Пятница, 22 ноября
Меню

Широкая Масленица на Иртыше

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 972
Широкая Масленица на Иртыше

Зиму 2020 года провожали в Павлодаре широкой Масленицей – гуляниями на берегу Иртыша. Причем первые весенние забавы переходили и на ледяное поле замерзшей реки. О масленичных традициях старины и современности – в нашем репортаже.

Как сыр в масле
Масленицу называли исстари сырной неделей. Как объясняют историки эту традицию? Вот что пишется о Масленице – «Маслянице», именно через «я», как говорилось раньше, в репринтном издании 1880 года «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», собранном М. Забылиным.
«Во всю Масляницу пекут блины, пряженцы, оладьи. От этого и происходит поговорка: «Не житие, а масляница». Иностранный писатель, как очевидец этого праздника за 200 лет назад, так изображает празднование Масленицы: «Масляница так потому названа, что в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо во время поста употребляют иное. Масляница напоминает мне Италианский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется». Не упомянул иностранный писатель о любимых русских забавах: катании с гор на салазках, лубках, санях и на бересте, на лыжах и проч. Главную роль в маслянице играют блины, которые добрыми хозяйками пекутся всю неделю. На блины зовут гостей и повсюду угощают блинами. Как все народы пекли пресные лепешки на угольях, прежде чем достигли знания приготовлять заквасное тесто, то по смыслу блины должны быть, по словам проф. Снигирева, – древние хлеба».

«Ныне прогулки производятся очень чинно, и без шуму, где позволяет местность и где сосредоточена народная веселость; но прежде эта конная и экипажная езда сопряжена с песнями и музыкой. В Петербурге в прежние времена масличное гуляние было устраиваемо на Исакиевской площади. Тут были устраиваемы и балаганы, и ледяныя горы, и карусели, а по окраинам, или вне пределов этой местности, назначенной для удовольствия публики, так называемой горной, была установлена езда в экипажах, прогулки аристократии и вообще богатого народа. В Москве до конца 18 века катание о маслянице производилось на Москве-реке и на Неглинной от Воскресенских до Троицких ворот, где ныне разбит Александровский сад. При Петре  Великом в Масляничные потехи он сам открывал масляничные торжества, покачавшись с своими офицерами на качелях».
«Сожигание Масляницы. В сыропустное воскресенье в больших вотчинах к вечеру того дня  молодые люди обоего пола поют песни в своих селениях. После каждый, взяв со своего двора по снопу соломы, вместе сожигают ее, чаще за селением. С вероятностью можно заключить, что это обыкновение, существующее с незапамятных времен. Такой обряд существует у немецких славян, которые в 1 марта выносят из селений соломенное чучело, в образ смерти, и сжигают его, в память усопших, или бросают в воду, как римляне бросали в реку Тибр тростниковые болваны».

«В Сибири о маслянице сплачивалось несколько саней огромного размера, и устраивали о них корабль с парусами и снастями. Тут садились и люди, и медведь, и госпожа масляница, и разные паяцы. Все это слыло масляницею: в сани впрягали лошадей по 20 и возили ее по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и разными прибаутками. Там блины заменяются хворостами (род пирожного). Ребята строят на реке из снега города с башнями. Невзирая на сопротивление, прорываются в игре и въезжают в ледяные ворота. Что и значит: взять городок».
«Прощеное воскресенье. Сцены русской масляницы  заключаются провожанием ее и прощанием. На масляницу, – пишет очевидец Маржерет в начале 17 столетия, – посещают друг друга, прощаются, мирятся. Обыкновение это существует и поныне, два века спустя после Маржерета, и соблюдается между родными и знакомыми».

«В этом последнем зимнем празднике, оканчивающем зиму, видим смесь стихий языческой и христианской, иностранных с русским, обычаев старого с новым. Олицетворение Масляницы в виде соломенного чучела или деревянного истукана, скоморошския игры, сожжение чучела, бросание их в воду, принадлежит к обрядам языческим. Между тем, как прощание с людьми накануне Великого поста, принадлежит новым обычаям миролюбивого христианства. Впрочем, сожжение чучел и бросание их в воду приписывают началу христианства».

На речном берегу
1 марта 2020 года в Павлодаре солнце грело уже по-весеннему. И птицы пели, и ветер уже не по-зимнему дул. Еще зимний заснеженный пейзаж с темно-серыми деревьями и шумным  людским потоком был праздничным сам по себе. Со стороны казалось, будто ожили знаменитые картины мастера живописи Питера Брейгеля-старшего. В первый день весны павлодарцы собрались встречать всеобщий народный праздник – обновление природы.
В многонациональном государстве чтят старинные традиции разных народностей. В этом году отпраздновать древний славянский обычай решено было не в парке Гагарина или на центральной площади и набережной, а совсем в другом месте. Площадку для городского торжества предоставил Центр досуга на речном вокзале. Народные гуляния раскинулись и на ледяное полотно. К слову, во время всего празднования Масленицы дежурство несли оперативные службы города. За порядком и безопасностью следили и при древнем обряде сожжения огромного соломенного чучела. И после окончания праздника, когда пришлось регулировать потоки пешеходов и автомашин.

Концертная программа, викторины, конкурсы были организованы городским отделом культуры, спортивные мероприятия – спортивным ведомством Павлодара. Тематические площадки предусмотрели для всех – «Пир горой», «Богатырская наша удаль», «Детский городок». Народные умельцы проводили для зрителей мастер-классы по изготовлению своих изделий. Была и ярмарка с праздничной торговлей. Угощали гостей блинами, пирожками, горячим чаем. Не зря примета есть: «Кто богаче Масленицу отпразднует – у того и год сытнее будет».

На сцене устроили театрализованное представление «Красна и щедра наша Масленица». Творческие коллективы города славили и встречали долгожданную весну. Скоморохи, ряженые звали Ярило, вызволяли его из ледяной крепости. Прогоняли Зиму с приспешниками, да встречали Весну-красну. Праздничное настроение для горожан создавали народный ансамбль песни и танца «Русские узоры» из Аксу, образцовые ансамбли танца «Иртышские жемчужины» и «Ертiс», ансамбль песни и танца «Алтын дан», народный хор имени Шиллера.

Гуляния Широкой масленицы раскинулись далеко за пределы причала. На заснеженном льду реки, рядом с заснувшими на зиму теплоходами, прогуливались, играли в снежки, катались с ледяных гор. Чуть поодаль – «экипажная езда». Правда, на современных санях,  с «бананом». А еще дальше дети строили снежные крепости.
Активный отдых по старинным обычаям на свежем воздухе завершили под дружные возгласы «Гори-гори ясно, чтобы не погасло!» Со всеми предосторожностями, но сожгли-таки соломенное чучело, символизирующее Зиму, все перенесенные невзгоды и несчастья. И в прощеное воскресенье попросили друг у друга прощения за вольно или невольно причиненные обиды. Встретили Весну. А уж чествовать ее будут долго – договорились встретиться на добром празднике обновления Наурыз.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №9, 05.03.2020