Более 20 лет назад бывшая гостиница «Ливадия» была продана в частные руки. Образец каменно-деревянного зодчества начала ХХ века лишили статуса памятника истории и культуры местного значения. С тех пор здание одной из первых гостиниц Павлодара с более чем столетней историей пустует, неумолимо разрушаясь временем.
Павлодарские купцы любили давать громкие названия своим заведениям: ресторан «Париж», гостиница «Россия», кинотеатр «Фурор». Когда в 1906 году курганский предприниматель Иоанн Шмидт построил в Павлодаре на ул. Телеграфной гостиницу, то он дал ей не менее громкое название «Ливадия» – так называлось популярное курортное место на южном берегу Крыма, где находилась летняя резиденция российских императоров. Хоть Иртыш и не Черное море, но своя Ливадия на его берегу появилась. Гостиница представляла собой двухэтажное здание, первый этаж которого был сложен из кирпича, второй – из дерева. Фасадная стена завершалась фронтоном со шпилем.
Иоанн Шмидт, владелец гостиниц и заведений в сфере услуг, был человеком неординарным и обладал колоритной внешностью: у него были длинные рыжие усы, по городу он передвигался исключительно верхом на большом вороном коне. По воспоминаниям писателя Всеволода Иванова, «господин Шмидт, развевая усами, мчался верхом по городу. Вечером, когда горожане выходили гулять на яр, взад-вперед – от кинематографа к складам «Пароходства Плотниковых», – господин Шмидт скакал по яру, и все шарахались от сверкающих копыт вороного его коня».
Когда купец Константин Пугачев в 1909 году построил в центре города двухэтажную кирпичную гостиницу «Россия», то заезжие купцы и богатые предприниматели предпочитали останавливаться в его гостинице «с электрическим освещением, водопроводом, биллиардом, кухней под управлением опытного первоклассного повара», как гласила реклама того времени. А «Ливадия» была гостиницей для людей среднего достатка. В ней жили, выражаясь современным языком, в основном «командировочные»: деловые люди, миссионеры, артисты, приезжавшие в Павлодар на гастроли. В 1910 году на Базарной площади возле Владимирского собора было выстроено деревянное стационарное здание цирка, где выступали артисты цирка «Шапито» И. Коромыслова. Здание цирка никогда не пустовало, не пустовала и гостиница «Ливадия» – гастролирующие циркачи предпочитали останавливаться именно в ней. Яркие впечатления о приезде в Павлодар циркачей оставил в своем романе «Похождения факира» наш знаменитый земляк Всеволод Иванов: «Цирк занял в гостинице все номера. Я видел, как долго с парохода выгружали имущество. Стриженые, как люди, пудели, обезьяны с оранжевым задом, высокие черные ящики, кольца, сети, вагончики. Циркачи ходили в длинных плоских шляпах. Город неустанно говорил о борцах и акробатах. Мне казалось, что мещане и на себя смотрят лучше, что сам город как бы вырос на их глазах…»
Останавливались в «Ливадии» и такие знаменитые люди, как известный русский писатель-путешественник Михаил Михайлович Пришвин. «12 августа 1909 года. Утром за чаем старичок из Семипалатинска сказал: вам в Каркаралы нужно ехать не из Семипалатинска, а из Павлодара. Я сложил свои вещи и слез в Павлодаре. Весь план путешествия изменился, как обухом ударило, и я поехал в Тартарары. Павлодар сквозной, желтый песок, ни одного дерева, поднимается ветер и уносит городок в степь. Верблюд с повалившимся горбом. Киргиз в цветных штанах. Спина старого солидного киргиза в сине-зеленом халате с палкой, плавная походка, возле домов без крыши. Киргизы на лошадях – срослись – древнее… Один приехал на корове… Женщины укрылись халатами, только черные глазки. Киргизские физиономии как спелые дыни», – таким увидел Павлодар Михаил Пришвин.
Он был не только писателем, но и корреспондентом российской газеты «Русские ведомости», выходившей в Москве. Решив написать очерк об архарах, водившихся в Каркаралинске, Пришвин отправился туда из Омска через Павлодар и Баянаул. Во время путешествия писатель вел записи, которые позже стали этнографическими статьями и путевыми очерками о жизни людей степного края и были изданы под названием «Сибирский дневник». «13 августа 1909 года. Переправа через Иртыш. Пароход остановил паром… Паром не дошел. Киргизы бросают скотину в воду. Обращение свободное со скотом. Один бросил корову в воду, сел на нее и погнал… другой на лошадь… все живо… цветные шаровары и халаты… малахаи… на другой стороне степь: юрты, похожие на керосиновые цистерны, дым, скот… С той стороны идут киргизы… Какая она, степь?» Пришвин покинул Павлодар на пассажирском тарантасе. В Баянауле одну из первых он записывает легенду о Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Эта легенда о любви войдет в его рассказ «У Чертова озера» и будет опубликована в «Русских ведомостях» 10 марта 1910 года. На обратном пути из Каркаралинска Пришвин опять возвращается через Баянаул в Павлодар и останавливается в гостинице «Ливадия».
Среди знаменитых постояльцев гостиницы – омский краевед, ботаник Михаил Михайлович Сиязов, изучавший флору Западной Сибири и Северного Казахстана. Им открыто много новых видов растений, в том числе и в нашей местности.
После Октябрьской революции гостиница «Ливадия» была национализирована. В ее помещении 1–3 марта 1918 года состоялся первый уездный съезд Советов, избравший Совдеп – Совет рабочих, солдатских, крестьянских, казачьих, татарских и киргизских депутатов. В память об этом событии в 1965 году на стене здания была установлена мемориальная доска. В конце 20-х годов помещение отдали под склады, и, естественно, никто о внешнем облике здания не заботился. В 1933 году в бывшей гостинице разместили городской кожно-венерологический диспансер, который был организован в 1931 году и не имел своего отдельного помещения. В 80-х годах там находились медицинские склады. В начале 90-х годов здание было отдано частной фирме. Незаметно исчезла со стены мемориальная доска о революционном прошлом Павлодара. Изменился облик здания: главный вход с улицы заложили кирпичом, и в помещение стали заходить со двора. В 1998 году историко-архитектурный памятник на ул. Ленина, 136 (сейчас ул. Астана) был продан в частную собственность и вскоре лишен статуса памятника истории и культуры местного значения.
Во втором десятилетии 21 века опустевшее и никому не нужное старинное двухэтажное здание стало буквально разрушаться на глазах: стекла в окнах были выбиты, зарос бурьяном и диким кустарником двор, со стен осыпалась штукатурка. Рядом погибал еще один исторический памятник – Народный дом, который больше века был центром просвещения и культуры многих поколений павлодарцев. Своим запущенным видом эти два здания портили историческую часть в центре города. В сентябре 2016 года Народный дом, который простоял 118 лет, снесли. «Ливадию» пока не тронули.
Дом по-прежнему стоит пустой. Рассохся и разваливается его второй этаж, сделанный из дерева. После многочисленных публикаций в прессе и возмущений горожан окна в бывшей гостинице все-таки застеклили. Теперь хотя бы со стороны улицы внутрь здания проникнуть невозможно. Закрыли ворота и калитку во двор – это спасает дом от разграбления и полного уничтожения, как произошло в свое время с гостиницей «Россия». Реставрировать и восстанавливать здание исторической гостиницы, судя по всему, никто не собирается. Очевидно, его ожидает участь Народного дома, на месте которого уже четыре года находится пустырь, обнесенный высоким забором.
Людмила Баюшева, «Наша Жизнь» №18, 21.05.2020г.