Четверг, 2 января
Меню

Работа на энтузиазме или для «поддержания штанов»: о чём думают павлодарские перевозчики в предновогодние дни

  • Акмарал Есимханова
  • 14177
Работа на энтузиазме или для «поддержания штанов»: о чём думают павлодарские перевозчики в предновогодние дни
фото автора

Как возродить пассажирские перевозки и перезапустить систему? Можно ли вернуть тот внутренний и международный пассажиропоток, который был в допандемийный период? Корреспондент ИА «Наша жизнь» встретилась с экспертом отрасли и попыталась узнать, чем живут перевозчики сегодня и какими видят решения ключевых проблем.

Наш собеседник в сфере пассажирских перевозок трудится уже 37 лет. Водитель со стажем рассказал, какие трудности есть в этой сфере.

Как выяснилось, особенно сложная ситуация — с пассажирскими перевозками в соседние регионы России.

«У российской стороны просто нет заинтересованности, — считает собеседник. — Чисто коммерческий подход, без прицела на будущее развитие. О нуждах пассажирах думать не хотят, так как нужна выгода здесь и сейчас. А когда-то было стремление развивать пассажирскую сеть, и у нас получалось. Например, раньше мы на Барнаул ходили несколькими регулярными рейсами разными маршрутами. Был хороший спрос. Но сейчас для россиян в этом плане Павлодарская область не интересна (по существующим межгосударственным договоренностям, для открытия маршрута автобусы должны выполняться как казахстанскими, так и российскими перевозчиками – прим.ред.). Паритетный перевозчик остался только в столицу Алтая — Барнаул на вечернее время, а на утреннее уже не хотят открывать. Раньше утренние рейсы были на восемь часов. Через Благовещенку, Мамонтово, Романово, Ребриху, также через Кулунду, Михайловку, Волчиху, Алейск».

По словам эксперта, сейчас из Павлодара можно уехать только в близлежащие крупные города: Омск, Барнаул, Новосибирск. И то — по одному рейсу в день. С открытием новых маршрутов тоже свои причуды: павлодарские перевозчики хотят работать, но с российской стороны нет заинтересованности. Как говорится «ничего личного, только бизнес».

«Раньше в Омск курсировали по пять рейсов в день, а летом доводили до семи, восьми «допами» (дополнительными рейсами – прим.ред). Сейчас только один рейс, в 12 часов, открыли его в августе этого года. В Новосибирск было два рейса, сейчас один. В Барнаул из Павлодара можно уехать только один раз день. Стараемся угодить пассажирам, чтобы они добрались до места в комфорте, безопасности и без дорожных трудностей», — говорит перевозчик.

Философия стабильности или себе во вред

«Наши автобусные перевозчики придерживаются принципа «философия стабильности». Если купили билеты всего два пассажира, рейс уже не отменяется, как сплошь и рядом делают частники. Иначе пассажир от нас уйдёт. А наша цель – предоставлять качественные услуги стабильно. Маршруток, частных авто очень много, с ними тяжело конкурировать. Им неважно, что пассажир сумку будет держать в зубах, так сказать. Потому что, как такового, багажного отделения в «бусиках» нет. Это, конечно, их выбор. Но всегда нужно помнить, что во-первых, автобусники соблюдают скоростной режим, мы не носимся как водители маршруток. Ведь главный приоритет — безопасность пассажира. Во-вторых, водители не вчера сели за руль, имеют большой опыт. И перед каждым рейсом проходят медицинское освидетелствование, пассажирам не приходится переживать, что водитель всю дорогу будет рулить «на энергетике». Или одним глазом в телефон смотреть, или музыку врубит на всю мощность, иначе заснет, потому что у него это уже вторая «ходка» за день. У нас не допускается, чтобы водители перерабатывали. Соблюдается режим отдыха. Во-вторых, мы идем строго по графику, и границу пересекаем по «зеленому» коридору. Если маршрутчики по трассе опережают нас, то мы это отыграем при пересечении таможни», — рассказывает водитель.

По наблюдениям специалиста со стажем, среди частных извозчиков много простых работяг, которых «кормит дорога», немало среди них и россиян. Служба такси для этой категории — хорошая возможность быстрого заработка. Их не отягощают проверками, они никому не подчиняются. За техническим состоянием авто тоже, бывает, плохо следят. Поэтому регулярным перевозчикам на автобусе сложно выживать, они забирают пассажиров, которые зачастую о безопасности не думают.

