Не успели в Казахстане утихнуть волны немецкой эмиграции, как на смену им пришла эмиграция русскоязычная. Только, в отличие от первой волны, этнический состав покидающих казахстанскую землю сегодня куда более широк.
Уезжают русские, немцы, татары, украинцы, не редкость среди отъезжающих и граждане титульной нации. В большинстве своем это люди экономически активного возраста, имеющие специальное образование, производственные навыки, которым они могли бы найти применение на этнической родине, но, увы, предпочтение, как показывают события последних лет, не в ее пользу. Будем откровенны, в одночасье изменить судьбу, поставив на карту налаженный быт, благополучие, состоявшийся круг общения решится не каждый, и, если такое решение принято, за ним стоит осознанный, иногда выстраданный выбор.
Своей озабоченностью нарастающим эмиграционным процессом в стране поделился на Ассамблее народа Казахстана(11.11.2020 г.) первый президент РК Н. Назарбаев. Он также обратил внимание на необходимость идеологической борьбы с ксенофобией среди молодежи, недопустимость превращения межэтнических отношений в политику. «Полиэтничность Казахстана – это наша сила и большое богатство. Поэтому нужно постоянно укреплять нашу общую ответственность за ее историческую судьбу».
Объединив причины русскоязычной эмиграции, политологи с недавних пор дали им емкое название – «нарушение этнического комфорта». И то верно, о каком комфорте можно говорить, когда родной город, знакомый до переулка, в одночасье превратился в населенный пункт «новых географических открытий», пройти по которому можно разве что с путеводителем.
Не добавляет комфорта и сокращение часов русского языка в школах, а объявленное трехъязычие и вовсе не дает ему шансов на развитие. Хотя всем давно известно, что знание русского языка открывает широкий путь к культурным и научным ценностям. Замечательным примером для подражания в этом вопросе является соседний Узбекистан. Теперь в республике русский язык будут преподавать не только в русскоязычных школах, но и в узбекоязычных учебных заведениях. В октябре 2020 г. между Россией и Узбекистаном было подписано соглашение, которое позволяет расширить преподавание русского языка в регионе. Программа рассчитана на 10 лет. «Наша цель – чтобы выпускник каждой школы владел как государственным, так и русским языком», – заявил министр образования Узбекистана Шерзод Шерматов.
История добрососедских российско-казахских отношений в современной версии, поставленная с ног на голову, где русские представлены колонизаторами казахского народа, вызывает большие сомнения у молодого поколения, не являющегося участниками исторических событий: «А была ли эта дружба и добрососедство?» Хотя никто не отрицает, что именно с обретением независимости казахи стали возрождать свою национальную самобытность.
Который год рука об руку с национализмом идет отвратительно неистребимое явление нашего общества – коррупция. В тяжелейшие дни пандемии, когда люди, вне зависимости от национальности, стремились только к одному – не заболеть и выжить, чинуши, приближенные к распределительной кормушке, делали состояние на здоровье и жизни людей. Криком отчаяния в эти дни прозвучал голос блогера Мейржана Туребаева: «Я хочу обратиться к людям, кто давно сидит на гостендерах. Не воруйте, пожалуйста, хотя бы этот год. Помогите стране закупить лекарства, каждый третий гибнет. Вы же обеспечили себя на многие десятки лет, на многие поколения. Пожалуйста, просто не воруйте» (https://www.instagram.com/p/CCb0-feBZcg/?igshid=1do01su1bq136). До какой точки кипения нужно было довести народ, чтобы под этим воззванием появилось более полумиллиона просмотров и многотысячные комментарии?
Не все в порядке и в учреждениях культуры, которые своей агитационно-пропагандистской работой должны быть примером интернационализма и дружбы между народами, на деле же сегодня они стали финансовыми корпорациями, то и дело уличаемые в нелицеприятных скандалах. Четырехмиллионное долларовое цунами (1,8 млрд тенге) в виде хищений бюджетных средств, накрывшее Государственную академическую филармонию Нур-Султана в тревожные дни пандемии, пополняющееся день ото дня в ходе следственных мероприятий, похищенные у государства миллионы в ОЦНТ и КДД «Шанырак», многочисленные нарушения в других учреждениях культуры, существующих на деньги налогоплательщиков, вызывают вполне обоснованное требование к курирующим органам навести порядок в сфере культуры, в «белопушистость» которой после вышеназванных событий верится как-то с трудом.
