Пятница, 3 января
Меню

Про зверей и людей

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2757
Про зверей и людей
Фото из открытых источников

За божью коровку – 150 долларов, за муравья – аж 400. Не дай вам бог в Европе или в США убить какое-нибудь насекомое или животное. Валюты не напасетесь на выплату штрафов, а то и присядете на пару лет. Почему в Старом и Новом Свете так трепетно относятся к братьям нашим меньшим, мельчайшим и микроскопическим? Ответ на этот вопрос яснее всего сформулировали новозеландцы: они официально признали всех животных разумными существами.

Гарантия возврата
Фото на фоне ковра: папа, мама, сын, две собаки и канарейка. Снимок не из семейного альбома (как можно было бы подумать), а из деловой папки, где лежат документы на подачу визы. Завтра мои приятели идут с этим ворохом бумаг в американское посольство.
– А канарейку-то зачем запечатлели? – интересуюсь я.
– Чтобы в посольстве видели, что у нас дома остаются животные, – поясняют мне опытные визополучатели. – Это своего рода гарантия, что мы обязательно вернемся обратно.
– Так может лучше было захватить семейное фото с бабушками и дедушками? Поубедительнее будет, чем птичка-то.
– Не факт, – качает головой глава семьи. – У американцев другой менталитет: от родителей они уходят рано, далеко и навсегда. А вот расстаться со своей собакой или кошкой многие просто не в состоянии. И по их предположениям все остальные люди точно так же привязаны к домашним любимцам. Поэтому наша канарейка – это фактически пропуск в Штаты.

Штраф, решетка, психиатр
Простая постсоветская канарейка, ясное дело, вообще не в курсе того, что на нее возложена высокая миссия строительства визовых мостов между народами. И, конечно же, она понятия не имеет, каким высоким статусом в обществе обладают ее заокеанские собратья – а если бы узнала, то сама бы наверняка обратилась за визой или даже за политическим убежищем.
В Штатах домашние питомцы надежно защищены законом. Случаи жестокого обращения с животными отнесены к «тяжким преступлениям» – то есть к той же категории, что убийство человека. За издевательства над четвероногими наказывают штрафом до 150 000 долларов или тюремным сроком до полутора лет (а в Луизиане и на десять лет на нары можно загреметь). Если следствие докажет, что животное жестоко истязали, суд может назначить преступнику еще и лечение у психиатра.
Кроме того, в некоторых штатах имеется онлайн-реестр, из которого каждый желающий может узнать, не живет ли рядом человек, которого ранее уличали в жестокости по отношению к животным.

Страшная месть муравья
Европа, понятное дело, не отстает от Америки в деле охраны четвероногой милоты от двуногих злодеев.  В Германии, к примеру, защита прав животных выросла в отдельную юридическую отрасль: некоторые адвокаты специализируются именно на таких делах (можно сказать, собаку съели на них).
За причинение боли животному или его убийство в Германии можно отхватить тюремный срок до трех лет. Если хозяин выбросил собаку на улицу (а это там приравнивается к издевательству), ему грозит штраф в 25000 (!) евро. Предлагаю нашим депутатам незамедлительно принять такой же закон: и животинку защитим от безответственных хозяев, и бюджет пополним в кризисное время.
А в Сербии, к примеру, пошли даже дальше. Там задумались о судьбе не только домашних, но и диких животных. Да что там животных – насекомых!
За убийство божьей коровки вас могут оштрафовать на 150 долларов, бабочки-капустницы – на 100 долларов. Растоптать рыжего лесного муравья стоит 400 долларов, пристрелить ворону или воробья – 250 долларов, покуситься на хомячка – 800 долларов.
Дешевле всего почему-то ценится жизнь жаб и улиток – всего по 12 долларов за душу. А вот убитый медведь обойдется аж в миллион динаров – это около 12 тысяч долларов. Реальный тюремный срок за живодерство тоже предусмотрен – до года.

Папа и меньшие братья
Но абсолютно новую эру в истории человечества открыла Новая Зеландия. Эта страна официально признала, что все животные являются разумными существами и обладают чувствами в той же степени, что и люди. Отныне здесь запрещены опыты на братьях наших меньших, а охота и отлов диких животных считаются незаконными.
В этом же направлении движутся и другие государства – к примеру, Франция. Тамошние законы наделили животных статусом «существ, способных чувствовать».  
Свое веское слово сказал в этом отношении и Ватикан. Папа Римский признал, что у животных есть душа, и что двери рая для них открыты.

Крысятники и человятники
А есть ли душа у тех персонажей, которые издевались над косулей – совсем недавно у нас на Иртыше? И можно ли признать разумными существами особей, мучивших пеликана; или тех, кто зимой волочил собаку за машиной; или того, кто позировал с мертвым журавлем (это я уже, конечно же, не про Европу, а про отечественные реалии)?
Вопрос этот, понятное дело, уже не к папе Римскому, а к нашим: а) депутатам; и б) правоохранительным органам. Потому что законы в отношении живодеров надо: а) ужесточать; и б) исполнять.
В каждом обществе есть понятие нормы. Кстати, это не только людей касается, но и животных. Вы знали, к примеру, что крысам свойственно сострадание? И что они оберегают сородичей от опасности? И что дают друг другу взаймы разные вещички – и всегда честно возвращают долг, причем иногда другой «валютой»? Так что «крысятничество» – это не про крыс. Они, наверное, в этом случае используют термин «человятничество» как более верный.
И «звериная жестокость» – это не про зверей. Это про людей. Про то, что у считается нормой у нас, воображающих себя самыми разумными существами.
Представляю, что о нашем самомнении думают братья наши меньшие. Вы, кстати, знали, что крысы умеют смеяться?..
Татьяна Гуторова, Сербия, специально для «Наша Жизнь»