кто-то может со мной поспорить и назвать происходящее обычным совпадением), но как только в соседних регионах Российской Федерации намечаются важные избирательные кампании, тут же всплывает тема 900 тонн ртути, которые еще два десятка лет назад благополучно и надежно схоронили в Северной промышленной зоне Павлодара.

Да, в местной омской прессе периодически проскальзывают сообщения об обнаружении следов тяжелого металла в водах Иртыша, потом гидрогеологи начинают проводить повторные замеры, заверяя, что ПДК превышен не настолько, чтобы отравить или, не дай бог, «убить» половину Омска. Затем начинается поиск возможных местных источников загрязнений. Омск – город большой, опасных промышленных объектов не меньше, чем у нас. Но никому из нормальных ученых и в голову не может прийти, что найденная в Омске ртуть прямиком приплыла из расположенного выше по течению казахстанского города. Если подобное даже чисто гипотетически может случиться, на это уйдут многие годы. Но вот на днях панические настроения среди земляков и не только вновь поднял депутат Государственной Думы от Омской области Олег Смолин. Чтобы придать теме большую масштабность и вывести на федеральный уровень, а заодно, видимо, и важность своей персоны как автора инициативы, Смолин направил челобитную премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.

«В соседнем государстве находятся залежи опасного вещества, они остались там на одном из предприятий еще с советских времен», – политик просит премьера усилить взаимодействие с казахскими коллегами, чтобы предотвратить экологическую катастрофу – попадание ртути в Иртыш может грозить не только Омской, но и Тюменской области, пишут журналисты портала Накануне.ru.
В своем обращении Олег Смолин рассказывает о том, что в 1975–83 гг. в Павлодаре на предприятии «Химпром» ртуть использовали для производственных целей в качестве катализатора. Информация о загрязнении этим опасным веществом почвы разнится, отмечает Смолин: в землю попало от 930 до трех тысяч тонн ртути. Разнятся и сведения о том, пострадал ли от случившегося Иртыш: кто-то говорит о том, что ртуть попадет в реку через десятки лет, кто-то – что она уже отравляет воду, что является катастрофой для тех, чья жизнь неразрывно связана с Иртышом.
«Если в Северном Казахстане и Тюменской области есть альтернативные Иртышу источники водоснабжения, то в Омской области их практически нет», – говорит в обращении Смолин.
К 2004 г. была построена «стена в грунте», ограничивающая поток подземных вод, насыщенных ртутью. Он был направлен в естественный накопитель – озеро Былкылдак в 5 км от Иртыша. По данным экологов, как отмечает Смолин, на дне озера скопилось 3–18 т ртути, а ее предельная концентрация превышена во много раз.
С 2004 г. работы по демеркуризации были прекращены. На месте «Химпрома» появилось частное АО «Каустик», а доступ на территорию предприятия экологов и сотрудников МЧС ограничили. Информация о состоянии глинобитной стены в грунте засекречена. Куда и как будет двигаться ртуть, не могут предсказать даже ученые. Угроза экологической катастрофы в бассейне Иртыша сохраняется.
15 февраля 2021 г. Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) зафиксировало превышение ПДК ртути в Иртыше в четыре раза. В марте и. о. замглавы сибирского межрегионального управления Роспотребнадзора Ольга Гаврильченко сообщила, что согласно результату исследования воды в районе деревни Ольховка, в 15-17 км от границы России и Казахстана, предельная концентрация ртути превышена в 19 раз.
«В случае попадания ртути в Иртыш очистить реку будет практически невозможно. Напротив, при наличии политической воли можно предотвратить загрязнение. Убедительно прошу Вас, уважаемый Михаил Владимирович, для предотвращения экологической катастрофы активизировать взаимодействие на межправительственном уровне и при необходимости помочь завершить демеркуризацию очага», – подытожил Олег Смолин.

