Понедельник, 19 мая
Меню

Вместо 204 нефтяных компаний в 2024 году в Нацфонд платило только 24

  • Ольга Воронько
  • 36
Вместо 204 нефтяных компаний в 2024 году в Нацфонд платило только 24
Фото: kapital.kz

А правительство обманывает своего бывшего шефа

Напомним, в Нацфонд, созданный в 2000 году, идут средства от продажи нефти для будущих поколений, а также для того, чтобы было на что продержаться во время кризисов в трудные времена и проводить различные нужные грандиозные стройки. Для этого из него каждый год берутся деньги в качестве гарантированных и целевых трансфертов. Гарантированные тратятся, к примеру, на выплаты государственных базовых пенсий. А целевые могут браться на строительство автобанов, мостов и прочие стратегически важные инфраструктурные проекты национального масштаба. Пик накопления фонда составил $77 млрд в 2014 году, передает Ratel.kz.

До 2030 года наше правительство поклялось, экономя, накопить в Нацфонде 100 миллиардов долларов. Но копить постоянно что-то мешает. То на спасение коммерческих банков срочно нужны деньги, то на поддержку национальных компаний, и постоянно – на латание дыр в государственном бюджете. В декабре 2023 года, отвечая на вопросы депутатов мажилиса, премьер-министр Казахстана, которым в ту пору был Алихан Смаилов, ныне возглавляющий Высшую аудиторскую палату, сообщил, что в 2024 году объем целевого трансферта из национального фонда составит 1,6 трлн тенге, а затем размеры этих целевых трансфертов будут уменьшаться за счет роста доходов государственного бюджета.

В октябре прошлого года, когда в стране не хватало денег даже на выплаты больницам и исполнение таких госпрограмм, как модернизация жилья, вице-министр национальной экономики Арман Касенов в кулуарах сената гордо заявил журналистам:

«Наша экономика в отличном состоянии. Такие термины, как «дыра в экономике», к нам неприменимы. У нас сильная экономика… Бюджетный дефицит лишь означает, что в конкретном периоде государство выбрало стратегию, при которой госдоходы, в том числе в виде налогов, составляют меньшую величину, чем госрасходы. Это осознанное решение.»

Что в итоге? В итоге Смаилов возмущён, что трансферты продолжают расти, а правительство лукавит даже перед ВАП. Согласно данным Национального банка, валютные активы Нацфонда по состоянию на декабрь 2024 года составили 58,8 млрд долларов США, уменьшившись по сравнению с декабрем 2023 года на 1,2 млрд долларов США, или на 2%. В 2014 году, напомним, было 77 млрд. Поступления в Нацфонд в прошлом году составили 3 827,9 млрд тенге, что на 674,4 млрд тенге или на 15% меньше запланированной суммы на 2024 год (плановая была 4 502,4 млрд). При этом сначала плановую сумму утвердили в размере 5 959 млрд тенге, а потом её снизили при уточнении республиканского бюджета. Но всё равно недобрали. В сравнении с 2023 годом сумма прямых налоговых поступлений от организаций нефтяного сектора, который обеспечивает основную долю поступлений средств в Нацфонд, уменьшилась на 16,4% или на 748,4 млрд тенге (за 2023 год – 4 557,4 млрд тенге). И это при том, что цены на нефть вроде бы радовали.

Что случилось? В 2024 году в 8,5 раз – с 204 до 24 – по решению правительства было уменьшено количество организаций нефтяного сектора с объемом добычи нефти менее 250 тыс. тонн, отчисляющих деньги в Нацфонд. Их деньги пошли на «исполнение государственных обязательств в полном объеме», то есть на латание дыр.

При этом из ежегодно утверждаемого Перечня нефтяных организаций, имеющих обязательства по уплате прямых налогов за использование природных и других ресурсов в Нацфонд, и до этого только 60-70% осуществляли фактическую уплату. Так, в 2019 году из 154 организаций, включенных в этот перечень, в Нацфонд платили только 104 организации (67,5%), в 2020 году – 111 из 155 (71,6%), в 2021 году – 108 из 157 (68,8%), в 2022 году – 109 из 160 (68,1%), в 2023 году – 119 из 190 (62,6%). Как сказано в отчете ВАП, правительство отказалось назвать реальные причины сокращения количества организаций из утвержденного Перечня.

