За сентябрь павлодарцы получили квитанции с новым тарифом за вывоз мусора. Вместо прежних 159 тенге теперь услуга стоит вдвое больше – 320 тенге. Соцсети и СМИ уже заклеймили позором коммунальную службу, а мы постарались узнать, чем вызван такой резкий рост тарифа, и сколько стоит эта услуга в других городах Казахстана.
Как оказалось, павлодарцы даже после повышения будут платить меньше, чем наши сограждане в других областных центрах Казахстана. К примеру, Костанай имеет тариф 351 тенге, Караганда – 380, как и Нур-Султан. Алматинцы платят по 553 тенге с человека. Да что далеко ходить, в соседнем Аксу вывоз мусора стоит почти 300 тенге, этот тариф еще три года назад им утвердил маслихат. В Павлодаре же тариф на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) последний раз поднимался в 2013 году и с тех пор даже не индексировался. Скажем больше, расчет на 320 тенге был сделан более двух лет назад, но повышение тарифа по разным причинам откладывалось. Об этом нам сообщил Суиндык Нурумов, представитель учредителя ТОО «Спецмашин»:
– Мера это вынужденная, повышение давно назрело. У нашего предприятия долгая история, наш коллектив – более 300 человек, и у каждого семья, свои потребности. У нас большой парк автотехники, теплые боксы, хорошая ремонтная база. Предприятие должно развиваться, платить зарплаты сотрудникам, покупать новую технику, запчасти, но с прежним тарифом это было невозможно. Приведу лишь один пример, показывающий, насколько изменились наши производственные затраты: только переход с бензина АИ-80 на АИ-92, потому что 80-й перестали производить, стоил нам удвоения затрат на ГСМ. Это было четыре года назад. Но тариф на вывоз мусора остался прежним. За эти семь лет все подорожало: и электроэнергия, и вода, и стоки – это тоже наши расходы, которые должны покрываться тарифом. А он даже не индексировался, поэтому, когда все, наконец, посчитали, получился такой резкий рост в процентах. Предприятие с трудом обеспечивает очистку города и вывоз мусора старой техникой, которая ломается, требует ремонта, просто физически и морально изнашивается. На ее замену нужны средства. Напомню, что единственный источник дохода для нашего предприятия – это тариф.
Горожане плохо представляют, в каких сложных условиях мы трудимся. В пять утра выезжает развозка, собирает водителей, в шесть мусоровозы уже выходят на маршруты, в день делают по нескольку рейсов вне зависимости от погодных условий. Скользящий график, суббота и воскресенье – рабочие дни. Люди этого часто не понимают, они хотят жить в чистых дворах, но при этом считают, что мусор, который они оставляют на контейнерных площадках, он чей-то, и этот кто-то должен его убирать. Более того, они не хотят лишний раз за это платить. Что такое 159 тенге, которые павлодарцы оплачивали за ежедневную уборку и вывоз мусора – это две поездки в общественном транспорте. Но даже 320 тенге, на наш взгляд, это скромная цена, которую люди платят за то, что ежедневно из сотен дворов убирают и вывозят их мусор. Все хотят, чтобы город был чистым, ухоженным, красивым. А за комфорт приходится платить.
Однако не только чистоту нужно поддерживать, но и заботиться о будущем наших потомков. Какую среду мы им оставим? Горы пластика, битого стекла и строительный мусор? Это все можно и нужно перерабатывать. Однако во всем мире переработка мусора – сложный и дорогостоящий процесс, прибыли он практически не приносит. Тем более в таком небольшом городе как Павлодар. Но это требование времени, показатель цивилизованности общества и его ответственности. Поэтому нынешний рост тарифа – это не просто увеличение стоимости услуги. Это переход на качественно иной подход к управлению твердыми бытовыми отходами.
Речь идет о раздельном сборе и дальнейшей переработке и утилизации ТБО. Республиканское ТОО «Оператор РОП» (расширенных обязательств производителей), чьи представители недавно побывали в Павлодаре и познакомились с работой предприятия спецмашин, остались довольны увиденным. Именно к этому ТОО стекаются все утилизационные сборы, и «Оператор РОП» затем помогает с приобретением спецтехники, евроконтейнеров для раздельного сбора мусора. Он же ратует за дальнейшую его переработку.
