Пятница, 15 августа
Меню

Экономия бюджета за счёт пассажиров? 

  • Майя Шуакбаева
  • 58
Экономия бюджета за счёт пассажиров? 
Фото службы РСК Павлодарской области

Оптимизация автобусной сети Павлодара грозит вызвать новый скачок напряжения в обществе. На прошедшей накануне вечером встрече с населением п. Атамекен выстроить конструктивный диалог с сельчанами чиновникам практически не удалось. Люди категорически против сокращения автобусных маршрутов, которые теперь будут доставлять пассажиров только до границы города, передает lifepvl.kz.  

Ожидания жительницы поселка Атамекен Юлии Мамзоновой были еще хуже. Быстрее чиновников до сельчан добрались слухи, твердившие, что протяженность движения автобусного маршрута №38 сократят не только в Павлодаре, но и в самом поселке. Приехавшие на встречу с населением чиновники, главным образом, и.о. руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара Арслан Максутов, поспешил заверить, что изменения претерпит только схема движения в городе. Конечной остановкой 38-го маршрута теперь будет не ЖД-вокзал, а мкр. Прибрежный. Аналогичные изменения ждут пассажиров всех пяти пригородных сел, которых в рамках оптимизации общественного транспорта теперь будут довозить не до центра, а только до окраины города.  

Напомним, в рамках оптимизации с 20 августа из 30 автобусных маршрутов 11 будут изменены, два маршрута (№5 и №6) упразднены.  В течение месяца власти будут наблюдать за инновацией и принимать предложения от населения. И начало учебного года, выпадающее на этот период, городские власти выбрали не случайно: чтобы оценить нагрузку на транспорт. 

— Мы получили техническое задание на сбор аналитики, и оказалось, что, к примеру, по улице Торайгырова передвигается больше восьми маршрутов, — сообщил исполнительный директор компании-оператора электронного билетирования Талгат Токтаганов. — Было видно, что они идут по одним и тем же остановкам, получается, автобусы ходят пустые. Поэтому было принято решение провести оптимизацию всей маршрутной сети, определить, какие маршруты рентабельные, какие нерентабельные. Но для того, чтобы это не сказывалось на бюджете пассажиров, в течение 60-ти минут после валидации (оплаты – прим. М.Ш.) пассажир имеет право на вторую бесплатную поездку. Сельские маршруты будут доезжать до новых конечных остановок, пассажир будет пересаживаться на любой другой маршрут. При этом вторая поездка данного пассажира будет бесплатной. Главное — зафиксировать поездку, причем оплачивать надо либо транспортной картой, либо в приложении «Автобус». Не кьюар-кодами банковских приложений и не наличными, — акцентирует информацию мой собеседник. 

Бесплатный второй проезд будет действовать как из пригородного поселка в города, так и из города в пригородный поселок. Экономия, по словам Талгата Токтанова, от проведения оптимизации пассажирского транспорта будет составлять около 20-25%. Учитывая, что в прошлом году на субсидирование общественных перевозок государство выплатило автопаркам 7,4 млрд тенге, сумма сэкономленных средств обещает стать солидной. 

И.о. руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара Арслан Максутов отмечает, что удобства пассажиров на конечных остановках, так называемых «подвозных» теперь маршрутов будут установлены теплые остановки и туалеты. А для того, чтобы люди не простаивали подолгу в ожидании стыковочных маршрутов, графики их движения будут подстраивать под сельские автобусы.

На вопрос о возврате движения автобуса №38 по улице Торайгырова глава профильного ведомства ответил довольно уклончиво: мониторинг показал, что с мкр. Химгородки до ЖД вокзала автобус едет практически пустым.

— Не может такого быть, — встает с места жительница поселка Атамекен Светлана Федорищева. – Я 22 года проработала кондуктором на этом маршруте, и не было такого никогда, чтобы салон пустовал. Всегда битком. У нас даже городские жители, ехавшие в сторону Лесозавода, садились на 38-й маршрут. Тут может быть другой вопрос. Люди не оплачивают проезд, контролеров нет, я сама вижу, что никто не проверяет проезд в нашем автобусе. 

Жанаргуль Искакова в свою очередь предложила сократить маршрут поселкового автобуса, исключив из него поселок Атамекен, который относится к городу Аксу. Но эту версию чиновники, к счастью, рассматривать не стали. За много лет движения 38-го маршрута местные жители привыкли ездить в город на учебу и работу. 

— Многие люди работают на заводе, развозки, затем пересадки, вовремя люди не будут успевать. Если, как нам обещали, добавят рейсы, возможно, люди будут укладываться по времени и, само собой, вскоре привыкнут. Самое главное, нам обещают рассмотреть вопрос увеличения автобусов в часы пик. Если изменение в графиках будет в пользу жителей, то со временем, возможно, мы и привыкнем к этому, — поразмыслив, говорит Жанаргуль Искакова. 

Однако её настрой даже после проведенного собрания разделяют немногие. Жители поселка Атамекен откровенно не рады испытывать предстоящий месяц на себе нововведение в организации автобусного движения. Юлия Мамзонова, между тем, не получила ответа на самый главный из своих вопросов:

—  Получается, чтобы добраться до больниц, до колледжей, нам надо будет менять 2-3 маршрута. В связи с этим, меня волнует вопрос: с чем это связано и кому это выгодно? Мы считаем, что это невыгодно ни одному жителю поселка, — говорит Юлия.

Одним из ответов на этот вопрос может стать информация о том, что с этого года изменилась методика субсидирования перевозчиков. Если прежде сумма субсидий назначалась на основании расчета тарифа на одного пассажира, то теперь — из расчетной стоимости маршрута. Иными словами, за счет пройденного километража. Чем он меньше, тем меньше субсидии. Оптимизация, по словам заместителя акима города Павлодара Ануарбека Аманова, позволит обновить подвижной состав до 100% и увеличить интервал движения существующих маршрутов.  Сократится количество перевезенного «воздуха» на линиях.

— Автобус идет, условно, в нем один пассажир, за 29 недостающих пассажиров мы платим из бюджета. Следовательно, при оптимизации этой маршрутной сети автобусный пассажиропоток будет больше, — резюмирует чиновник.