К слову, за шестнадцать лет проверок Государственной академической филармонии Нур-Султана, вплоть до последней в 2020 г., в ней ни разу не были обнаружены серьезные нарушения, а тут вдруг за три последних года 1,8 млрд тенге хищений бюджетных средств, что еще раз говорит о необходимости ротации руководства учреждений культуры, постоянном контроле и учете бюджетных средств.
Казахстан всегда был многонациональной страной. Годы военного лихолетья, освоения целины способствовали огромному притоку населения со всех уголков бывшего Советского Союза. Для многих Казахстан стал родиной. Здесь создавались семьи, рождались дети, каждый пятый брак на территории Казахстана был интернациональным, в этом вопросе наша страна уступала первенство разве что Латвии – там этнически смешанным был каждый четвертый брак. В тесном соседстве казахи живут с русскими уже более 100 лет, и за это время они стали не просто близкими – родственными народами. И это родство, истоки которого в веках, нужно бережно хранить от любого негативного посягательства извне.
К сожалению, казахский язык уже давно стал средством политических манипуляций. Сфера его применения растет год от года, потому все претензии радеющих за государственный язык и якобы его ущемление в большей степени надуманы. Ведь очевидно, что в сравнении с девяностыми, когда проблема действительно имела место быть, прогресс, что называется, налицо.
Государственные акты в виде Конституции РК, Закона «О языках» РК призваны защищать граждан страны от любых проявлений национальной, в том числе языковой, дискриминации, но очевидно, не все чиновники помнят об этом, раз сплошь и рядом важные и созданные для народа законы не считаются ими обязательными к исполнению.
В лидерах, как всегда, учреждения идеологического фронта. Уже который год вся документация в Павлодарской областной филармонии им. И. Байзакова ведется только на казахском языке. Печатная продукция, афиши, публикации в соцсетях не являются исключением, а ведь тем самым нарушается Закон «О языках» РК, где четко прописано, что в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.
Игнорирование в учреждениях культуры основополагающих законов нашей страны недопустимо и является незамедлительным поводом к досрочной аттестации культработников и государственных служащих, позволяющих на своем ответственном идеологическом посту вольное прочтение законодательных актов РК.
См Открытие филармонического сезона 2020:
«ИСА БАЙЗАҚОВТЫҢ 120 ЖЫЛДЫҒЫНА АРНАЛҒАН КОНЦЕРТ»
Уже давно в кругах музыкантов Караганду шутливо называют городом пианистов, Нур-Султан – городом скрипачей, еще немного – и Павлодару негласно будет присвоен титул города домбристов наравне с Алматы, «прославившейся» в ноябре 2008 г. тем, что директор Алматинского эстрадно-циркового колледжа Ержан Косбармаков изъял из учебной программы классическую музыку и джаз. Певец-народник Косбармаков сделал все, чтобы его студентов ничто не отвлекало от национального музыкального искусства. Преподаватели, студенты, их родители были так возмущены этим фактом, что вышли на улицу с протестом. В декабре, спустя месяц после проведенной проверки, директор-реформатор был уволен с занимаемой должности. Колкая, но справедливая пародия Ербола Жумагулова, опубликованная 08.11.2008 г. в еженедельнике «Время», заслуживает того, чтобы вспомнить эти строки:
«Жизнь живя почти безбедно,
с чистой, в общем-то, душой,
я кобыз люблю безмерно
и домбры фанат большой.
Кюи слушать обожаю,
меч служебный не куя,
но в одно я не въезжаю,
не пойму я ни фига:
почему же топим в Лете
мы истории дары?
Всюду скрипки или флейты
слышен звук, а не домбры!
Но товарищ Косбармаков,
он знаток культурных дел,
много кушал бешбармаков,
куырдаков много ел.
Сделал то, что не сумели
остальные (высший класс!),
отменил на самом деле
к черту классику и джаз.
