Пятница, 3 января
Меню

За цыганской звездой кочевой

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 4710
За цыганской звездой кочевой
Ансамбль «Гиля Ромэн»

20 лет цыганский ансамбль «Гиля Ромэн» радует своими зажигательными песнями и танцами казахстанскую и российскую публику. Его основателем и бессменным руководителем является Николай Петрович Червонный, который недавно отметил сорокалетие своей профессиональной деятельности на эстраде. С 1994 года артисты «Гиля Ромэн» живут и работают в Павлодаре.

К цыганам!

С руководителем ансамбля «Гиля Ромэн» Николаем Червонным я познакомился недавно на новогоднем корпоративе. Мы разговорились с ним на улице возле ресторана, в перерыве между выступлениями. В разгар беседы из зала выскочила девушка из ансамбля и сунула ему в руки  радиомикрофон – ваша песня! Николай Петрович услышал, что в зале уже играет музыка и моментально сориентировался – начал петь тут же, одновременно входя в ресторан. Я понял, что за этим эффектным манёвром скрывается многолетний опыт.

В понедельник я отправился в гости к ансамблю «Гиля Ромэн». Как живёт цыганская творческая интеллигенция? Хорошо живёт – просторная, современная квартира, компьютеры, телевизоры и т.п. Национальная особенность – тяга к роскоши – колонны, статуи, лепнина, камин, мебель в стиле барокко, обилие картин под старину в золочёных рамах. Здесь артисты живут, здесь же и репетируют. В доме Червонных уютно. Здесь любят гостей.

«Гиля Ромэн» в переводе – «Песня цыган». Это семейный ансамбль. В нём участвует 10 человек, и почти все они родственники Николая Червонного – дети, племянники, внуки и т.д. Червонные – русские цыгане. В настоящее время русские цыгане — одна из самых образованных цыганских этногрупп. Традиционно они занимались коневодством, пением, танцами, музицированием, гаданием, стояли у истоков цыганского романса.

Червонный – это сценический псевдоним, который 40 лет назад взял себе основатель коллектива Николай Петрович. Теперь эту звучную фамилию унаследовала и его родня, выступающая с ним на одной сцене – Александр, Екатерина, Эльгама, Кристина, Лолита. С ними поёт их алматинская родственница Анжела Хрусталёва, на баяне играет Митя Хрусталёв, окончивший консерваторию, а на скрипке — Екатерина Жемчужная. Концертные программы ведёт супруга руководителя, профессиональный конферансье Вера Александровна. Аранжировки и фонограммы-минусовки пишет талантливый музыкант и педагог Павел Зюкин.

Таборный степ

Николай Петрович Червонный — единственный профессиональный степист в Павлодаре. Его чечётка особенная – с цыганским колоритом.

— Первый раз вначале 70-х увидел по телевизору, как танцевали степисты братья Юрий и Борис Гусаковы. Меня зажгло это. Понравилась ритмика. Стал заниматься, — рассказывает Николай Петрович. – Видеомагнитофоны появились только в 80-х – «Электроника», кассета сверху вставлялась. Записывали выступление с телевизора, потом включали, ставили на паузу, смотрели, как он удар ногой пробил, отматывали назад. И так раза по четыре. Степ – это чисто американский танец. Там своя специфика. Или взять, как ирландцы танцуют – там только ноги работают. Я решил к этой степовой ритмике дела таборные добавить – хлопушки, элементы пляски, как раньше у шатров танцевали. Намного богаче смотрится.

Николай Петрович учился у легенд цыганского степа (чечётки, венгерки), таких, как Валерий Соболевский из московского театра «Ромэн» и Александр Бизенкин из ансамбля «Очи чёрные» (Павлодар). Николаю Петровичу 61 год, но он продолжает танцевать степ. Для выступлений ему на заказ шьют специальные сапоги с железными набойками-фибрами на пятках и носках. Особенно звонкий степ в таких сапогах получается на кафельном полу. Несмотря на то, что концертная обувь сравнительно новая, металлические фибры на ней после многочисленных выступлений и репетиций уже изрядно потёрты. Сегодня своё мастерство Николай Червонный передаёт своему сыну Александру, которому на днях исполнилось 36 лет. В перспективе он сменит отца на должности руководителя ансамбля.