После того как в феврале Обь-Иртышское УГМС зафиксировало в реке превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) ртути, на совместном совещании было принято решение о необходимости более детально изучить вопрос распространения опасного металла по акватории реки, об этом сообщили Накануне.RU в минприроды Омской области.
Общественники провели дополнительный отбор и сдали пробы в Обь-Иртышское УГМС для анализа. Отбор проб показал превышение ртути в 1,3 ПДК по показателю для ведения рыбохозяйственной деятельности. Это говорит о необходимости системного анализа причин возникновения опасного вещества в воде. 19 февраля управление Роспотребнадзора провело исследования воды в районе водозаборов и перед поступлением в распределительную сеть на водопроводных сооружениях. Тогда в восьми пробах, которые были отобраны, превышения не были обнаружены, а все исследованные пробы воды соответствовали требованиям СанПиН.
Между тем, озабоченность проблемой выразили и в тюменской областной думе. Справедливости ради отметим, что в этом сибирском регионе о павлодарской ртути почти не говорили.
– Если это так, как описывает в своем обращении депутат Смолин, то действительно на проблему возможного загрязнения реки Иртыш ртутью – иначе как экологической катастрофой это не назвать, – следует обратить особое внимание главам России и Казахстана. От этого зависят жизни и здоровье миллионов наших граждан, в том числе жителей Тюменской области. Совместными усилиями глав двух государств, я уверен, эту возможную экологическую катастрофу можно и нужно предотвратить, пусть она и предполагается не завтра, а через десятки лет, ведь в таком случае с ней столкнутся наши потомки, – слова Смолина не на шутку напугали и депутата тюменской облдумы Александра Лобова.

В самом Павлодаре ртутная тема также остается актуальной, но в большой степени среди специалистов, которые ведут постоянный мониторинг, занимаются как краткосрочными, так и долгосрочными прогнозами, инициируют различные научные исследования, ищут современные практики по возможности повторной переработке или даже утилизации тяжелого металла. В мире таковых пока нет, а те, что существуют, не подходят к местным условиям, либо уж слишком устарели и экологически опасны. Тем не менее, работа не стоит, ведутся постоянные поиски оптимального решения этой «проблемы с бородой».
Напомним, основной очаг находился в 31-м цехе советского оборонного химического гиганта, который и остался тяжелым наследством Казахстану. Из-за того, что технологии были далеки от совершенства, в земле скопилось порядка 900 тонн ртути. Опасный объект законсервировали, на месте цеха провели демеркуризацию. Ртутный очаг закрыли глиняным саркофагом, чтобы жидкий металл не просочился в Иртыш. Тогда же установили постоянный контроль за грунтовыми водами. Кампания проводилась с тесном участием лучших европейских ученых и целых институтов.
Обращение депутата Госдумы РФ Олега Смолина с громкими эпитетами и устрашающими прогнозами, что павлодарская ртуть убьет Сибирь, не могла пройти незамеченной. Одними из первых на ситуацию отреагировали в управлении недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области. Здесь, кстати, панические опасения россиян не разделяют и не поддерживают.

– Для проверки информации российской стороны о превышении ПДК ртути на реке Иртыш считаем необходимым проведение совместного выезда РГП «Казгидромет» и «Росгидромет» и забора проб воды. Эти мероприятия планируются на сентябрь 2021 г., – сообщил представитель ведомства Ансар Алешов.
Он также отметил, что в Павлодарской области на реке Иртыш качество воды ежедекадно определяется по 43 показателям.
– По итогам исследований РГП «Казгидромет» состояние качества трансграничной реки по Единой классификации качества воды водных объектов РК оценивается, как 1-го класса качества воды (вода пригодна на все виды водопользования), – заверил Алешов.
Кстати, еще в мае казахстанские и российские ученые совместно планировали провести важное экологическое мероприятие – обследовать Иртыш, взять пробы воды и донных отложений на крупнейшей трансграничной водной артерии. Причем собирались исследовать реку с обеих сторон казахстанско-российской границы. Первой в списке, конечно, была ртуть. Вместе с учеными в экспедицию отправился и наш корреспондент. Но пересечь границу россиянам не удалось. Пограничники РФ, не объясняя причин, не пропустили группу своих исследователей в Казахстан. Мы прождали российскую делегацию до самого вечера. Это при том, что все согласования об изучении донных отложений и воды представители двух сторон обговорили со всеми соответствующими службами, в том числе с Пограничной службой ФСБ РФ еще месяц назад.
В общем, получаются какие-то двойные стандарты. Значит, у себя в Омске они находят какие-то следы ртути в Иртыше, а проверить, могла ли она «приплыть» из Павлодара, большого желания, судя по всему, у властей нет. Значит, дело кроется в другом, и в черте двухмиллионного города может быть достаточно своих источников ядовитого металла.
Впрочем, казахстанские экологи заявили, что в случае желания российской стороны они готовы встретить их с хлебом-солью и в любой момент подключиться к новым исследованиям ртутной проблемы.
 