Службу служит без морали
креативный сей пострел,
о таких еще Боб Марли
очень много песен спел.
(Вы, министр Туймебаев,
если вовсе не дурак,
всех увольте раздолбаев,
кто культуре нашей враг.
А Ержану, чьи потуги
нас в грядущем поразят,
я вручил бы за заслуги
целый орден «Парасат».)
Я бы вмиг купил петарды,
много скрипок подорвал,
а еще б у всех гитары
непременно отобрал.
Всех одарим тумаками,
не подпустим ко двору,
потому что с кулаками
быть положено добру.
Что нам Моцарт или Верди,
Гершвин или Шуберт – что?
Да у нас таких, поверьте,
человек примерно сто!
«Наш искусства очень чистый»:
привлекают нас таки
кобызисты и домбристы,
сазсырная мастаки.
Ну а тем, кто злобно пишет,
я скажу, прищурив глаз:
от домбра домбра не ищут,
так что кюй вам, а не джаз»!
В Павлодаре до такого абсурда не дошло, но то, что в областной филармонии наметился явный крен в сторону народного творчества одной культуры, и забыта полиэтничность Казахстана, невозможно отрицать.
О том, что открытие филармонического сезона должно проходить в отдельно взятом творческом коллективе, говорить не приходится. Уже несколько лет подряд Павлодарская областная филармония им. И. Байзакова открывает новый филармонический сезон концертом-«солянкой», что кажется более чем странным для профессиональной концертной организации. Начинка всегда традиционна, открытие сезона 2020 в режиме online не явилось исключением.
Несмотря на радужность представленной на youtube картинки, настроения дружбы и единения она не добавляет, скорее наоборот. Еще вчера, на заре пандемии, мы стояли плечом к плечу перед лицом опасности, не разделяя людей на «чужих-своих», а сегодня «Мы первые в мире, вторые в Сибири».
«Настоящие ценности культуры,– писал Д. С. Лихачев,– развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей». Об этом нужно помнить всегда.
Не добавляет оптимизма исчезнувшее в названии русских творческих коллективов областного центра, в том числе в филармонии, прилагательного «русский», его мимоходом заменили на безликое «народный». Ущемляет ли этот факт русскоязычное население? Безусловно, да.
Такого количества артистов-вокалистов, инструменталистов народников казахского эстрадного жанра (19 чел.) в Павлодарской областной филармонии не было никогда. Даже столичные филармонии в Нур-Султане и Алматы, имеющие куда больший творческий состав, сегодня остались позади. Трудно сказать, какие цели преследовала администрация, исключив из состава солистов-инструменталистов, вокалистов классического жанра, но в таком количестве и так однобоко представлять сольное творчество областной филармонии нельзя.
В 2019 году Павлодарская областная филармония представила 224 концерта и тематических мероприятий к различным юбилейным датам, за период пандемии 2020 г.– 272(!) О том, что это фантастические цифры, не говорит сегодня только ленивый, судя по ним, ежедневно в творческих недрах филармонии рождается шедевр, с которым «и в пир и, в мир, и в добры люди».
О каком качестве концерта сегодняшнего дня можно говорить при таком потоке? Нужны ли павлодарцам так называемые концерты в режиме online, о которых завтра никто не вспомнит, или все-таки сделать приоритетными концерты-события? Оправданны ли зашкаливающие финансовые затраты на участие в различных online-фестивалях и конкурсах в период пандемии, ведь телевизионная видеосъемка (запись и прокат концертов симфонического оркестра телекомпанией «Ирбис» производится на бесплатной основе), аренда звукового, светового оборудования стоит денег, да еще каких?
К тому же, ограничения главного санврача Павлодарской области на социальную дистанцию на сценической площадке, количественный состав артистов до 30 человек, обязательный масочный режим, а с 09 ноября полный запрет на работу учреждений культуры никто не отменял. На репетиции и записи телевизионной версии фестиваля «Ел-Арна» 17–18 октября 2020 г. на сцене было несколько десятков участников, некоторое время спустя у одного из артистов диагностировали COVID -19,сейчас контактировавшие артисты находятся на самоизоляции, сдают ПЦР-тесты – вот чем обернулась для коллектива филармонии беспечность и надежда на авось. Всего в филармонии работает 275 человек…
Флешмобы, конкурсы, викторины, видеоролики, открытки ко Дню финансиста, работников сельского хозяйства, снятые на телефон и учтенные как концерты (отсюда складывается в период пандемии «стахановская» цифра 272) и вовсе не имеют ничего общего с деятельностью творческих коллективов и, по большому счету, дискредитируют филармонию как профессиональную концертную организацию.
