
В Казахстане с 09.00 24 мая заработает новая онлайн-платформа постановки на учет нуждающихся в жилье. Об этом сообщили в пресс-службе «Отбасы банка».
Подать заявку и встать на учет можно на портале orken.otbasybank.kz при помощи ЭЦП. Важно: речь идет не о получении бесплатных квартир, а о предоставлении субсидий на аренду жилья или льготной ипотеки.
Кто сможет подать заявку для постановки на учет:
— совершеннолетние казахстанцы, не имеющие на праве собственности жилья в течение последних пяти лет;
— казахстанцы, единственное жилье которых признано аварийным.
Система автоматически проверит претендента на соответствие условиям и отправит SMS-уведомление с номера 1414, на которое нужно будет ответить.
На какую господдержку можно рассчитывать:
— субсидирование части арендной платы за жилье;
— арендное жилье от акиматов;
— ипотеку с минимальным первоначальным взносом и по ставке от 2% годовых;
— льготную ипотеку по программе «Наурыз» и направлению «Наурыз жумыскер».
Как будут распределяться меры господдержки:
— при предоставлении гражданам арендного жилья от местных акиматов, либо льготных кредитов для покупки социального жилья, в банке будут ориентироваться на дату постановки на учет. При этом не менее 70% от общего объема жилья будет предоставлено граждан, имеющим первоочередное право на решение жилищного вопроса в рамках господдержки:
- ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам, приравненным по льготам к ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий на территории других государств;
- детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
- многодетным матерям и многодетным семьям;
- семьям, имеющим или воспитывающим детей с инвалидностью;
- лицам с инвалидностью 1 и 2 групп;
- вдовам и вдовцам.
Что будет с уже существующей базой данных граждан, нуждающихся в жилье:
— вся действующая база граждан будет передана от акиматов в «Отбасы банк» после 17 июня 2025 года.
Казахстанцам рекомендуется уже сейчас проверить актуальность личных документов и данных, внесенных в базу egov.kz: удостоверение личности, данные о семейном положении, членах семьи, наличие недвижимости, адрес регистрации и т.д. Также по ИИН необходимо проверить корректность информации, отраженной в базе kezekte.kz, и, при обнаружении расхождений, обратиться в акимат для внесения изменений.