Суббота, 19 апреля
Меню

Меченые деньги в тендерах: станет ли легче бороться с коррупцией?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 107
Меченые деньги в тендерах: станет ли легче бороться с коррупцией?
Иллюстрация НЖ, созданная с помощью ИИ

Давать откаты в тендерах и пускать средства не по назначению должно стать немного сложнее. С февраля прошлого года Антикор запустил пилотный проект по «окрашиванию»денег. И Павлодарская область — в числе «подопытных». Рассказываем, как это работает и каковы первые результаты.

Цифровой тенге: след до конечного адресата

В Антикоре провели анализ и выявили, что коррупции наиболее подвержены сферы образования, здравоохранения, сельского хозяйства, социального обеспечения и строительства. Основные риски связаны с выводом денег через «мёртвые души», мнимые сделки и фиктивные работы. В антикоррупционной службе сделали выводы, что присвоение и легализация средств возможны из-за того, что отследить и контролировать выделенные деньги довольно сложно. И, чтобы изменить ситуацию, нужна прозрачность.

«Хищение и злоупотребление полномочиями, расходование бюджетных средств являются актуальными. Если подходить к статистике, то только за последние три года агентством зарегистрировано более трёх тысяч коррупционных преступлений, ущерб по которым составил порядка 968 миллиардов тенге. Выводы и легализация присвоения таких средств становятся возможными из-за трудностей с их отслеживанием. Контролировать движение денег сложно, что создаёт определённые условия для незаконных схем нерадивых чиновников. Поэтому для кардинального изменения этой ситуации и отслеживания бюджетных денежных средств от выделения до полного их освоения видится новый механизм в качестве «окрашивания» денег через платформу цифрового тенге», — объясняет Жигер Байдилдин, заместитель руководителя 1-й службы Агентства РК по противодействию коррупции.

Принцип работы системы, следующий: бюджетные средства переводят с фиатных, то есть обычных денег, на цифровые. После этого заказчик перечисляет подрядчикам, а подрядчики — субподрядчикам эти самые цифровые деньги. И на каждом этапе видно, что на эти деньги сделали, что купили, по какой цене. Цепочка становится полностью прозрачной. И только после исполнения всего договора поставщик сможет цифровые деньги перевести в фиатные.

В Антикоре поясняют: как раньше, получить у государства деньги, к примеру, на ремонт дороги и купить на них технику — не получится. Техника уже должна быть в наличии, если решил участвовать в госзакупках.

«Мы хотели именно маркировать деньги, чтобы это нам позволяло в дальнейшем видеть, на какие цели и по каким спецификациям уходят бюджетные денежные средства. Также, чтобы выделенные денежные средства, например, на строительство школы, тратились исключительно на само строительство школы. Мы в этом случае также видим, сколько фактически подрядчик затратил финансовых средств, и в целом это даёт возможность в дальнейшем правильно планировать закупки. Потому что мы часто также сталкиваемся с неэффективным планированием. Допустим, завышается сумма сметы по различным проектам, и по этим проектам в дальнейшем могут похищаться, в виде откатов, в виде мнимых сделок, бюджетные денежные средства», — рассказывает Жигер Байдилдин.

Первые пилоты и первые результаты

В прошлом году пилотный проект запустили по четырём направлениям: строительство дорог, строительство железных дорог, кредитование на приобретение животных и сельхозтехники.

В качестве примера в Антикоре приводят выделяемые государством кредиты на закуп сельхозживотных, которые ранее похищались через фиктивные договоры. Субсидии на приобретение сельхозтехники использовались не по назначению — зачастую для покупки другого имущества. В прошлом году в пилоте участвовали 13 крестьянских хозяйств в Акмолинской области. И через проект по «окрашиванию» денег проследили освоение 102 миллионов тенге, выделенных на кредитование и субсидирование фермеров для приобретения сельскохозяйственной техники и животных в рамках программы «Ауыл аманаты».

