Среда, 22 января
Меню

Как фирма Назарбаевой навредила обороноспособности страны

  • Ольга Воронько
  • 71
Как фирма Назарбаевой навредила обороноспособности страны
Фото: gov.kz, Ольга Воронько

Пограничники не могут нормально нести службу, платя за койку в сельских избушках 45 тысяч тенге, из спецсредств на северных рубежах только замёрзшие собаки

Председатель Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Андрей Лукин на встрече с силовиками и правоохранительными органами рассказал, как их комитет в полном составе недавно посетил подразделения департамента Пограничной службы по Северно-Казахстанской области и пришел в ужас от обороноспособности нашей родины на северных рубежах, передает Ratel.kz.

— Ознакомились с ходом строительства объектов пограничного отделения «Акколь», расположенного в населенном пункте Белое Мамлютского района СКО, — поведал сенатор. — Собственными глазами увидели, что строительство приостановлено, никакие работы не проводятся. Попытались узнать о причинах остановки, но вразумительного ответа так и не получили. Тогда на выездном заседании было принято решение провести совещание с участием правоохранительных органов, финансовых структур, заказчиков и подрядчиков и разобраться в причинах задержки сдачи объектов в установленные сроки. К примеру, отделение «Арлан» Павлодарской области. Стоимость строительства по договору 2,7 млрд тенге, на 2024 год освоено 70 процентов, готовность объекта – 45 процентов. Или отделение «Байтурасай» Актюбинской области. Стоимость по договору 2,6 млрд тенге, на 2024 год освоено 72 процента, готовность объекта – 55 процентов. И такая картина практически по всем 20 объектам. Подрядчики заявили, что им были выданы технические условия без проектно-сметной документации на инженерные сети и в таких условиях они проводить строительные работы не могут. Администратор программы — министерство транспорта — утверждает, что они все заложили в технической спецификации, но КазНИИСА не выполнили данных работ, хотя акты были подписаны, экспертиза проведена, работы оплачены.

Заместитель председателя КНБ РК-директор Пограничной службы Ерлан Алдажуманов добавил, что всего, согласно комплексному плану обеспечения пограничной безопасности Казахстана, предусмотрено строительство 50 застав. В 2023 году планировалось построить 20 пограничных отделений, до сего дня не достроено ни одного, на отдельных даже не завершены фундаментные работы. На сегодняшний день на все 20 пограничных отделений дополнительно разрабатывается ПСД.

— Для справки, у одного подрядчика, ТОО «Tolagai 2050», общий объем выполненной работы не больше 60 процентов, у другого — ТОО «Kapital construction» — не более 80, — пожаловался зампред КНБ. — Неоднократные совещания на различных площадках, выездные заседания, заслушивания представителей минтранспорта и подрядчиков, применение штрафных санкций не дали положительных результатов, что привело к очередному переносу сроков сдачи объектов на 2025 год. Такое положение дел сводит к нулю работу по рациональному использованию бюджетных средств, выделенных на укрепление обороноспособности северных рубежей страны. Также остались нерешёнными вопросы социально-бытовых условий пограничников и членов их семей. При этом необходимо отметить, что эти 50 застав, они уже существуют. То есть мы создаём условия для тех людей, которые уже охраняют границу. А в соответствии с правилами категорирования государственной границы Республики Казахстан, на северном направлении дополнительно необходимо строительство ещё 112 пограничных застав. То есть сейчас, получается, участки пограничных застав протяжённые, что вызывает серьёзные вопросы в обеспечении пограничной безопасности.

По словам зампреда КНБ, конкуренция — конкуренцией, но, обжегшись на строительстве 20 пограничных застав, они решили реконструкцию еще 30 пунктов пропуска кому попало больше не доверять.

— Нами совместно с министерством транспорта прорабатывается вопрос осуществления государственных закупок способом из одного источника путём прямого заключения договора с лицом, определённым правительством Республики Казахстан по решению или поручению президента Республики Казахстан, — сообщил сенаторам Ерлан Алдажуманов. — То есть определяется конкретный исполнитель, который в состоянии эту работу провести, выделяются конкретные деньги для конкретной, скажем так, организации, которая в состоянии эту работу сделать. Вы видели, ещё там дополнительно реконструкцию 30 пунктов пропуска вести надо. Это очень большой объём работы, тем более в рамках согласованной охраны государственной границы с Российской Федерацией. Они уже начали эту работу по реконструкции пунктов пропуска у себя. Если мы опоздаем, у нас получатся опять проблемы, будут жалобы, что на государственной границе с нашей стороны очередь, с российской стороны очереди нету. Почему? Потому что инфраструктура пунктов пропуска у них обеспечит прохождение данного количества транспортных средств, а у нас останется все как было.

Затем вышел выступать администратор программы — вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев, чье ведомство отвечало за разработку техспецификации. Ему предложили объяснить — как они умудрились принять ПСД без инфраструктуры.

