В последнее время в социальных сетях активно обсуждается вопрос слабого освещения улиц Павлодара, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Пользователи просят местные власти принять оперативные меры и как можно скорее устранить проблему. После нескольких резонансных аварий, произошедших в городе, в том числе на неосвещенных участках проезжей части, активисты общественного объединения JEBE проехались по улицам Павлодара и зафиксировали самые темные «уголки» областного центра. В департаменте полиции сообщили, что ранее провели обследование дорог и внесли свои предложения в акиматы для устранения замечаний.
– В целом большая часть улиц освещена. Мы увидели, что на центральных улицах проблем нет, – светло почти как днем. Но есть районы города, где очень темно. Мы сняли эти участки на видео и разместили в Сети, чтобы люди были осторожны. Ведь беда может случиться неожиданно. Поэтому хотим предупредить население, – пояснил активист общественного объединения JEBE Жумабек Сманов.
Видео, сделанное гражданскими активистами, вызвало широкий общественный резонанс. Пользователи отметили, что помимо риска дорожно-транспортных происшествий, неосвещенные участки улиц могут стать местом грабежей и хулиганств. Многие задаются уже ставшим тривиальным вопросом: «Куда смотрит акимат?»
– Раньше у нас на ул. Архангельской, в сторону конечной остановки, тоже было освещение. А сейчас тьма тьмущая, и, учитывая, что район частного сектора, идешь от остановки до дома и оглядываешься во все стороны с надеждой, что никто на тебя не нападет, не утащит, не укусит… – написала под одним из постов, посвященных теме неосвещенных улиц города, жительница Второго Павлодара Гульнара Исаканова.
По сообщению главы департамента полиции области Нурлана Масимова, ими была проведена комплексная проверка дорог, «в том числе по недостаточному освещению улично-дорожной сети».
«Прогресс не стоит на месте, с развитием технологий усовершенствуются и средства безопасности на дорогах. Учитывая мировой опыт, павлодарские полицейские предлагают установить современные технические средства и дополнительные разметки на улицах Павлодара для безопасности дорожного движения и снижения числа аварий. С начала года по аналогичным фактам проводились обследования улично-дорожной сети городов Павлодар, Аксу, Экибастуз на предмет освещенности», – говорится в сообщении полиции.
– Всего в текущем году проведено 18 обследований в темное время суток, по итогам которых в местные исполнительные органы направлено 12 предложений о необходимости устройства дополнительного освещения на улицах и над пешеходными переходами, – рассказал ранее в ходе брифинга начальник управления административной полиции Дулат Тукенов.
Полиция предлагает установить дополнительное освещение над пешеходными переходами для обеспечения видимости пешеходов, нанесение шумовых полос на подъездах к пешеходным переходам и аварийно-опасным участкам, установку светодиодных дорожных знаков с переменной информацией, а также нанесение на подъездах к пешеходным переходам и мест посещений детьми дорожной разметки 1.24.1 «Дети», 1.24.2 «Ограничение максимальной скорости», а на опасных переходах рядом с детскими садами, больницами, торгово-развлекательными центрами установить приподнятые пешеходные переходы. Теперь все зависит от расторопности местных органов власти и маслихатов.
Система уличного освещения в Павлодаре за последние 10–15 лет менялась неоднократно. Новые фонари появлялись едва ли не с каждым приходом очередного нового главы региона. Последняя модернизация, начатая в бытность акимом области Булата Бакауова, до сих пор не доведена до логического конца. Напротив, только обрастает скандалами и новыми разборками.
Своими мыслями о дорожно-транспортных происшествиях и влиянии уровня освещенности улиц на количество аварий в темное время суток поделился судья Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Нурлан Каирбеков на своей странице в «Фейсбуке»: «Имея личный опыт вождения и являясь участником дорожного движения в условиях сравнительно небольшого города (по сравнению с мегаполисами), не могу не быть обеспокоенным по данному поводу. Как водитель, мне бы хотелось минимизировать риски на дорогах, не подвергать опасности ни себя, ни пешехода, а вот как представитель судейского сообщества – что должно волновать меня и вас, мои коллеги? Предположим, произошло ДТП, и водитель скрылся с места происшествия, или произошло ДТП, и водитель остановился и оказал помощь, – понятно, что ответственность за последствия ДТП будет разная. Но что послужило первопричиной ДТП, должен ли суд, выясняя все обстоятельства происшествия, назначать различного рода дополнительные экспертизы, показывающие уровень освещения улицы, соответствие параметров освещенности определенным стандартам? А если в ходе досудебного разбирательства был собран материал, свидетельствующий о том, что причина ДТП – это плохое освещение, должен ли суд инициировать дополнительные расследования по выявлению причин такого плохого освещения, выяснению правомерности действий подрядных организаций, выигравших тендер на данную услугу?» – задает вопрос автор поста.
По мнению Нурлана Каирбекова, «в любом случае, конечной целью такого рода судебных разбирательств должно быть выяснение истинных причин, приведших к ДТП со смертельным исходом».
«Находится ли судья под неким общественным давлением, если участниками ДТП стали известные лица, политики или их ближайшие родственники, или данное ДТП все время освещается в СМИ и соцсетях? Мне кажется, что в этом контексте, в контексте выявления объективных факторов, приводящих к учащению ДТП в г. Павлодаре за относительно короткий срок, могли бы объединить свои усилия все заинтересованные стороны: правоохранительные органы, общественники, журналисты, блогеры и мы, представители судейского сообщества. Ведь у нас цель одна: обеспечение всех конституционных гарантий граждан РК, в числе которых право на жизнь является одним из самых главных», – отметил Нурлан Каирбеков.
Он же ранее опубликовал на своей странице статистику дел, рассмотренных судом № 2 города Павлодара за 9 месяцев 2020 года. Так, по представленным данным, за этот период суд рассмотрел 382 дела, из них 41 – связанные с транспортными правонарушениями.
«Из рассмотренных судом № 2 г. Павлодара уголовных дел данной категории следует, что в основном их совершают лица мужского пола, в числе которых около 80 % не имеют постоянной работы. Например, по уголовным правонарушениям, предусмотренных ст. 346 ч. 1 УК, осуждались лица, которые ранее были лишены права управления транспортным средством на определенный срок, но несмотря на это вновь садились за управление транспортным средством в состоянии опьянения».
При этом среди основных причин этих уголовных правонарушений судьи называют недисциплинированность, пренебрежение правонарушителями ограничений и запретов, установленных постановлениями судов, а в некоторых случаях и приговорами.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №44, 19.11.2020г.