В далеком предвоенном 41 году местные власти уже понимали, что санитарная очистка Павлодара – дело жизненно важное, наравне с обеспечением питьевой водой. С тех пор ничто, даже Великая Отечественная война, не говоря уже о таких «мелочах» как 45-градусные морозы или жара, гололед и буран, – не может стать причиной остановки работы этого коммунального предприятия.
Решением Павлодарского горисполкома от 11 марта 1941 года было образовано коммунальное предприятие, в обязанности которого в том числе входила и санитарная очистка Павлодара. Однако из всего «оснащения», как свидетельствуют архивные документы, в транспортной конторе были только несколько лошадей, запряженных в повозки. Сегодня же предприятие использует 61 мусоровоз марки МАЗ, ЗИЛ, три автобуса для подвоза персонала, пять автопогрузчиков и шесть самосвалов для уборки территорий, примыкающих к контейнерным площадкам.
Ежедневно, без выходных и праздников, рабочий день на предприятии начинается в пять утра, а в шесть, после прохождения техосмотра техники и медкомиссии водителей, на улицы Павлодара выходят бригады мусоровозов. Этому не могут помешать ни жара, ни морозы, ни перекрытые из-за карантина улицы – мусор нужно вывезти несмотря ни на что. Предприятие работает в непрерывном режиме.
– Если мы пропустим день работы по вывозу мусора, – говорит директор ТОО «Спецмашин» Дмитрий Самчук, – то город вычищать надо будет неделю! Некоторые считают, что монополисты – это зло, с которым надо бороться. А для нас это прежде всего груз ответственности. Потому что мы – единственное предприятие, которое, работая в жестком режиме, обслуживает весь город. Общее у нас с коммунальным предприятием, образованным 80 лет назад, то, что и мы, и они финансировались только за счет тарифа. Все имеет свою цену, и вывоз мусора не исключение. Поэтому, чтобы поддерживать работу предприятия на хорошем уровне, развиваться, нужны средства.
Согласитесь, Павлодар в последние годы преобразился, стал лучше, краше. И в этом в том числе заслуга наших работников. Мы вернули Павлодару звание одного из самых чистых городов страны. Это отмечают не только горожане, но и приезжие, зарубежные гости. Коллеги из других регионов Казахстана, соседнего Омска и даже Москвы приезжали перенимать опыт, знакомиться с нашей работой.
Но больше всего их удивил тот факт, что всю модернизацию, обновление подвижного состава мы делаем только за счет тарифа, без бюджетных вливаний. Причем тариф для населения у нас даже после повышения небольшой по сравнению с другими городами Казахстана. И за эти деньги мы обслуживаем весь областной центр, заезжаем в каждый двор и вывозим мусор на полигон твердых бытовых отходов, даже частично перерабатываем мусор – это веление времени.
Как оказалось, павлодарцы даже после повышения будут платить меньше, чем наши сограждане в других областных центрах Казахстана. К примеру, Костанай имеет тариф 351 тенге, Караганда – 380, как и Нур-Султан. Алматинцы платят по 553 тенге с человека. Да что далеко ходить, в соседнем Аксу вывоз мусора стоит почти 300 тенге, этот тариф еще три года назад им утвердил маслихат. В Павлодаре же тариф на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) последний раз поднимался в 2013 году и с тех пор даже не индексировался. Скажем больше, расчет на 320 тенге был сделан более двух лет назад, но повышение тарифа по разным причинам откладывалось. И в декабре мы опять пошли навстречу просьбам горожан и снизили тариф на зимние месяцы, чтобы сгладить переходный период.
Нужно понимать, что повышение тарифа – мера вынужденная. У нашего предприятия долгая история, наш коллектив – более трехсот человек, и у каждого семья, свои потребности. У нас большой парк автотехники, теплые боксы, хорошая ремонтная база. Предприятие должно платить зарплаты сотрудникам, покупать новую технику, запчасти, но с прежним тарифом это было невозможно. Сами посчитайте: только переход с бензина АИ-80 на АИ-92, потому что 80-й перестали производить, стоил нам удвоения затрат на ГСМ. Это было почти пять лет назад. Но тариф на вывоз мусора остался прежним. За эти годы всё подорожало: и электроэнергия, и вода, и стоки – это тоже наши расходы, которые должны покрываться тарифом. А он даже не индексировался, поэтому, когда всё наконец посчитали, получился такой резкий рост в процентах. Предприятие с трудом обеспечивает очистку города и вывоз мусора старой техникой, которая ломается, требует ремонта, просто физически и морально изнашивается. На ее замену нужны средства. Напомню, что единственный источник дохода для нашего предприятия – это тариф.