В то же время официально за 2024 год из Нацфонда изъято 6,2 трлн тенге, на 1 трлн тенге больше, чем в 2023 году. Трансферты в 2024 году составили 5,6 трлн тенге, на приобретение акций АО «НАК Казатомпром» из Нацфонда потрачено 467,4 млрд тенге, на облигационные займы АО «Самрук-Казына» – 84,4 млрд тенге. Покупка акций и облигаций госкомпаний за счет Нацфонда была разрешена с конца 2022 года. Как будто никто не заметит, что правительство вычерпывает деньги ещё и таким образом, покупая то, что имеет сомнительную ликвидность на зарубежном и локальном рынках. Если простыми словами, эти покупки имеют мало общего с коммерческой логикой, акции невозможно оперативно реализовать, что при необходимости быстрой продажи может привести к значительной потере их стоимости, да и вряд ли найдется много желающих эти акции купить. Примеры с IPO госкомпаний (например, KMG в 2022 году) показывают, что спрос ограничен, а ликвидность остаётся низкой. Размеры поступлений в виде вознаграждений от ранее вложенных средств Нацфонда в облигационные займы АО «НУХ «Байтерек» и АО «ФНБ «Самрук-Қазына» остаются на низком уровне. В качестве вознаграждений по таким займам в 2024 году Нацфонд получил всего лишь 45,5 млрд тенге.

В период 2014-2019 годы АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» (далее – АО «НУХ «Байтерек») разместил облигации на общую сумму 940,1 млрд тенге, выделенные из Нацфонда на неорганизованном рынке путем заключения договоров купли-продажи облигаций АО «НУХ «Байтерек» с Национальным Банком (с процентной ставкой 0,1%-0,15% и со сроком обращения до 30 лет). АО «НУХ «Байтерек» полученные средства выдал в виде кредитов дочерним организациям, в том числе АО «Банк Развития Казахстана», который в рамках реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы профинансировал 13 проектов на сумму 225 млрд тенге, в том числе за счет средств Нацфонда – 50 млрд тенге (22,2%). По состоянию на январь 2024 года заемщиками осуществлено погашение на общую сумму 92,8 млрд тенге, из которых 20,6 млрд тенге – средства Национального фонда. Повторное использование ресурсов Нацфонда не предусмотрено, а Государственная программа утратила свою силу. В связи с чем средства в течение длительного времени накапливаются на счетах АО «Банк Развития Казахстана», не вовлекаясь в экономический оборот и недостигая общегосударственных целей развития. Согласно решению Совета по управлению Нацфондом их возврат в Нацфонд будет обеспечен только к 2034 году.

Ведомство Смаилова решило сравнить наш Нацфонд с другими аналогичными суверенными фондами и с печалью констатировало, что те-то показывают высокую эффективность управления и отсутствие чрезмерных изъятий, за счет чего обеспечиваются высокие результаты их доходности. К примеру, крупнейший в мире фонд национального благосостояния Норвегии с капиталом 1,8 трлн долларов США в 2023 году заработал рекордную прибыль в 2,51 трлн норвежских крон (около 213 млрд евро), чему способствовала высокая доходность от инвестиций в акции технологических компаний (источник – Deutsche Welle). Общая доходность инвестиций фонда в 2024 году составила 13%. Фонд вкладывается только в зарубежные активы: акции, облигации и недвижимость, возобновляемые проекты. Ему принадлежат доли в более чем 8 900 компаниях из 77 стран мира (это 1,5% всех котирующихся на бирже акций). По состоянию на конец 2024 года 71,4% активов фонда были вложены в акции, 26,6% – в облигации, 2% – в недвижимость. На конец прошлого года девять из десяти крупнейших вложений фонда приходились на технологические компании. Крупнейшими активами стали Apple, Microsoft и Nvidia, чьи акции значительно выросли на фоне бума искусственного интеллекта.

Теперь про налоги.