См :«В Павлодаре возросли бюджетные затраты в сфере культуры»
Что до творческой составляющей вышеназванных мероприятий, то треть ее – концерты профессиональных коллективов, остальные посвящены юбилейным датам казахстанцев, коих в перспективных планах филармонии не счесть. Как-то быстро забылись наставления елбасы о необходимости сокращения государственных бюджетных средств по этой статье расходов.
Не ищите в этом списке 250-летие Бетховена, который отмечает весь музыкальный мир, день рождения Пушкина,180-летие П. И. Чайковского – их там попросту нет, вот такая дифференциация по-павлодарски существует сейчас в перспективном планировании областной филармонии им. И. Байзакова. А ведь филармония должна быть образцом высокого профессионального искусства, в которой звучат мировые шедевры, вне зависимости от национального знаменателя, это и должно отличать ее деятельность от городского дворца культуры, областного центра народного творчества «Шанырак».
Еще большее удивление вызывают проведенные в период пандемии в Иртышском районе в режиме online и озвученные руководителем районного отдела внутренней политики Алтынай Тлеуовой 233 культурных мероприятия и три проекта на общую сумму 264 млн тенге. Видимо, такая же статистика по другим культурным учреждениям Павлодарской области. Так стоит ли удивляться перерасходу средств, зияющих красным цветом на Карте открытых бюджетов?
Вызывает резонный вопрос и категория граждан, на которую рассчитаны культурно-досуговые мероприятия, штампующиеся ежедневно в учреждениях культуры области, при том, что сегодня в режиме online одним кликом можно увидеть лучшие образцы мировой культуры. Судя по ценнику концертов в 264 миллиона тенге, жители Иртышского района могут не беспокоиться о конкурентоспособности предложенного им духовного продукта.
Создается впечатление, что руководители учреждений культуры Павлодарской области в период пандемии только и думают, как поймать финансовую волну, дабы скорее и в астрономических размерах освоить (размазать) бюджетные средства, какая уж тут борьба с ксенофобией и пропаганда интернационализма, к которым призывает лидер нации Н. Назарбаев.
Персональную ответственность за репертуарную политику, концертную деятельность творческих коллективов разделяет наравне с курирующим органом – областным управлением культуры, архивного дела, развития языков – и руководитель филармонии. Но, судя по происходящим событиям, обе стороны, кроме павлодарцев, сравнивающих филармонию с «до» и «после», ее деятельность всех устраивает.
Вот уже который год под негласным запретом в областной филармонии гастроли российских, зарубежных исполнителей и коллективов, и, если бы не свободолюбие симфонического оркестра, вряд ли павлодарцы познакомились бы с творчеством С. Стадлера (скрипка, Санкт-Петербург), Д. Крамера (ф-но, Москва), Р. Урасина (ф-но, Казань),В. Де (скрипка, США),Р. Салаватова (дирижер, Швеция, Россия), Нелло Сальца (труба, Италия), Е. Михайлова (ф-но, Москва)и многих других талантливейших исполнителей, имена которых являются украшением любой европейской афиши.
Отъезды наших бывших соотечественников болью проходят по судьбам людей, ведь за спиной остается родина. Люди уезжают в поисках лучшей жизни, пресловутого «этнического комфорта». Так неужели не в нашей власти этот комфорт не разрушать? Кому мешает дружба между народами, истоки которой в веках? И, быть может, настало время задуматься о том, глядя, как быстро разгорается огонь надуманной вражды в соседних странах, что все люди в лихую годину опасности и благоденствия по сути своей равны, несмотря на цвет кожи и разрез глаз.
Ирина Рахимжанова, директор симфонического оркестра Павлодарской областной филармонии, «Наша Жизнь» №44, 19.11.2020г.