Четверг, 12 декабря
Меню

Если преподаватель бьёт ребенка, он не виноват, он таким вырос

  • Ольга Воронько
  • 93
Если преподаватель бьёт ребенка, он не виноват, он таким вырос
Фото: скриншот из видео

Невоспитанные дети, неадекватные родители, униженные учителя – в Павлодаре уже неделю идут споры кто виноват, что учитель физики ударил восьмиклассника в живот, передает Ratel.kz.

На прошлой неделе в соцсетях появилось это видео из павлодарской школы им. Макпалеева, на чьем сайте указано, что она является «пилотной школой по самопознанию на уровне Республики».

Фраза «Оi oi oi baka», которую все громче и громче произносит ученик, залезая при этом на стол, принадлежит популярному у подростков аниме «Моя геройская академия» Бакуго Кацуки. Вот так выкрикивать ее на камеру и выкладывать в тик-ток – очередной дурацкий тренд нашей молодежи. «Baka» переводится как «дурак». На замечание физика, а дело было на уроке физики, мальчишка не реагировал, тогда тот ударил его в живот и выматерился.

Сначала народ активно клеймил позором восьмиклассника и не воспитавших его нормально родителей, а также припоминал, как бедные учителя то улицы метут, то школьные кабинеты после нерадивых строителей моют. Затем в местный паблик Kerek.pvl родители детей, учащихся в разных классах этой школы, а также другие ее учителя начали слать нелестные характеристики на самого физика. Они сообщили, что он агрессивный, хамит коллегам, с его приходом в этом учебном году дети отказываются ходить на уроки физики, потому что педагог их унижает и угрожает тем, что раньше якобы работал в органах.

Изучив немного биографию физика, я узнала, что ни в каких органах он не работал. А работал учителем физики в 2013 году после того, как заочно закончил Инновационный евразийский университет по специальности «Профессиональное обучение». Что это за специальность такая, понять трудно. Видимо, она не совсем устраивала школу, поэтому в 2017 году он в том же частном университете без отрыва от производства закончил еще и четырехмесячные курсы «Современные образовательные технологии в преподавании дисциплины «Физики». И уже в 2018 году, в возрасте 27 лет, стал замдиректора, а в 2021 году директором трофимовской сельской школы. В 2022 году наш физик работал акимом сельского округа Жанакорылмас, а в сентябре этого года появился в качестве рядового учителя в СОШ им. Макпалеева. Трудно сказать, какой из него был предметник.

«Вы посмотрите, какой я здоровый, если бы я его хотел действительно ударить, мог бы прибить, а он же даже со стула не упал, не скорчился, я же ему ничего не сломал!», – примерно так заявил физик директору школы.

Его уволили и завели уголовное дело. С «несильными и воспитательными» учительскими ударами в живот или грудную клетку учеников в Павлодарской области стало все очень строго после 21 октября 2012 года. Тогда один такой удар физрука Чернорецкой сельской школы Алиша Жунусова в грудь одиннадцатиклассника Саши Дивина привел к смерти мальчишки. Сначала, правда, учителя пыталась увести от ответственности вся система – от сельского участкового Бауржана Умбетова, не подпустившего к телу Саши его родителей и сестер, чтобы родные не увидели на нем синяков, до прокурора Павлодарского района Асета Саттыбаева, распорядившегося отменить постановление следователя областного ДВД о привлечении учителя к уголовной ответственности и немедленно выпустить его на свободу. Павлодарские судмедэксперты, проведя четыре (!) комиссионные экспертизы, заявили: они не могут установить причину смерти юноши. И только республиканские эксперты в апреле 2012 года после эксгумации тела Саши сделали однозначный вывод: смерть Дивина наступила в результате ушиба сердца, осложнившегося тяжелым кардиогенным шоком. Следователи обжаловали постановление райпрокурора, обратившись в прокуратуру области, но та отказала.

А аким Павлодарского района Толеген Бастенови его заместитель Евгений Губарев организовали в актовом зале райакимата целую акцию в защиту учителя-убийцы. Собранные ими аксакалы района в один голос требовали от прессы прекратить писать плохо об Алише Жунусове, предлагая взамен… компромат на погибшего ребенка. Господин Губарев при этом заявил: мол, очерняя педагога, пресса занимается «информационной травлей, шантажом государственных органов региона». А то, что за четыре года этот педагог успел сменить пять школ — так все же по собственному желанию и с хорошими характеристиками. Тем не менее после публикаций в СМИ вмешалась Генеральная прокуратура, отменившая решение районного прокурора. И дело наконец дошло до суда – учитель тогда получил семь лет лишения свободы. 

Сейчас помимо СМИ все боятся еще и регионального уполномоченного по правам ребенка Сауле Шакеневу, которая оказалась не только независимым и решительным, но еще и очень грамотным защитником. Но вопрос сейчас не в том – кого и как наказать из участников нынешнего конфликта, а что делать в принципе, чтобы справиться с этой уже набившей оскомину ситуацией, когда дети не уважают учителей, учителя не могут нормально общаться с детьми, и непонятно, кто больше виноват.