– Что такое мусороперерабатывающий завод? Это не урна, куда кинул мусор, а на выходе получил переработанный продукт. Каждый вид отходов перерабатывается отдельно, а не в одном котле, – пояснил Суиндык Нурумов. – Каждую бутылку нужно очистить от этикетки, от клея, от пробки. Разделить даже по цветам пластика. Есть сортировочные линии по сегментам мусора, и переработка отдельных видов. Поэтому в любом случае начинать надо с сортировочного комплекса – так делается во всем мире.
ТОО «Спецмашины» – это предприятие, занимающееся не только вывозом мусора, но и переработкой отходов. К переработке мы подходим с научной точки зрения. Некоторые моменты планируем запатентовать. Считаю, что Павлодар должен идти впереди других, наш город всегда отличался чистотой. Но нужно понимать, что предприятие не должно работать в убыток, чтобы развиваться, поддерживать должный уровень услуг для населения и улучшать их.
Из привезенного мусора вручную выбирают и сортируют пластиковые бутылки. Оснащение сконструировано и изготовлено своими силами на предприятии. Из полиэтиленовой пленки изготавливают новые мешки, из пластиковых бутылок – крошку и гранулы для новой продукции. «Казбытхим» покупает сырье, выдувает из пластиковой крошки емкости для «Белизны». Эти же бутылки после использования опять попадают на свалку, выбираются и снова идут в переработку.
Чтобы линии работали бесперебойно, нужно отделять сухой и мокрый мусор, и это должны делать сами горожане. Иначе мусор начинает гнить, из него выделяется неприятный запах, жидкость, которая приводит движущиеся части конвейера в негодность. Еще один бич механизмов – зола. Горячая зола может воспламенить содержимое кузова мусоровоза, и сколько раз такое уже происходило! Даже остывшая зола, попадая в подшипники, может их засорить и вывести из строя. Не все жители частного сектора это понимают, продолжая осложнять нашу работу.
Конечно, одномоментно изменить психологию людей, подвигнуть их к раздельному сбору мусора нереально. Но с чего-то нужно начинать. Мы совместно с ТОО «Оператор РОП», акиматом разработали «Дорожную карту», согласно которой начнем закупать евроконтейнеры, мусоровозы с задней загрузкой под них. Когда нам передадут контейнерные площадки, начнем обустраивать их согласно эстетическим запросам горожан, уже разработаны эскизы. Кстати, мы их покроем разноцветной плиткой собственного производства из вторичных отходов. Эта плитка с добавлением полимерных гранул прослужит от 50 до 100 лет. Она нетоксична, негорюча и прочна, имеет соответствующий сертификат качества. Для ее изготовления мы сконструировали мощный пресс, дробилку, транспортерную линию и другое вспомогательное оборудование. Мы уже 15 лет занимаемся переработкой мусора, чем приятно удивили руководство «Оператора РОП». Мы можем поделиться с ними как конструктивными решениями, так и производственными мощностями с тем, чтобы подобные линии запустить в других городах Казахстана, не покупая оборудование за рубежом.
Но это в планах, а пока нужно накопить первоначальный капитал, который необходим даже для открытия банковской кредитной линии. Сейчас собственных средств на предприятии для развития нет, мы сводим концы с концами, стараясь поддерживать чистоту городских дворов в приемлемом состоянии. Сейчас на предприятии 60 машин, 45 – каждый день на выезде. Требуют замены почти все. Много средств уходит на постоянный ремонт – такие мусоровозы уже 20 лет не производят. Те, что у нас есть, хоть и ухоженные, но давно выработали все сроки эксплуатации.
Поэтому увеличенный тариф в первую очередь пойдет на обновление автопарка и приобретение евроконтейнеров. Их установка начнется поэтапно, из двора в двор, маршрут за маршрутом. На город нужно 4000 контейнеров, каждый стоит 160 тысяч. Вот и посчитайте. Именно сюда пойдут средства горожан, полученные из тарифа. Если мы хотим жить в чистоте, хотим оставить потомкам хорошую экологию, эстетику дворов – само собой это не произойдет. Придется постараться и с раздельным сбором мусора, и с его переработкой. Прогресс требует вложений.