Часть 8. Старый-новый Дрезден
«Дрезден, пожалуй, — самый симпатичный город в Германии, но надо жить в нем, а не заезжать на несколько дней. Его музеи и картинные галереи, дворцы, сады, и прекрасные окрестности полны исторического интереса — всё это чарует, если проживешь целую зиму, но ошеломляет при поверхностном осмотре. Здесь нет такого веселья, как в Париже или Вене, которое скоро приедается; очарование Дрездена тише, солиднее — по-немецки, и дольше сохраняется — тоже по-немецки. Для любителя музыки Дрезден всё равно что Мекка для магометан: за пять марок можно достать кресло в опере, к сожалению вместе с чувством будущей неприязни ко всем английским, французским и американским оперным театрам».
(Джером К. Джером, «Трое на четырёх колёсах», 1900 г.)
Сотнями лет создавалась ни с чем не сравнимая красота Дрездена, но в 1945 году война стерла город практически за одну ночь, «одним мановением руки» — всего несколько часов потребовалось, чтобы обратить город в прах.
Многие годы Альтштадт Дрездена восстанавливали по кирпичику, стараясь использовать даже самые маленькие уцелевшие фрагменты. Оригинальные камни, почерневшие от огня и времени, и сегодня легко отличить от добавленных реставраторами; из-за этого здания кажутся пестрыми. Но величию вновь зазвучавшей каменной музыки Дрездена это ничуть не мешает.
Глядя на современный очаровательный и очень своеобразный Дрезден, можно только поражаться масштабу проделанной работы и великому упорству жителей. Спасибо им, что вернули миру эту неповторимую красоту.
Символом возрожденного города стала Фрауэнкирхе — протестантская церковь, возведенная архитектором Георгом Бером в 1726-1743 годах. Здание было практически разрушено в феврале 1945 года (остались две стены) и простояло в руинах да 1993 года, как памятник бомбардировкам Дрездена.
И поначалу руины Фрауэнкирхе собирались оставить именно как напоминание о войне, наподобие западноберлинской церкви кайзера Вильгельма. Однако на фоне объединения Германии всемирно известный дирижер и трубач Людвиг Гюттлер начал кампанию по сбору средств на воссоздание разрушенного шедевра барокко. Фрауэнкирхе возвели заново в 1993-2005 годах по чертежам Бера, без использования современных материалов. И сегодня церковь, как прежде, возвышается над городом.
Все другие архитектурные шедевры постепенно, шаг за шагом, восстали из руин: и Дрезденский замок-резиденция с его удивительными фресками, и церковь Хофкирхе с изящной звонницей (в настоящее время это Кафедральный собор епархии Дрезден-Майсен Римской католической церкви), и дворец Цвингер с фонтанами и статуями, и величественная Опера Земпера, и Академия художеств с золотой крылатой фигурой Фамы на стеклянном куполе. Реставрация, как я уже упоминал в самом начале, продолжается и сегодня.
Дрезден всегда был изумительным городом, сокровищницей искусства и исторических реликвий. Тем не менее, это не просто музей, случайно заселенный без малого шестью сотнями тысяч дрезденцев. Прошлое и настоящее во все времена уживались в Дрездене рядом — созвучно, составляя своего рода дуэт. Если добавить сюда еще и великолепные ландшафты, реку Эльбу, прекрасные мосты и на редкость живописные берега, леса и горы на горизонте, то получится, пожалуй, даже терцет (то есть трёхстишие, строфа из трех стихов в рифмованном стихотворении). История, искусство и красота природы веками осеняли всю долину Эльбы и сам город с его неповторимой Театральной площадью и Балконом Европы, слитые в единый, будто завороженный собственной гармонией, аккорд.
Аккорд многократно усиливается еще одним дрезденским шедевром, который во время войны, как ни странно, почти не пострадал (Небеса уберегли?! впрочем, скорее это произошло из-за того, что все пространство стены с уникальным произведением искусства было прикрыто тяжелыми мешками с песком). Панно «Шествие князей» или «Княжеская процессия» является самым большим в мире настенным плиточным изображением в мире. Его длина — 120 метров, высота — 10,5 метров, а число фарфоровых плиток, размером 20×20 сантиметров, потребовавшихся для его изготовления, достигает 25 тысяч.
На монументальном изображении — крупнее, чем в натуральную величину — представлена кавалькада из 35 саксонских маркизов, герцогов, курфюрстов и королей рода Веттинов, правивших с 1127 по 1873 годы. Каждый правитель изображен в порядке его вхождения на престол, с указанием имени и периода правления. Кроме правителей на панно изображены также 59 членов свиты, ремесленники, солдаты, крестьяне, а также знаменитые ученые и художники.
Первым изображен Конрад Великий (годы правления 1093–1157), основатель династии Веттинов. В шествии, правда, нет последнего короля Саксонии Фридриха Августа III — так как во время создания панно он был восьмилетним ребенком. Завершая свое произведение, художник Вильгельм Вальтер изобразил самого себя.
Первоначально картина была выполнена в черно-белых тонах в итальянской технике сграффито — которая заключается в нанесении на основу двух и более различных по цвету слоёв кроющего материала с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку. Работа продолжалась четыре года — с 1872 по 1876.
Однако, уже к началу XX века картина начала портиться под воздействием погодных условий. И для того, чтобы сохранить шедевр, потребовалось еще четыре года: в 1904–1907 годах изображение «Княжеской процессии» было перенесено на плитки из мейсенского фарфора.
И хотя панно теперь выполнено на фарфоре, выглядит оно, как огромный ковер. Наверху даже специально нарисованы гвоздики, на которых будто бы висит полотно. Его можно рассматривать очень долго. По сути, это наглядная иллюстрация тысячелетней истории Саксонии — которая, несмотря на все перипетии, продолжается по сей день…
Я где-то прочитал (и даже сохранил у себя, собираясь написать про Дрезден) слова Штефана Фрица, священника восстановленного храма Богоматери в Дрездене:
«Я думаю, наши воспоминания должны быть направлены на то, чтобы предоставить место исторической правде. Мы должны ценить, что спустя много лет после окончания войны мы живём в воссозданном городе, что для этого были приложены величайшие усилия. Мы не находимся в том состоянии, в каком находились после бомбардировок; и с народами, с которыми Германия прежде вела войну, мы живём в европейском соседстве и дружбе. Это величайшее благо, которое мы не хотим потерять. Храм, в котором мы находимся, увенчан крестом, переданным в дар от британского народа» — речь здесь идет, конечно же, о Фрауэнкирхе.
Может быть, это самый главный урок, который может дать миру удивительный германский город Дрезден.
Жаль только, что не все оказались способны этот урок усвоить.