Воскресенье, 22 декабря
Меню

Фама над Дрезденом. («Флоренция на Эльбе» глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 60
Фама над Дрезденом. («Флоренция на Эльбе» глазами казахстанца)
фото автора

Часть 3. Легендарная Эльба

Зеркальной гладью отражая небо,
Спокойно протекает сквозь века.
Историей пропитанная Эльба,
Для мира легендарная река.

Река Эльба или Лаба, по-чешски — одна из главных водных артерий Центральной Европы. Она течет из Чехии через Германию в Северное море, то есть на северо-запад. Длина реки от истока до устья составляет 1165 километров, а ее бассейн охватывает сразу 4 страны. На этой территории живёт около 25 миллионов человек, крупнейшие города здесь: Берлин, Гамбург, Прага, Лейпциг и Дрезден.

Образуется Эльба от слияния многочисленных ручейков в нескольких километрах от польско-чешской границы, потом русло реки делает широкую дугу в Богемии (северо-западная часть Чехии) и оказывается на территории Германии в 40 километрах к юго-востоку от Дрездена. Весь оставшийся путь лежит по землям только этой страны.

Река имеет большое экономическое значение не только для Германии и Чехии, но и для всей Центральной Европы. По этой водной артерии перевозят огромное количество грузов. Она даёт воду населению городов и посёлков, орошает землю, поддерживает жизнедеятельность полей и лесов. Без неё жизнь в огромном регионе стала бы невозможной.

Исторически Эльба всегда была важной границей в европейской географии. Римляне знали реку как Альбис. Однако они только однажды пытались передвинуть восточные границы империи от Рейна к Эльбе и потерпели поражение в Тевтобургском лесу в сентябре 9 года нашей эры (в этом сражении между объединившимися германскими племенами и римской армией были уничтожены все 3 легиона, входившие в её состав, а также погиб римский командующий Квинтилий Вар).

В Средние века по реке проходила восточная граница империи Карла Великого. Несколько позже судоходная часть Эльбы оказалась крайне важна и для успеха Ганзейского союза.

В 1945 году, незадолго до окончания Второй мировой войны, войска нацистской Германии были зажаты между армиями союзников, наступающих с запада, и советскими войсками, двигающимися с востока. 25 апреля эти две силы встретились рядом с городом Торгау на Эльбе. Это событие получило название Встречи на Эльбе.

Уже после окончания войны по участку течения Эльбы проходила граница между восточной и западной частями Германии.

Между прочим, дрезденская долина Эльбы в силу своей редкой живописности в 2004-2009 годах входила в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, однако затем была исключена из него. Причиной столь жесткого решения послужило строительство нового моста через Эльбу в исторической части города.

Новый автодорожный четырехполосный Вальдшлёсхенский мост (строительство которого поддержали 63 процента дрезденцев) значительно разгрузил транспортные проблемы города, но одновременно нарушил гармонию и единство неповторимого вида на долину Эльбы и на знаменитую панораму Дрездена.

Кто прав, а кто нет в этой своеобразной ситуации, нам вряд ли понять. Что важнее — удобство жителей города или красота, которую оставили в наследство природа и великие зодчие?

В самом деле, лучший вид на Альтштадт Дрездена открывался именно с противоположного берега Эльбы — что и заметил в свое время итальянский художник Бернардо Беллотто. Этот мастер офорта, получивший прозвище Каналетто в честь своего дяди, такого же знаменитого пейзажиста, прославился видами европейских городов, прежде всего Дрездена, Вены, Мюнхена и Варшавы.

Бернардо Беллотто был придворным художником курфюрстов Саксонии и королей Польши (Фридриха Августа II и Станислава Понятовского), и в середине XVIII века запечатлел вид на город на своей картине, которая стала визитной карточкой Дрездена; ее можно увидеть здесь же в Галерее старых мастеров. Картина Беллотто «Вид на Дрезден с правого берега Эльбы под мостом Августа» была размножена в книгах, открытках и буклетах. Именно по этой картине люди судили о том, как красив Дрезден, и стремились посетить его. Многочисленные современные туристы тоже всячески стараются сделать фотоснимок, повторяющий ракурс картины — так называемую панораму Каналетто — чтобы убедиться в том, что в XXI веке Дрезден так же прекрасен, как в XVIII.

С противоположного берега открывается и великолепный вид на знаменитую террасу Брюля, которую Иоганн Вольфганг фон Гёте назвал «Балконом Европы». Это прозвище по достоинству утвердилось за ней на долгие годы.

Но не все знают, что под пышностью барокко террасы Брюля скрывается целый подземный город, пришедший в наше время из эпохи Ренессанса. В прошлом это была крепость Дрездена, оборонявшая столицу Саксонии и делавшая ее практически неприступной на заре шестнадцатого века — во времена правления курфюрста Морица.

Время спрятало крепость под землю. В XIX веке основная ее часть была снесена. Уцелела только часть бастионов  в северо-восточной части крепости как раз благодаря строительству террасы Брюля. Спустившись вниз, можно увидеть последние из сохранившихся ворот Дрезденского замка-резиденции, старый каменный мост через Эльбу, караульные помещения, башни и казематы. В одном из них в 1708 году сделал свое великое открытие изготовления фарфора алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер.

В 1750 году тогдашний премьер-министр Саксонии Генрих фон Брюль сделал заказ архитектору Иоганну Кристофу Кнёффелю на проектировку дворцово-паркового комплекса на месте фортификационных сооружений. Так называемые «Брюльские прелести» состояли из галереи, библиотеки, Бельведера, дворца и парка. Многочисленные роскошные сооружения были построены в стиле позднего барокко и рококо. Терраса, вокруг которой концентрировались все постройки, была местом для променада и развлечений короля, саксонской элиты и других высоких гостей премьер-министра Брюля. Отсюда пошло название набережной: Брюльская терраса.

Правда, доступ на террасу в то время был доступен только избранным. Лишь в 1814 году (после Битвы народов под Лейпцигом в 1813 году, когда пала армия Наполеона, а вместе с ней и Саксония, воевавшая в союзе с Францией) русский князь Николай Репнин-Волконский, на тот момент генерал-губернатор Саксонии, открыл террасу для всех жителей города.

В конце XIX — начале XX века терраса была существенно реконструирована: первоначальные постройки Брюля были заменены на современные здания, которые сегодня определяют вид на Старый город со стороны Эльбы: Секундогенитур, Академия изобразительных искусств, Альбертинум.

И, безусловно, одно из главных мест в панораме Дрездена всегда занимала Придворная церковь Хофкирхе, расположенная рядом с мостом Августа Сильного перед западным входом на террасу Брюля.

Продолжение следует…