Пятница, 27 декабря
Меню

Фама над Дрезденом. («Флоренция на Эльбе» глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 94
Фама над Дрезденом. («Флоренция на Эльбе» глазами казахстанца)
фото автора

Часть 1. Саксонский стиль

Здравствуй, Дрезден — Европы жемчужина!
Помпезный, величавый, грандиозный,
Смешав барокко с модным рококо,
Над Эльбою, в наряде грациозном,
Взлетает ввысь свободно и легко…
Эльбы мост кружевной, белый катер,
И круженье крылатых фигур.
Цвингер множит свои отраженья
В зеленеющей бронзе скульптур.

Знакомство с Дрезденом началось у меня с Цвингера.

К южным воротам через воссозданный крепостной ров ведет мост, ранее подъёмный, c двойным рядом перил. Этот вход в Цвингер украшен Воротной или «Коронной» башней (по-немецки Kronentor) с причудливой формы барочным куполом, увенчанным вызолоченной короной. Пройдя сквозь башню, сразу же попадаешь в царство южно-немецкого барокко или так называемого «саксонского стиля».

Подобный стиль мог возникнуть только в цветущем и праздничном Дрездене XVIII века, находящемся в центре Европы и испытывавшем обоюдные итальянские и французские влияния. Основная особенность этого стиля — необычайная пышность и насыщенность декором архитектурных сооружений.

Около ста тридцати больших статуй из песчаника украшают постройки Цвингера. Скульптура и рельефы, вазоны и балюстры, гирлянды и картуши плотно покрывают стены зданий, будто гроздьями свисают с карнизов и капителей. Здесь всё такое резное — прямо каменные кружева! Кстати сказать, пышность Цвингера превосходит обычные свойства немецкого барокко. Это особенное соединение многих итальянских, французских и фламандских образцов.

Рустованные колонны (составленные из чередующихся отрезков цилиндров и прямоугольных блоков), изогнутые лестницы, статуи на балюстрадах, раковины, причудливые маскароны морских чудищ — всё это создаёт ощущение какого-то фантастического царства…

При этом в Цвингере по сей день идет бесконечный ремонт. И не просто ремонт, а очень серьезный ремонт. На фотографиях 50-летней давности Цвингер вовсю ремонтировали. И сегодня его тоже ремонтируют, причем с очевидным размахом.

Как известно, в конце Второй мировой войны Дрезден подвергся крупномасштабной бомбардировке английской и американской авиацией. Цвингер и Опера Земпера были разрушены, серьёзно пострадал Дрезденский замок-резиденция, а несколько позднее обрушился также купол Фрауэнкирхе (церковь Богоматери, одна из наиболее значительных лютеранских церквей города).

После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город. Остальные развалины просто снесли. На месте города фактически образовалось ровная площадка с размеченными на ней границами бывших улиц и зданий. Восстановление центра заняло почти полвека — для этого, по возможности, использовались уцелевшие фрагменты. Недостающие каменные блоки и архитектурные элементы вытесывались заново — они заметно выделяются светлым оттенком камня. Но многие ключевые здания начали воссоздавать только после объединения Германии.

Вот и Цвингер реставрируют до сих пор. Вообще цвингер (от немецкого zwinger: «ловушка, клетка») – средневековый фортификационный термин, в древней Европе так называли территорию между внутренней и внешней стеной города, которую использовали в оборонительных целях. Когда противник брал главные ворота, он оказывался в замкнутом пространстве – клетке, ловушке, под перекрёстным огнём бастионов, где его уже не составляло труда уничтожить.

Безусловно, дрезденский Цвингер являлся скорее местом прибежища и развлечений аристократов. Тут часто проводились рыцарские турниры, парады, балы и торжественные приемы. Здесь же хранились редчайшие экспонаты оружейных коллекций и самые ценные произведения искусства. Так что термин «клетка» или «ловушка», вероятно, со временем начал использоваться скорее в переносном смысле…

Цвингер – это целый архитектурный комплекс дворцовых зданий, построенных в первой половине XVIII века в стиле германского барокко. В 1709 году курфюрст Саксонии Август Сильный решил превратить старую крепость Дрездена в роскошный дворец с парком, фонтанами и оранжереями. Архитектор Маттеус Даниель Пёппельман предложил проект, предполагавший перестройку крепостных стен в замкнутое каре: двухэтажную галерею с аркадами первого этажа, угловыми павильонами и прогулочной террасой с балюстрадой, вазонами и статуями верхнего яруса. Внутри получалась большая сценическая площадка под открытым небом, и с верхних террас зрители могли наблюдать за происходящим.

Северо-восточная часть Цвингера долгое время оставалась недостроенной и была закрыта временной стеной — так как планировалось создание парадного фасада, обращённого к набережной Эльбы. Последующий проект предусматривал создание семи просторных дворов, из которых сам Цвингер стал бы только первым. Таким образом предполагалось создать самую роскошную резиденцию в Центральной Европе. Но многие идеи осуществить, как водится, не удалось – слишком быстро менялась обстановка в окружающем мире, вокруг не утихали войны.

Цвингер официально открыли в 1719 году по случаю свадьбы принца Фридриха Августа II с дочерью императора Габсбургов, эрцгерцогиней Марией Йозефой Австрийской. К этому времени основные здания были уже возведены, но отделку интерьеров завершили только в 1728 году. На строительство Цвингера была затрачена огромная по тем временам сумма в 900 000 талеров.

Перестроенный Цвингер стал излюбленной декорацией для проведения придворных праздников, фейерверков и театральных представлений — курфюрст Август особенно ценил итальянский театр и оперу.

Цвингер неоднократно страдал от военных действий. Первые серьёзные разрушения были нанесены прусской армией в ходе Семилетней войны. В 1849 году почти вся восточная часть Цвингера сгорела во время революционных боёв в Дрездене. К 1857 году часть строений восстановили, но полная реставрация завершилась только в 1936 году.

А через 9 лет, как я уже упоминал, во время Второй мировой войны англо-американская авиация разбомбила центр Дрездена. При этом сильно пострадал и Цвингер, правда, собрание произведений искусства до этого успели отсюда эвакуировать.

Продолжение следует…