Именно так в свое время называл тех, кто по любому случаю хотел «набить» себе очки, рассказывая о ртутной катастрофе, Ахметов Артур Даражатович, который раньше работал на химическом заводе и с первых дней занимался демеркуризацией.
– Такие заявления делают дилетанты, которые не знакомы с ситуацией и, я подозреваю, которые даже никогда не были здесь. Какие цели они преследуют, я не знаю, скорее всего, это такого рода самопиар. Они позиционируют себя независимыми экспертами, но верить таким горе-специалистам не стоит. Такие заявления уже были около 10 лет назад, и тогда тоже это делали дилетанты, – прокомментировал ситуацию эксперт по ртутному мониторингу Артур Ахметов.
После того как ртуть сковали глиняной стеной в грунте и построили так называемый саркофаг, она теперь не представляет угрозы. Сейчас в очаге загрязнения налажена четкая система мониторинга. Замеры проводит специальная бригада, которая берет пробы воды из наблюдательных скважин и контролирует состояние воздуха. Они работают по всему периметру загрязненной зоны.
– Всего здесь расположено 69 скважин, еще 24 были пробурены российской стороной. Представители соседнего государства в свое время изъявили желание участвовать в совместных исследовательских проектах. Россияне опасались, что, если ртуть просочится в Иртыш, это может грозить серьезными последствиями для Омской области. Однако вот уже несколько лет как омичи прекратили какие-либо исследования и забросили всю работу, оставив пробуренные ими же скважины без присмотра. А все потому, что за последние 15 лет ртуть в них ни разу не нашли. Вот они и решили, что дальше тратить деньги на исследования бессмысленно. Зато пугающие слухи о предстоящей ртутной катастрофе распространяются в Омске периодически, – рассказывал мне известный эксперт по ртутному мониторингу Артур Даражатович, который недавно скоропостижно скончался.

Масштабный мониторинг ситуации на государственном уровне ведет ТОО «Павлодаргидрогеология», ее специалисты  также регулярно выезжают на территорию бывшего химзавода. У них собрана большая база данных, и все случаи загрязнений четко фиксируются, а затем подвергаются подробному анализу.
28 июля специалисты провели очередное обследование территории озера-накопителя Былкылдак и взяли соответствующие пробы. Результаты лабораторных исследований в ведомстве пообещали предоставить уже в ближайшее время.
– О какой секретности можно говорить, если результаты ежегодного мониторинга по загрязнению ртутью можно найти на сайте управления недропользования? Кстати, к заборам проб периодически привлекаются и представители общественных организаций. Представитель общественного объединения «ЭКОМ» тоже выезжал на тот не состоявшийся из-за причин с российской стороны мониторинговой миссии. И потом, ртуть – это не пятно нефти. Она не мигрирует на такие большие расстояния!  А если есть загрязнение в реке Иртыш на территории Омской области, то омичам именно у себя и следует поискать их источник. Чтобы предотвратить реальную, а не выдуманную проблему. Нельзя людям, занимающим такой пост, как депутат Государственной думы, делать необоснованные заявления. Все документы есть, вся работа проводится, по грунтовым водам вообще проблем нет. А так, получается, что на настроениях людей человек хочет набрать себе очков, – считает председатель общественного объединения «Эком», региональный координатор Орхусского центра, кандидат географических наук Светлана Могилюк.