Не от хорошей жизни мы сами изготавливаем кузова мусоровозов на смену тем, что уже отработали свой ресурс, и ставим их на шасси, потому что новые машины закупать слишком дорого, даже просто кузов мусоровоза заменить, надо 20 тысяч долларов. Так никаких тарифов не хватит! Поэтому делаем капремонт отработавших свой ресурс машин своими силами. Чтобы оптимизировать расходы, дисциплинировать работников, в каждой машине мы установили GPS-навигатор. Диспетчер следит в режиме реального времени, когда машины выезжают на маршрут, когда возвращаются, где водитель едет в любую минуту времени. То есть все маршруты отслеживаются. Первыми такую спутниковую навигацию внедрили в Алматы, но там предприятия по вывозу мусора финансируются из бюджета, и на эти цели потратили более 100 миллионов бюджетных тенге. А мы ее установили за свой счет и уложились примерно в 10 миллионов. Теперь нет такого, что водитель, выехав с базы, вдруг «потерялся» якобы из-за поломки. Мы видим, где он, если долго стоит, выходим на связь, выясняем причину, при необходимости выезжает ремонтная бригада. Некритичную поломку стараемся ликвидировать на месте. Если что-то серьезное, на маршрут выезжает сменная машина, и работа продолжается. У нас всегда несколько «дежурных» мусоровозов стоит, потому что это техника, она ломается, нужно быть к этому готовыми. С помощью GPS-навигации новые водители быстрее осваивают маршруты, на экране компьютера все понятно и наглядно. Это помогает и в спорных моментах, особенно с юрлицами, с которыми мы работаем по договорам. Бывает, что нам звонят и говорят: ваш мусоровоз в этом месяце не приезжал, а мы смотрим – нет, был, загрузился. Просто отходов сейчас столько, что баки быстро наполняются. Сейчас ведь век упаковки, ее столько стало!
– Выдержать такой график работы не каждый может, а вывозить чужой мусор – работа непрестижная. Как у вас с текучестью кадров?
– Сегодня текучки нет. Наоборот, к нам трудно устроиться на работу. Потому что стабильная зарплата, созданы для работников хорошие бытовые условия: душевые, раздевалки, столовая, скользящий график работы, обеспеченность запчастями полная. У работников два комплекта спецодежды, чтобы вовремя стирать и быть чистыми, опрятными. Во всех цехах проведено отопление, все машины в теплых боксах стоят, чтобы выйти на маршрут в любой мороз. И престиж работы вырос!
Однако не только чистоту нужно поддерживать, но и заботиться о будущем наших потомков. Какую среду мы им оставим? Горы пластика, битого стекла и строительный мусор? Это все можно и нужно перерабатывать. Однако во всем мире переработка мусора – сложный и дорогостоящий процесс, прибыли он практически не приносит. Тем более в таком небольшом городе как Павлодар. Но это требование времени, показатель цивилизованности общества и его ответственности. Поэтому нынешний рост тарифа – это не просто увеличение стоимости услуги. Это переход на качественно иной подход к управлению твердыми бытовыми отходами.
Поэтому увеличенный тариф в первую очередь пойдет на обновление автопарка и приобретение евроконтейнеров. Их установка начнется поэтапно, из двора во двор, маршрут за маршрутом. На город нужно 4000 контейнеров, каждый стоит более 160 тысяч. Вот и посчитайте. Именно сюда пойдут средства горожан, полученные из тарифа. Если мы хотим жить в чистоте, хотим оставить потомкам хорошую экологию, эстетику дворов – само собой это не произойдет. Придется постараться и с раздельным сбором мусора, и с его переработкой. Прогресс требует вложений.
Хотелось бы, чтобы городские власти обратили внимание на контейнерные площадки внутри дворов. Многие давно требуют ремонта и замены. Бетонные плиты давно пора заменить на легкое ограждение из сетки. Если мы уж хотим чистоты в городских дворах, нужно всем работать на это. И жителям тоже! Один идет и бросает мусор в контейнер, а второй мимо. Да еще и негабаритный или строительный мусор до кучи оставит. А это вообще не должно быть головной болью нашего предприятия. Тем не менее, всегда звонят нам – уберите! Мы и так содержим специальных работников, которые убирают контейнерные площадки, подбирают все, что мимо мусоровоза просыпалось. Но правильно говорят: чисто не там, где метут, а там, где не сорят.
