Понедельник, 30 декабря
Меню

День рождения учителя

  • Ирина Ковалёва
  • 852
День рождения учителя
фото автора

25 июня (7 июля) ценители казахстанского изобразительного искусства отмечают 135-летие живописца Абрама Черкасского. Необычная выставка из фондов открылась в Павлодарском областном художественном музее – «Черкасский и ученики». В новой экспозиции – своеобразное общение учителя со своими последователями. Представлены полотна самого художника и его студентов, знаменитых живописцев нашего региона и страны.

«Черкасский и ученики» – выставка-встреча. Будто собрались в камерной атмосфере небольшого пространства лектория за одним именинным столом педагог и его студенты. Показывают, обсуждают работы с наставником. Рассказывают на холсте, как его мастерство преобразовалось в их собственное творчество, как он помог им расцвести – уже своим собственным неповторимым колоритом.

Искусствоведы говорят: в казахском изобразительном искусстве имя Абрама Черкасского связано с представлением о тенистых аллеях карагачей и обширных зеленых пастбищах, залитых высокогорным солнцем. Художником создано множество ярких портретных образов и ярких натюрмортов. Абрам Черкасский – художник большого живописного темперамента, развивал в своем творчестве принципы и традиции реалистического русского дореволюционного и советского искусства. Живописные образы, созданные Черкасским, обладают подлинной жизненностью и глубокой эмоциональностью, благодаря чему его творчество пользуется любовью зрителей.

Абрам Маркович Черкасский родился под Киевом в селе Белая Церковь, окончил Киевское художественное училище. Затем учился в Академии художеств Петербурга и вернулся в Киев преподавать. А после был сослан в лагерь в Казахстане. Благодаря супруге, чей портрет представлен на выставке, и друзьям, его удалось вызволить. Рядом – портрет друга, Надежды Добычной, ленинградской галерейщицы. Она еще тогда помогала Черкасскому, брала картины на продажу. А когда ее эвакуировали из Ленинграда, уже он помог ей в Алма-Ате выжить.
– Но даже в ссылке полученная база, школа, знания остались с художником. Черкасскому было позволено жить и работать в Алма-Ате, он был преподавателем художественного училища. Многие павлодарские художники старшего поколения были его студентами. И все накопленное его мастерство реализовалось в его учениках. Вставка как раз об этом, – поясняет заместитель директора музея Ольга Пашко. – Его ученики –  великолепные живописцы ХХ века: Жанатай Шарденов, Сабур Мамбеев, Жамкен Серикбаев, Василий Мартынцев, Павел Лысенко, Александр Бибин и многие другие. Черкасский говорил, что для него работа в станковой живописи равнозначна работе со студентами. Он очень любил эту работу и упоминал, что жизнь без студентов не представляет. И здесь мы наглядно видим этот талант, воплощенный в работах его учеников.

Высочайший профессионал «подтягивал» до своего уровня творческих мальчишек из Алма-Аты, Павлодара, районов и области, – говорят искусствоведы. У Мартынцева есть воспоминания, что в военное и послевоенное время приезжали учиться даже из Новосибирска, потому что сильнейшая живописная школа, мощнейшие учителя были именно в Алма-Ате. Брал уроки у Черкасского и павлодарский художник Александр Бибин. Дело в том, что учителем Александра Бибина был Угрюмов – ученик Черкасского. Потом Бибин едет в Алма-Ату и учится у Черкасского – уже специально.
– Видите, как великолепно эта основа реализована в полотнах Василия Михайловича Мартынцева, – показывает на полотна учеников Черкасского искусствовед Ольга Пашко. – Сюжет незатейлив – наши речные щуки. Но большей классичности для Павлодара даже представить сложно: посмотрите, какой реализм, как передано ощущение именно нашего края. Следующая картина Павла Григорьевича Лысенко – и здесь уже своя история. Третья работа – Александра Ивановича Бибина. У каждого свой неповторимый почерк. Один учитель помог достичь художникам развить совершенно разные направления, каждому помог раскрыть что-то свое в традициях русской школы живописи. И здесь показано наглядно представление роли учителя и важности классической, академической школы.
На другой стене – картины павлодарских художников, выпускников Алма-Атинского художественного училища, наследников академических знаний, зародившихся в Казахстане благодаря Абраму Черкасскому. Здесь есть работы Игембаева, Гулина, Каржасова, Шоранова. Представлены и полотна, в которых виден путь поиска художников индивидуальной манеры самовыражения. В экспозиции – работы признанных казахстанских мастеров из коллекции музея: Уки Ажиева, Арий Школьного, Гульфайрус Исмаиловой, Салихитдина Айтбаева.

– Салихитдин Айтбаев – в его картине мы видим совершенно другое направление и форму.  Айтбаев в то время подвергался гонениям за различные «-измы» в искусстве. Он искал себя в авангарде, кубизме – цветом, с угловатыми фигурами, передавая экспрессию и сюжет. За это его тоже «били» в то время. Но он не прекращал поиски. И для того, чтобы получить воплощение своих фантазий в разном проявлении, сначала нужно пройти хорошую классическую школу у талантливого педагога, – говорит Ольга Пашко.

Каждая работа для этой выставки-встречи подобрана с особым смыслом. На одном из полотен – «портрет» очаровательного южного города, признание в любви к старой Алма-Ате. К слову, эта картина отреставрирована. И изумительный чистый цвет, изначально положенный Черкасским на холст, восстановлен.