— В ходе реализации, да, выявились некоторые ошибки проекта, в том числе и отсутствие коммуникаций, то есть не отсутствие, а коммуникации были предусмотрены индивидуальные, отдельные, — начал изумлять собравшихся вице-министр. — Электричество от солнечных батарей или генераторов, вода от скважины или подвоз, и так далее. При этом эти пограничные пункты, они находились в населённых пунктах, и там были коммуникации. Конечно, это упущения проектной компании, может, она не захотела получать отдельные техусловия, тем самым ускорила завершение получение заключения. В ходе реализации проекта эти все упущения, а также принятые не совсем рациональные проектные решения пришлось пересмотреть с участием подрядных компаний проектировщиков. Потому что дешевле подтянуть воду из населенного пункта, чем бурить скважину. Дешевле подключить электричество-десятку, чем купить дизель-генератор и потом его содержать. С учётом изменений проектных решений пришлось подписать дополнительное соглашение о первом продлении договора. Далее с учётом вот этих изменений и подписания допсоглашений мы вопросы с ошибками проектов утрясли вроде бы и двигались дальше. В прошлом году в ходе реализации проекта случились паводковые ситуации, особенно в Северо-Казахстанской области. Подрядчики обосновали нам о невозможности доступа к строительным площадкам и выполнения каких-либо видов работ. Также неоднократно нами было допущено несвоевременное финансирование строительных работ. Тем самым в прошлом году с учётом вот этих моментов мы продлевали контракт до конца года. На сегодняшний день отрабатываем новые дополнительные соглашения с продлением договора по строительству первых десяти пунктов до августа, а остальных — до конца года. В этом году на завершение, согласно контрактам, предусмотрено четыре миллиарда тенге. Вопросы выставления штрафных санкций и расторжения договоров несколько раз рассматривались. Мы решили, что расторжение на данном этапе было бы не совсем выгодно, тогда надо было бы корректировать новые проекты и объявлять новые конкурсы, идти на новые сроки, но по новым ценам. Поэтому мы намерены закончить этот проект силами этих же подрядных компаний.

Между тем, подрядчик — ТОО «Tolagai 2050», который получает подряды по всей стране, замешан в уголовных делах. По данным антикоррупционной службы, ими расследовалось уголовное дело в отношении руководства «Казселезащиты», где «Tolagai 2050» проходило в качестве дателя взятки. А по информации АФМ, в прошлом году в отношении ТОО агентством расследовались целых два уголовных дела. Первое по факту хищения 3,4 миллиарда тенге при строительстве плотины Аксай в Алматы, из которых полтора миллиарда возмещено в ходе досудебного расследования. На сегодня дело передано спецпрокурорам города Алматы. Второе дело — по факту хищения 178 миллионов тенге в области Улытау при выполнении работ по санации реки Жезды. Досудебное расследование в отношении руководителя ТОО Нышанова прекращено по нереабилитирующим основаниям в связи с полным возмещением ущерба. Уголовное дело в отношении руководителя управления природных ресурсов Имансупова, а также авторского технического надзора направлено для рассмотрения в суд.

— У нас есть большие опасения, что 2025 год пролетит так же, как 2023 и 2024, и ничего сделано не будет, — переживает сенатор Лукин. — Мы видели, в каких условиях живут сотрудники пограничной службы. Мы задавали вопросы и акиму района, и акиму села в Северо-Казахстанской области. Поверьте мне, что там, в отрыве от населённых пунктов, селе Белое, где находится 20 или 30 домов, наши контрактники и офицеры снимают койку по цене 45 тысяч тенге. А за комнату без всяких условий в общей сложности 180-200 тысяч. Еще платят за уголь. Кроме того, почему-то министерство транспорта, как администратор программы, в своих бюджетах не закладывает оснащение пунктов пропуска. В наших климатических условиях досмотр проводится сотрудниками пограничной службы только на оперативном чутье, без какого-либо использования технических средств. Единственное техническое средство, которое я увидел — это собака, и собака эта в своей клетке еле жива от холода. Представляете, в каких условиях несут службу пограничники! Виновных мы найти не смогли.

Единственная надежда на то, что в случае чего наша северная граница будет надежной — это непроезжая дорога от границы до Петропавловска.

— Дорога из пункта пропуска до Петропавловска строится несколько лет, завершения не видно, — поделился впечатлением сенатор. — Объездные дороги не отсыпаны, как там могут ходить машины, непонятно. Скорость движения составляет от трех до пяти километров в час. К пункту пропуска подъехать невозможно. Сроки все были исчерпаны в 2023 году.

Как сообщил представитель «КазАвтоЖола», дорогу строила компания «К-Дорстрой«, она полностью обанкротилась.

А это список тех, кто успел побывать учредителем ТОО «Tolagai 2050». Среди последних — Акбота Болаткызы Назарбаева.