Кто бы в Павлодар ни приезжал, все отмечают, что наш город чистый, во дворах мусора нет. Это же не просто так происходит – залил в бак мусоровоза бензин, водителя отругал, и он повез мусор. Это целый комплекс мероприятий, который за один день наработать невозможно. Тут и выверенный график, маршруты, отлаженные схемы взаимодействия с другими коммунальными службами. Это понимает и областная администрация, и городская. Они идут нам навстречу. Потому что если коммунальные службы не будут работать слаженно, в унисон, то город сделать чистым невозможно. Каждый должен быть на своем месте и делать свое дело.
– Сейчас модно рассуждать о «зеленой экономике»: переходе на чистые технологии, переработке отходов и тому подобное. Как вы решаете эту проблему?
– Наше предприятие уже давно занимается переработкой мусора. Собираем и перерабатываем бутылки, пластик, полиэтиленовые пакеты и получаем полипропиленовую крошку, которая является сырьем для новой продукции. Однако есть сдерживающие объективные факторы. Наш город небольшой. Объемы собираемых отходов тоже небольшие. Если, скажем, мини-установка по переработке пластика мощностью две-три тонны, то вы попробуйте эти две-три тонны пластиковых бутылок или пакетов собрать. Они же по весу очень легкие. Для завода же нужны большие объемы сырья. Плюс большие инвестиции, которые надо будет возвращать. В Павлодаре нет рынка для такого завода. И в других городах его нет.
Однако «зеленые технологии» – требование времени. Единственный выход, на мой взгляд, – делать подобные мусороперерабатывающие заводы региональными. Чтобы закрывали сразу несколько соседних регионов, а на местах создавать сортировочные участки и собирать бумагу, пластик, банки и прочее сырье, которое потом будут свозить в региональные центры переработки. Нужно приучать население к сортировке мусора, как в странах Европы и Запада. И в этом вопросе должна быть поддержка государства – инвестиции, налоговые льготы и прочее. А сами зеленые технологии мы только приветствуем. Подумываем вот солнечные батареи для обогрева помещений устанавливать.
Да, у нас большой опыт, серьезные наработки. Но самое главное наше достижение за эти 80 лет – это наши люди, сплоченный коллектив, его профессионализм и трудовые традиции, которые, несмотря на смену собственников и руководства в девяностые годы, мы сумели сохранить и улучшить. Мы гордимся тем, что у нас на предприятии работают сотрудники с сорокалетним стажем, у которых в трудовой книжке всего одна запись – о приеме на работу. Это наши ветераны, наставники. Мы их обязательно будем чествовать. Юбилей предприятия – это в первую очередь их праздник.
Матвеенко Наталья Владимировна, начальник абонентного отдела
Работаю здесь с 2002 года, почти 19 лет, потому что люблю свою работу, люблю людей, которые меня окружают, и мне интересен сам производственный процесс. Если честно, каждый день иду на работу как на праздник, каждый день как новый, несет собой запоминающие события разного характера.
В этот праздничный для нас день я желаю процветания нашей организации, стабильности, хороших специалистов, любящих свое дело, и всем коллегам желаю здоровья, благополучия в семьях, и пусть у всех все будет хорошо.
Кудабаева Гульнар Шамгановна, контролер
Работаю здесь с 1998 г. со дня открытия отдела частного сектора.Велся набор контролёров, и я пришла сюда. Мне нравится коллектив ТОО «Спецмашин», условия труда и достойная заработная плата.
Желаю коллегам успехов в работе, семейного благополучия, пусть наша организация процветает.
Бурковская Ирина Леонидовна,старший техник абонетного отдела
Пришла работать контролером в январе 1998 года, потому что устраивал график работы и условия труда, затем перешла из контролёров частного сектора в абонентный отдел старшим техником.
Сегодня мы празднуем юбилей нашего общего предприятия, которое обеспечило нас всех работой и таким чудесным коллективом! Поэтому хочется пожелать, чтобы эффективные результаты радовали всех: начальство прибылью, а работников — зарплатой и премией! Успеха!
Дейкин Константин Игоревич, слесарь по кап.ремонту автомобилей
Я работаю в «Спецмашинах» с 2012 года. Проходил здесь производственную практику и решил остаться, так как очень понравилось работать здесь, понравился коллектив. В знак благодарности за успехи в труде и за добросовестное выполнение своей работы руководство автобазы вручило мне грамоту, этот момент стал для меня самым запоминающимся.
Дадаханов Абдугафур Маматкосимович, водитель
Я работаю с 2010 года. Хотел устроиться в автобазу раньше, но не было вакансии. Оставил свои данные, когда появилась вакансия, начальник колонны связался со мной и пригласил. Остался потому, что здесь достойная заработная плата и хорошие условия труда.
Не так давно за хорошую и добросовестную работу мне дали новый мусоровоз.