«И условия, и качество перевозки могут быть сомнительными. Рекламировать могут одну маршрутку, а приедет развалюха, где вам придется сидеть боком. Маршруты, которые следуют в Новосибирск, пассажиров высаживают у ближайшей станции метро, либо на Речном порту. А мои коллеги так не делают. Доезжаем до авто- и ЖД-вокзала, где есть удобная парковка для больших рейсовых автобусов. Сейчас с Омском стало сложнее, мы, можно сказать, потеряли пассажиров, которым надо в аэропорт. Раньше мы могли заезжать на территорию аэропорта без препятствий. А сейчас россияне изменили подъезд к объекту, якобы для безопасности увеличили «буферную» зону. И все, автобусам там стало не развернуться, мы туда не можем заехать физически. А алтайские и омские перевозчики могут спокойно стоять на привокзальной площади Павлодара, «ловить» пассажиров. Их несложно узнать по номерам регионов», —продолжает наш собеседник.

Чтобы бороться с хаосом, нужно его возглавить

«Для того, чтобы у пассажира был альтернативный выбор и в ценовом сегменте, перевозчиков важно сконцентрировать в одном месте, считает наш собеседник. Тогда автовокзал станет удобным местом для таксистов, маршрутчиков и водителей автобусов. Государству легче будет контролировать один объект, чем каждого перевозчика: будь он государственным или частным. И такой опыт в Павлодаре был, когда вокзал стал единым терминалом для всех. Ещё до пандемии бригада из 20 таксистов согласилась работать по этой системе. При этом платили налоги государству. Это продлилось недолго из-за «искусственных барьеров».

«Раньше, чтобы открыть новый маршрут, достаточно было созвониться в руководителями вокзалов соседних городов и заключить договор. Потом внедрили систему тендеров, внесли изменения в законы и, таким образом, крупный павлодарский перевозчик потерял регулярные маршруты», — говорит собеседник.

У перевозчика со стажем мы не могли не спросить, как можно решить проблему, чтобы было хорошо всем: и таксистам, и автобусникам.

«Для того, чтобы вернуть время «рассвета» сферы, всего-навсего нужно не мешать работать. И, конечно, правила должны быть для всех одинаковыми. Чтобы и водители такси, и автобусов соблюдали скоростной режим, проходили медицинский осмотр, платили налоги и работали по графику. Регулярные перевозчики терпят убытки от амортизации, дороговизны топлива, зарплаты водителям, которые всегда в дальние российские рейсы ходят с напарником. Автобусы ходовку сильно изнашивают, ломаются, когда ездят в сторону Новосибирска. И по Алтайскому краю дорожная инфраструктура «убитая». Только по дорогам в сторону Омска претензий нет», — делится опытом собеседник.

«Меня «умиляет», когда наши налоговики, транспортные прокуроры говорят, а что мы можем сделать с этими нелегалами? Все очень просто: запросите у погранцов информацию, сколько раз пересекала границу та или иная машина. И сколько пассажиров везла. Даже все паспортные данные известны, не могут все они быть твоими знакомыми или родственниками, которых ты везешь бесплатно. И не каждый день. Чтобы конролировать «банду», нашим службам достаточно использовать систему цифровизации», — делится с мыслями наш собеседник.

«Сейчас автобусники работают на энтузиазме. Среди моих знакомых остались только водители предпенсионного возраста. Слава богу, держатся. Рабочий график у нас спокойный: сделал рейс и отдыхай. А раньше, года так до 2014-го, на автовокзале работало до двухсот водителей», — уточнил собеседник.

На вопрос, что бы он посоветовал пассажирам, собирающимся посетить на Новый год родных и друзей в приграничных областях России, он ответил:

«Конечно же, выбирайте автобус! Это и дешевле, и безопаснее, и надежнее. Автобусы теплые, что зимой немаловажно, водители опытные, на границе пропустят без очереди. И еще в кассе проконсультируют, какие документы нужны для пересечения границы, чтобы не «завернули». Чаще всего забывают о нотариально заверенных доверенностях на детей-внуков, о просроченных удостоверениях или паспортах. Мы же все данные в ведомость заносим, погранцам отдаем. А сколько раз приходилось подбирать замерзших пассажиров сломанных маршруток! Так что для меня выбор очевиден…»

Вас заинтересует