Дорогу талантам!

Николай Червонный родился в 1953 году в Целинограде (Астана). С детства занимался народными цыганскими танцами. В 16 лет поступил на работу в филармонию города Аркалык. Ансамбль носил такое же название – «Гиля Ромэн», им руководил Николай Лысенко. В трудовой книжке Червонного стоит запись – принят солистом балета. Его ученическая ставка в то время составляла 4 рубля 50 копеек за выступление. С годами и опытом она выросла до 10 рублей. Для сравнения, звезда советской эстрады Алла Пугачёва в 70-х получала 25 рублей за концерт.

Вначале 70-х Червонный служил в армии – в «королевских войсках», так он в шутку называет стройбат. В те годы цыган брали только туда. Воинская часть располагалась в подмосковном городе Жуковский.

— Однажды мы ушли в увольнение и решили погулять по Москве, — вспоминает он. – Ходили по городу. Я случайно обернулся, смотрю – гостиница «Советская» и вывеска Театр «Ромэн». Мы зашли, посмотрели, познакомились. Нам предложили поработать. Мы сказали, вот отслужим, и придём. Сейчас театром «Ромэн» руководит Николай Сличенко. Он артистам-цыганам много помогал, многое дал культуре, много новых талантов открыл.

После армии Николай Червонный некоторое время танцевал в театре «Ромэн», а потом вернулся в Целиноград. За 40 лет он поработал в филармониях Аркалыка, Джезказгана, Целинограда, Тюмени, Павлодара. С гастролями объехал весь Советский Союз. Познакомился с жизнью цыган всех союзных республик. Значительным этапом его творческого пути была работа в ансамбле «Очи чёрные» под руководством Гисмана Домбровского. Этот цыганский коллектив из Павлодара в 70-80-х годах гремел по всему СССР. Сегодня внуки Домбровского Эдуард и Адам продолжают его дело, сдабривая цыганскую тематику ритмами джаза.

После армии Николай Червонный женился на Вере Александровне. В 1978 году у них родился сын Саша. Сейчас у Александра двое детей – пятилетний Ваня, поклонник рэпа, а также десятилетняя Лолита – самая юная артистка ансамбля «Гиля Ромэн».

— Лолита сама начала танцевать в два года, — рассказывает Александр Червонный. – Её никто не учил танцам, никто с ней не занимался. Видимо, это врождённый дар. Сейчас ей в нашем ансамбле доверяют сольные номера. Она не только танцует, но и поёт. Мы решили развивать её разносторонне – она учится играть на скрипке, ходит в первую музыкальную школу.

К слову, талант этой юной артистки не оставляет зрителей равнодушными – её не раз в знак благодарности осыпали цветами.

К нам приехал Папа Римский дорогой

Знаковым событием в судьбе «Гиля Ромэн» стало внимание, которым оделил ансамбль глава Республики. С 2000 года и до недавнего времени артисты работали в Астане. Им доводилось выступать на праздниках и днях рождениях известных людей Казахстана, встречать высокопоставленных иностранных гостей, вплоть до Папы Римского Иоанна Павла II. Пели и танцевали под чисто живую музыку – под гитару, баян, скрипку. На закрытых корпоративах «Гиля Ромэн» делили сцену со звёздами мировой величины.

