Суббота, 21 декабря
Меню

В поисках истины

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 843
В поисках истины

В Павлодаре спустя почти четыре года вновь вспоминают обстоятельства страшной трагедии на заводе «Нефтехим LTD», случившейся 4 января 2016 года. Тогда в результате мощного взрыва и пожара в одном из цехов заживо сгорели двое молодых рабочих — Куаныш Искаков и Сергей Мутас. Вскоре после операции в Национальном ожоговом центре скончался Каирбек Адуов. В столицу с тяжелыми травмами его доставили на самолете. Еще двое рабочих — Ринат Шарипов и Максат Шарипов — получили сильные ожоги от 20 до 45%. По факту ЧП были долгие проверки, расследования и экспертизы, судебные разбирательства и поиск виновных. И вот новый процесс.

Родным погибших в том жутком ЧП на заводе «Нефтехим LTD» молодых рабочих вновь и вновь приходится плакать и вспоминать ту страшную ночь, когда им сообщили о трагедии. На скамье подсудимых оказались три человека. Но реальный срок получил только начальник смены Сергей Чичмаренко. Суд приговорил его к трем годам в колонии-поселении, а руководителю полипропиленового цеха Берику Кусанову и главному инженеру Олегу Тимошову назначили условные сроки. Всех троих признали виновными по статье 156 часть 4 УК РК части “Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц”. И вот спустя время работавший на момент происшествия главным инженером предприятия Олег Тимошов через Верховный суд добился пересмотра приговора. В апелляции он заявил о своей невиновности. Пострадавшая сторона с этим категорически не согласна. В понедельник 12 августа прошло прение сторон. Судья областного суда Валентина Фриман первыми предоставила слово родителям погибшего Сергея Мутаса — Владимиру и Валентине Мутас.
– В смерти моего сына Сергея и всех ребят я вижу безответственность, халатность, самонадеянность «на русский авось». Авось пронесет. Все руководство знало о ситуации, в том числе главный инженер Тимошов Олег Евгеньевич. У любого человека есть качество характера, в том числе и совесть. Она либо есть у человека, либо ее нет. У главного инженера Тимошова ее нет. За деньги совесть не купишь, — сказал отец погибшего.

По словам мамы Сергея, после той жуткой трагедии, унесшей их сына, они словно осиротели, и жизнь для них без него потеряла всякий смысл.
Как сообщалось ранее, по итогам расследования специальная комиссия установила 100 % вину предприятия в произошедшем 4 января 2016 года ЧП на заводе «Нефтехим LTD», а в списке виновных оказались 11 человек. Однако, по словам пострадавшей стороны, ни директор завода Ерлан Кусанов, который буквально месяц спустя после трагедии покинул свой пост и уехал из Павлодара, ни другие ответственные лица, занимавшие руководящие должности на предприятии, не понесли никакого наказания. В суде адвокат Тимошова заявила, что по факту ЧП не было и должной экспертизы, которая бы установила истинные причины случившегося, и отвергла все обвинения против ее подзащитного. По словам Алмагуль Куставлетовой, вина Олега Тимошова в случившемся не доказана.
– Сторона защиты обращает внимание на то, что не дана правовая оценка действиям всех сотрудников, которые в этот день находились на производстве. Из всего сказанного сторона защиты приходит к выводу, что из исследованных в ходе судебного следствия материалов в действиях Тимошова нет состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 156 УК, — заявила адвокат Куставлетова.
Напомним, как установило следствие, в момент ЧП в цехе не работали ни вентиляция, ни газоанализаторы. Никакого сигнала об опасности попросту не было. Более того, взлетевший на воздух корпус считался законсервированным, ранее там уже были неполадки. Но никаких мер по устранению причин происшествия так принято и не было. Материалы по этому делу заняли 26 томов. Огромную кипу бумаг в зал, где проходит этот громкий процесс, завозили на специальных тележках.
– Я поражаюсь, как он вообще мог подать апелляцию, ведь он главный инженер, он должен был следить за всем и защитить наших детей. А он три года видит нас, три года нагло смотрит нам в глаза, и за это время ни разу не извинился по-человечески. Прошу вас дать ему максимальный реальный срок наказания, — со слезами на глазах просила судебную коллегию мама погибшего Куаныша Искакова, который проработал на заводе «Нефтехим LTD» всего полгода, Манзилия Бейсенова. Ее единственному сыну было всего 24 года, и он строил большие планы на будущее.

– На скамье подсудимых должен быть директор, но расследованием занимались спецорганы, и, конечно же, мы возмущены, по каким причинам все-таки эти люди были исключены из числа обвиняемых. Директор и, считаю, главный технолог должны нести ответственность, а также главный специалист по технике безопасности, по ЧС, — все эти люди ушли от ответственности. Если честно, то мы не ждем какой-то сенсации и уже не верим ничему. И мне сейчас трудно говорить о справедливости на земле, пусть Бог им будет судья, — сказала после прения сторон супруга погибшего Жанна Мутас.
Пострадавшая сторона задается вопросом, каким образом Тимошову удалось добиться пересмотра дела в суде. И называет это нонсенсом. По словам родных погибших, до этого он дважды обращался в Верховный суд, и оба раза его апелляцию возвращали обратно без рассмотрения.
 — В общем- то непонятно, почему Верховный суд прочитал его ходатайство и вдруг отменяет акты в отношении него спустя столько-то лет. В принципе, осталось полгода всего нести им свое смешное наказание — ограничение свободы: непосещение баров, ресторанов, ночных заведений и лишение руководящих должностей сроком на два года, — возмутилась в интервью СМИ Жанна Мутас.
Следующее заседание, где должен выступить с последним словом Олег Тимошов, намечено на 16 августа. Не исключено, что из его уст могут прозвучать ранее не известные подробности, возможно, даже какие-то разоблачающие данные. А возможно, что именно на этом процессе бывший главный инженер официально извинится и попросит прощения у родных погибших и пострадавших рабочих. Хотя, по словам супруги Сергея Мутаса, им это уже не нужно, так как никакие слова и мольбы не вернут им родных людей.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №31, 15.08.19