Я мама сына, которую еще недавно вызывал в лицей для одаренных детей один из учителей, жаловавшийся, что наши дети, особенно мой, его троллят. При этом эти дети были победителями различных физико-математических олимпиад, включая международные, других учителей они ценили и уважали. И я прекрасно знала, почему прилетает этому одному, несчастному. Дети жестоки, и они очень хорошо чувствуют непрофессионализм и фальшь. Сейчас мой «тролль» учится на четвертом курсе педагогического университета и преподает физику, в-пятых, и седьмых классах. То есть за короткий срок он успел побывать, так сказать, по обе стороны баррикад.

— Скажи, почему вы не троллили Билиду? – спросила я у него.

Анатолий Николаевич Билида – легендарный учитель физики павлодарского лицея № 8 для одаренных детей, чьи ученики поднимаются на пьедесталы Международной юниорской олимпиады по физике, Всемирной олимпиады по физике, Международной олимпиады IphO, Международной юниорской олимпиады IJSO по физике, химии, биологии, Азиатской олимпиады, Международной олимпиады «Туймаада» по физике.

— Не знаю, как такого достичь, чтобы быть Билидой, это не каждому подвластно, у меня, скорее всего, так не получится, — ответил Яша. — У него просто была аура такая, что, когда ты рядом с ним находишься, все, ты не имеешь права этому человеку перечить и как-то нарушать установленные им правила. Он был строгим, но в меру. Он не повышал на нас голос – ему это было не нужно. Наоборот, когда он начинал говорить тише, становилось страшно. В принципе же любому педагогу надо сразу выстраивать границы. Ты видишь, что ребенок у тебя гиперактивный, либо ты видишь, что он как-то неадекватно себя ведет, на все эти случаи есть рабочая схема. Вызываются родители, другие учителя, которые у этого ребенка преподают, все это обсуждается, с ним ведется работа, в школе обязательно должен быть квалифицированный психолог, который может с этим справиться. Если же на учителя ополчился весь класс, это сто процентов вина только его самого. Есть люди, которых я бы не допускал к преподаванию в целом. Если он не знает свой предмет или не умеет его преподавать. Или не умеет общаться с людьми любого возраста. Ты можешь нормально разговаривать с коллегами, а с детьми вести себя как диктатор, смотреть свысока. Это сразу пролет, ты не заполучишь уважение, пытаясь запугать. И я не знаю, зачем идти в преподаватели, если ты не можешь с детьми работать.

По ситуации с физиком, ударившим восьмиклассника, мое мнение такое. Виноваты не дети, не преподаватели, не родители, виновата система, которая так работает и которая все это допускает. Люди есть разные. Ты можешь быть прекрасным человеком, способным с любым найти общий язык, и тебя просто задушат бумажной работой и всем, чем только можно. А можешь быть мразью, которая пошла в школу, чтобы просто за какие-то свои обиды отыграться, почувствовать царем с подданными и так далее. И к тебе наоборот будет какое-то уважение, совершенно незаслуженное. И как бы контролировать это все кто-то должен. А тот, кто это должен контролировать, печется только о деньгах в своем кармане. Я не знаю, как там в Казахстане сейчас с преподаванием, а тут у нас учителем стать — как два пальца об асфальт. Сколько мне пришлось сил приложить, чтобы устроиться в школу, это просто анекдот – я ничего не делал, по сути, и меня пустили работать с детьми. Если преподаватель руку на ребенка поднимает, он не виноват — он му..к, он таким вырос. Виноваты те, кто допустил, что он попал в школу, что он прошел все тесты, что его допустили к детям. Все. Если ребенок неадекватно себя ведет – с кем-то дерется, залезает на стол, носится по кабинету, круша все на своем пути, ребенок не виноват, виноваты те, кто его так воспитал и кто допустил, чтобы он обучался. Потому что к обучению в школе нужно допускать после того, как его воспитали и привили начальные моральные принципы. Естественно, наказание участникам конфликта должно выноситься, но страдать должны не только они, но и те, кто все это допустил. После этой ситуации должны быть большие вопросы к руководству школы, к тому, как этот человек классным руководителем стал, если о нем такие отзывы. Копать надо вверх, а вверх, к сожалению, копать невозможно, все закапываются в землю и ищут проблемы там.

Наш «верх» только и занимается тем, что контролирует учителей. Вот только как он это делает! Об этом на днях написала моя коллега Ботагоз Омарова. «Недавно учителей обязали пройти онлайн-курс по знанию платформы «Кунделик», — сообщила Ботагоз. — Курс легкий, 15 вопросов, педагоги справились. Но министерство обязало получить сертификат о прохождении курса. Сертификат платный – 2500 тенге. Внимание, вопрос! Сколько учителей приобрели сертификат и на чей счет упали деньги? О том, как эти деньги использовали и куда они были направлены, другой вопрос, которым должны заинтересоваться компетентные органы. Второй вопрос. Оказывается, появилась платформа «Темир». Это тоже онлайн-платформа, которая собирает информацию об учителях. Чтобы попасть в эту базу, нужно предоставить диплом. Педагоги скачивают диплом с платформы eGov, однако с Министерства просвещения требуют некую справку, а справка стоит 36 тысяч тенге. Гани Бектаевич, я стесняюсь спросить, это вообще кто такое придумал?»

Когда уж тут думать о том – что там в школах происходит между участниками учебного процесса.

Мне страшно, что этот физик не только совершил насилие, но даже ничего не осознал. Ваш сын прав, когда говорит, что учитель не виноват, что он такой… виноваты все те, кто таких допускает до детей, — согласилась с Яшей Сауле Шакенева.