«Почему мы именно эту сферу выбрали? Потому что именно в этих сферах очень часто деньги используются не по целевому назначению. Одна из наиболее коррумпированных сфер —  сельское хозяйство. И поэтому мы выбрали эту сферу и на чётких алгоритмах выстроили систему. Мы проводили соответствующую интеграцию платформы Национального банка с базами данных министерства сельского хозяйства. Сами понимаете, так как это был пилот, у нас не было законодательной регламентации. Поэтому каждое решение мы принимали совместно, с учётом необходимых требований для реализации этого проекта. Сейчас по сельхозживотным и по сельхозтехнике все наши проекты завершены, и они успешны.  То есть «окрашенные» деньги проведены через соответствующие транзакции, мы достигли своих целей», — объясняет Жигер Байдилдин, заместитель руководителя 1-й службы Агентства РК по противодействию коррупции.

По строительству автомобильных дорог пилотный проект сейчас работает в Павлодарской («Омск — Майкапшагай») и Атырауской («Мукур — Кульсары») областях. По данным Антикора, уже определены подрядные компании для закупа материалов и выделены авансовые платежи: 100 млн тенге — в Атырау и 770 млн тенге — в Павлодаре. 

В Антикоре отмечают, что все операции производятся на цифровой платформе Национального банка и проходят через цифровой контроль. Этот механизм позволяет в рамках окрашивания денег маркировать бюджетные средства, закрепляя за ними конкретные цели. Второе — это исключает фиктивные сделки и возможность обналичивания, а также перевода денег на счета третьих лиц. Также это позволяет отслеживать весь цикл движения средств — от выделения бюджета вплоть до последнего получателя-подрядчика в режиме онлайн, так как на цифровой платформе все транзакции проходят в онлайн-режиме.

«Благодаря уникальным кодам в рамках маркировки мы можем видеть всю историю транзакций и назначения платежей. То есть, образно говоря, человек, которому, допустим, для стройки необходим щебень, битум и так далее, — он на эти деньги не сможет купить, например, какую-нибудь медицинскую технику. Кстати, в этой инициативе предприниматели принимают добровольное участие. Если ты пользуешься бюджетными денежными средствами — будь добр, отчитывайся по ним и показывай, на что и как денежные средства тратятся», — поясняет Жигер Байдилдин.

Пилот есть. Что дальше?

Сейчас в Антикоре всерьёз думают о том, чтобы внести использование цифрового тенге в закон о госзакупках и маркировать все бюджетные деньги.

«Сейчас это реализуется в рамках пилота, но мы уже начали работу по законодательному закреплению совместно с заинтересованными госорганами — Национальным банком, Министерством финансов в части закупок и Министерством транспорта. Как только все эти моменты будут закреплены, проект можно будет масштабировать на другие сферы», — отметил Жигер Байдилдин.

Контроль за бюджетом — это, конечно, хорошо. Вот только ясно одно: какими бы ни были сложности, нечистые на руку чиновники и предприниматели будут искать пути, чтобы их обойти.

«Вы знаете, любые механизмы, предлагаемые современными технологиями, будут лишь затруднять жизнь коррупционерам. Есть расхожее мнение: законы придумывают и пишут сотни людей, а думают, как их обойти, — миллионы. Об этом тоже не стоит забывать. Цифровизация, искусственный интеллект, окрашивание денег — всё это, безусловно, поможет, чтобы выделенные средства по госпрограммам доходили до цели. Хотя, я всегда подчёркиваю: технологии — это только инструмент. Всё зависит от того, в чьих руках этот инструмент. Есть немало примеров, когда современные технологии использовались коррупционерами себе во благо. Например, когда заявки на субсидии подаются электронно, а система вдруг «ломается», уходит на «ремонт» или становится жертвой «хакеров». И только узкий круг лиц знает, когда это произойдёт. Это ли не коррупция? Это и есть самая чистая коррупция — с применением современных технологий. Поэтому я всегда говорю: главное оружие против коррупции — это участие общества. И второе — открытость и гласность работы государственных органов», — считает Мэлс Семгалиев, председатель республиканского общественного объединения «Общенациональное движение против коррупции «ЖАҢАРУ».

В эффективности или неэффективности проекта павлодарцы смогут убедиться уже скоро. Работы по среднему ремонту дороги «Омск-Майкапшагай» должны начаться уже в ближайшее время. 

Евгения Бодрова, Астана, специально для «НЖ»