Кому, как не нам, потомкам, лучше знать историю своего рода, тем более что всю свою сознательную жизнь параллельно основной профессии многие из нас занимаются поиском подтверждений всему, что передавалось из поколения в поколение…
Павлодар… Прошло 300 лет, как этот город появился на карте Российской империи, выросший из казачьего форпоста «Коряковский» до заштатного городишки, а затем до огромного индустриального города, известного под именем ПАВЛОДАР почти во всем цивилизованном мире.
Павлодар… За 300 лет многое изменилось в его судьбе. В любом городе есть несколько кварталов, где можно прикоснуться к его истории. Государственный реестр памятников историко-культурного наследия, составленный еще в Казахской ССР в 1982 году, определил, какие здания республиканского и местного значений находятся под охраной государства. С тех пор этот список усиленно корректируется, в результате чего исчезли и продолжают исчезать не один десяток объектов, охраняемых когда-то государством. Об их значении свидетельствовали и свидетельствуют прибитые таблички, предупреждая, что за нанесенный ущерб предусматривается административная, уголовная и иная ответственность. Однако сегодня эти таблички выглядят неким укором надзорным органам, но об этом чуть позже.
Речь пойдет о доме купчихи Лаптевой, находящемся, согласно сведениям сайтов «Памятники истории и культуры местного значения» и 2ГИС, в г. Павлодаре по адресу: ул. Луначарского, 9/1. В нем сейчас находится КГУ «Психолого-медико-педагогическая консультация г. Павлодара».
Дом построен в кирпичном стиле последней четверти XIX века в русле рационализма эклектики и модерна с орнаментальной кладкой фронтона, карниза, окон. Именно в это время произошел отказ от наружной штукатурки и покраски зданий.
Принадлежал этот дом брату второго мужа моей прабабушки Анны Федоровны Лаптевой (Шараповой в 1-м браке) – Лаптеву Иннокентию Павловичу.
Иннокентий Павлович Лаптев (16.11.1872 – 24.09.1917) был сыном обер-офицера 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска Лаптева Павла Дмитриевича (1827–1881) и внуком Лаптева Дмитрия Андреевича (1795–1836) – казачьего офицера, соратника полковника Карбышева Ивана Семеновича, победившего в 1851 году войска кокандцев у крепости Таучубек и участвующего в экспедиции по выбору места для закладки крепости Верный (Алматы).
Иннокентий Павлович был личностью незаурядной. В 1892 году окончил Омскую классическую гимназию (в дальнейшем 1-я Омская мужская гимназия) и поступил в Лазаревский институт восточных языков в Москве. Окончив институт, поступил на службу в Омскую казенную палату и уже в 1897 году стал податным инспектором той же палаты в Павлодаре, затем в Каркаралинске, г. Кузнецке Саратовской губернии и дослужился до чина надворного советника. Продолжал заниматься наукой: как филолог изучал казахский язык, который он, подобно деду, отцу и всем иртышским казакам Семипалатинской области, знал с детства.
Служа в Павлодаре, Иннокентий Павлович заказал и оплатил постройку дома в 1-м Мещанском переулке (ул. Луначарского, 9/1) в конце XIX века. Женой его была Александра Павловна Орлова – дочь полковника Орлова П. Д. – топографа, служившего в военно-топографическом отделе Омского военного округа. Имели одного сына Викентия. Однако в 1915 году их брак распался, и супруга уехала в г. Санкт-Петербург, выйдя замуж вторично. Сын Викентий получил военно-морское образование, служил в Черноморском флоте, принял революцию, участвовал в освоении Якутии. Судьба и деяния его не менее интересны и плодотворны, но это уже другая история.
Что же касается Иннокентия Павловича, то свой дом в Павлодаре он оставил на попечение квартирантов, земли сдал в аренду, а сам жил в Омске, посещая Павлодар только по долгу службы податным инспектором. Брат его, Александр Павлович Лаптев, в это время проживал с семьей в с. Песчаное.