В целом, средства Нацфонда за последние 10 лет покрывают уже в среднем 29,9% республиканского бюджета, в том числе за 2024 год – 23,2%. «Данный подход по наращиванию расходов для решения инфраструктурного кризиса с каждым годом будет ставить под угрозу сохранность этих средств, одновременно повышая ненефтяной дефицит бюджета», — говорится в отчете ВАП. Почему мы не можем жить по средствам? Потому что у нас всё дутое. К примеру, как заметили аудиторы, согласно отчету правительства по итогам года, рост обрабатывающей промышленности составил 5,9%, что на 1,7% выше, чем прогнозировали. Это, как похвастало ведомство Бектенова, стало ключевым фактором увеличения промышленного производства. Почему же тогда налоговые поступления от обрабатывающей промышленности в 2024 году по сравнению с 2023 годом упали на 6%, с 2 671,7 млрд тенге до 2 512,8 млрд тенге? Это «свидетельствует о сомнительности роста ИФО обрабатывающей промышленности на 5,9%», — считают аудиторы. Ну, это как с картошкой: почему при рекордном урожае картофеля он такой дорогой? Сбор которой в отчетах правительства в прошлом году увеличился на 28,7%, а розничная цена в январе этого года реально подскочила на 58,4%.

Ещё у Бектенова нет адекватных плановиков. Правительством в 2024 году трижды пересчитывалась доходная часть республиканского бюджета. 17 мая 2023 года на заседании республиканской бюджетной комиссии прогноз доходов без учета трансфертов составил 15,3 трлн тенге. 29 августа доходы без учета трансфертов увеличены на 872,3 млрд тенге и составили 16,1 трлн тенге. В результате при уточнении бюджета доходы сокращены на 2 трлн тенге. Оказалось, что план по корпоративному подоходному налогу был завышен на 1 326,1 млрд тенге, по НДС на товары внутреннего потребления – на 705,4 млрд тенге, по НДС на импорт – завышен на 914,4 млрд тенге.

Чтобы как-то сократить кассовый разрыв, в четвертом квартале 2024 года зачислены предстоящие платежи 2025 года на 309,5 млрд тенге. А ещё опять традиционно кинули предпринимателей с возмещением НДС по «нулевой» ставке. Сумма, начисленная на эти цели в прошлом году, составила 1 216 млрд тенге, увеличившись по сравнению с 2023 годом (429,6 млрд тенге) в 2,8 раза. Это рекордно высокая сумма возмещенного НДС по «нулевой ставке» за последние шесть лет, что связано с прошлыми долгами государства. В итоге в 2024 году не возвращена сумма НДС в размере 591,9 млрд тенге. В частности, в 2024 году не возвращены подтвержденные к возврату суммы НДС по АО «НК «QazaqGaz» (103,7 млрд тенге), АО «НАК Казатомпром» (78 млрд тенге), ТОО «Казцинк» (77,5 млрд тенге), ТОО «КТЖ-грузовые перевозки» (62,2 млрд тенге), АО «Транснациональная компания «Казхром» (45,2 млрд тенге), АО «Интергаз Центральная Азия» (25,9 млрд тенге) и другим крупным налогоплательщикам, которые теперь могут предъявить государству иски на начисление пени на общую сумму 4,9 млрд тенге.

«Использование платежей следующего года, приостановление возврата НДС, использование средств, подлежащих зачислению в Национальный фонд (авансирование по ЭТП на нефть и КПН – 309,5 млрд тенге и невозврат НДС – 591,7 млрд тенге) приводит к ежегодному высокому риску значительного неисполнения РБ по итогам следующего года», — говорится в отчете ВАП. «При этом, несмотря на снижение прогнозных значений 2024 года на 2 трлн тенге, доходы не исполнены на сумму 608,6 млрд тенге». Порадовал разве что АО «Казахтелеком», который переплатил в республиканский бюджет 72 млрд тенге в связи со сделкой по продаже ТОО «Мобайл Телеком – Сервис» Катару.

Среди тех компаний, кто злостно недоплачивает налоги, – ТОО «Ai-To Progress», имеющее самую большую недоимку среди налогоплательщиков страны в 63,4 млрд тенге. Эта компания занимается оптовой торговлей. В 2022 году Генеральная прокуратура провела расследование и установила, что она занижала стоимость ввозимых из Китая товаров и уклонялась от уплаты таможенных платежей. В 2017–2019 годах она принадлежала Болату Назарбаеву, сейчас ей владеет Данияр Молдагалиев. На втором месте по налоговой недоимке – ТОО «Букмекерская контора «GB Invest» – 25,8 млрд тенге. На третьем – ТОО «Букмекерская контора «OLIMP KZ» – 25,7 млрд тенге. На четвертом – ТОО «Alpha-bet» (Альфа-Бэт) – 21,4 млрд тенге.

Ну вот пусть Назарбаев с букмекерами и будет виноват, что мы доедаем Нацфонд.