— Особенно запомнилась встреча с группой «Gipsy Kings», у них песня ещё известная есть «Bamboleo», — рассказывает Николай Петрович. – Они испанские цыгане, живут во Франции, играют фламенко. Мы подошли после концерта. «Gipsy Kings» говорили на своём цыганском диалекте. Ни одного похожего слова. У них совсем другой цыганский язык. Поэтому мы говорили на языке музыки. Взяли гитары, начали подыгрывать друг другу – цыганская народная музыка в разных странах похожа. Тут мы нашли общий язык.

Астанинский период для «Гиля Ромэн» был плодотворным. В 2000 году в столице они дали свой первый сольный концерт, о чём писала газета «Казахстанская правда». Ансамбль представлял Астану на конкурсе «Азия Даусы» в Алматы. Музыкантам помогли обзавестись приличной аппаратурой и сценическими костюмами, которые были сшиты по их эскизам. У танцовщиц появились монисто и браслеты, которые служат не только украшением, но и создают во время танца ритмичный звон.

Недавно ансамблю «Гиля Ромэн» поступило предложение поработать на Кавказе, в Пятигорске. Но музыканты не торопятся принимать приглашение. У современных цыган те же проблемы, что и у всех: в разгаре учебный год, дети занимаются в музыкальной школе, как их срывать с места? Поэтому на дальние гастроли «Гиля Ромэн» отправляется обычно летом, во время школьных каникул.

О чём поют цыгане

Репертуар ансамбля «Гиля Ромэн» за 20 лет сменился множество раз. Как говорит Николай Червонный, раньше, когда он играл в филармонии, зрители приходили на концерт, чтобы послушать песни, посмотреть зрелищное выступление. Наибольшим спросом пользовались цыганские романсы, а уж потом весёлые песни. После Перестройки филармонии закрылись. Цыганские коллективы перешли на самоокупаемость, стали работать в ресторанах, на праздниках и юбилеях, где публика была совсем иной – требующей зажигательных танцев и песен. Так романсы отошли на второй план, а цыганские плясовые зазвучали в клубной обработке.

— Всё равно самыми популярными и любимыми остаются старые песни «Нанэ Цоха» из фильма «Табор уходит в небо» и «Мохнатый шмель» из «Жестокого романса», — считает администратор и вокалистка ансамбля Екатерина Червонная. – В основном мы поём старинные цыганские песни, делаем ремиксы на них. О чём мы поём? О любви, воле, весёлой жизни. Во время выступлений мы устраиваем традиционные таборные пляски, какие цыгане танцевали ещё во времена Петра I.

«Гиля Ромэн» умеют завести публику с пол-оборота, вовлечь даже самых инертных зрителей в массовые танцы. Как говорит Екатерина Червонная, ансамблю однажды довелось так помирить одну супружескую пару:

— Нам позвонил один знакомый, рассказал о своей размолвке с женой, и мы придумали на одном мероприятии соединить их в танце, — рассказывает она. – Всё произошло как-то незаметно для этой пары. Теперь они живут дружно, счастливо, у них родились дети.

Цыгане – очень артистичный и музыкальный народ. Нет ни одного цыгана, который не сумел бы исполнить свои народные танцы. Причём, хореографии никто специально не обучает. Дети просто растут в этой атмосфере. Для них танцы и песни — естественны.

— На свадьбы и на праздники мы никогда не приглашаем музыкантов, потому что мы сами музыканты, — рассказывает Екатерина Червонная, — за столом собираются люди, которые приносят с собой гитары, скрипку, баян. У нас самые любимы праздники – это православные: Рождество, Крещение, Пасха и так далее. Новый год мы практически не отмечаем, для нас важнее Старый Новый год. Есть традиция воровать в шутку друг у друга какие-нибудь вещи, а потом требовать за них выкуп. Раньше угоняли коней или снимали с них сбрую, и требовали с хозяина взамен, к примеру, ящик шампанского. Сейчас, конечно, всё скромнее. Но, чем больше будет похищено и выкуплено, тем богаче будет праздничный стол.

Фёдор КОВАЛЁВ, фото из архива Червонных, «НЖ»№52, 08.01.15