Первая Русская революция стала для Иннокентия трамплином в политику. Он, как и Потанин Г. Н., исповедовал либерально-областнические взгляды, был депутатом Государственной думы двух созывов, комиссаром Временного правительства по Степному генерал-губернаторству. Деятельность в качестве одного из лидеров сибиряков-областников во II-й Думе стала вершиной Лаптева-думца. Он жил на три дома: Омск – Санкт-Петербург – Томск. Был председателем внепартийной «Сибирской парламентской группы», участвовал в учреждении Петербургского отдела «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта», занимал должность главного инспектора страхового общества «Саламандра», старшины Омского биржевого комитета и, наконец, попал в Госсовет, верхнюю палату российского парламента. В Госсовете Лаптев И. П. входил в «левую группу», примкнувшую к Прогрессивному блоку – политобъединению, стоявшему за февральско-мартовскими событиями 1917 года и сформировавшему первый состав Временного правительства.
В 1917 году Лаптев И. П. реализует себя как казачий политический деятель. Но подробно описывать его заслуги не буду, ибо цель наша – восстановить справедливость по принадлежности дома по ул. Луначарского, 9/1 настоящему хозяину, т. е. Лаптеву Иннокентию Павловичу, а не «купчихе Лаптевой», как числится дом в государственном списке памятников истории и культуры местного значения Павлодарской области.
Что касается Лаптевой Анны Федоровны, то слишком громко заявлено, что она была «купчихой». Да, она имела свой дом, но на улице Станичной (теперь улица им. Алихана Букейхана). Сейчас на месте ее дома построен ресторан «RELAX». Когда не стало ее мужа Лаптева Александра Павловича, командира 2-й сотни 4-го Сибирского казачьего полка, погибшего в Первую мировую войну в бою с немцами под г. Брестом, она решила переехать в город. Организовав разборку своего дома в станице Песчаной, перевезла его водным транспортом в Павлодар. Дом был готов к заселению только осенью 1917 года и зарегистрирован в Павлодарском бюро инвентаризации недвижимости под № 9711, реестровый № 2-1000. В доме жила до 1933 года, потом его продала, купив дом поменьше. В проданном доме позже расположилась радиостанция пристани «Павлодар», затем он был перестроен под двух хозяев, где поселились две семьи работников пристани.
До начала Первой мировой войны муж Анны Федоровны, Лаптев Александр Павлович, имел кирпичную мельницу в двух кварталах от пристани «Павлодар» (на этом месте сейчас находится здание бывшего профилактория «Алюминщик»). Анна Федоровна, имеющая восемь детей от первого брака с войсковым старшиной Шараповым И. М., умершим в 1901 году, и пятерых от второго брака, стала хозяйкой этой мельницы.
На сайте «Памятники истории и культуры местного значения» отмечается, что «дальнейшая судьба купчихи Лаптевой неизвестна», хотя о ее судьбе я писала в двух книгах, изданных мною в 2010, 2015 годах, которые были подарены павлодарским музеям и историкам. Однако в книге «В памяти поколений» (автор Соколкин Э. Д., 2014 г.) вновь на вкладыше фигурирует «Дом купчихи Лаптевой», тогда как по праву он принадлежит податному инспектору Лаптеву Иннокентию Павловичу. Надо немедленно исправить эту грубую ошибку, а то вместе с разрушением старого города разрушается и память о людях, творивших его историю.
В заключение хочется отметить, что проблема исчезновения памятников истории и культуры весьма актуальна в наше время. Павлодар уже давно болен «беспамятством» – произошел полный обвал по деревянному зодчеству XIX и начала XX веков, уничтожено много и кирпичного. Стирая старое и строя новое, не несущее абсолютно никакой культурной ценности, уничтожается «дух старого Павлодара»! Надо остановить эту тенденцию. Ведь за каждым таким объектом история нашего города и в целом страны, а для будущих поколений должна остаться зримая память о прошлом.
Галина Шарапова, «Наша Жизнь» №45, 26.11.2020г.