Четверг, 28 ноября
Меню

Подневольно уволенные

  • Майя Шуакбаева
  • 41
Подневольно уволенные
фото: pixabay.com

Аварию на Экибастузской ТЭЦ винит в остановке крупного силикатного завода бывший директор, а ныне представитель предприятия Владимир Репалов. Экс-работники компании с начала 2023 года не могут получить свою заработную плату. Кроме того, начав подготовку к суду с бывшим работодателем, люди неожиданно узнали, что последние пять лет пенсионные и иные выплаты с места работы им перечисляли с перебоями.

Бывший глава, а ныне представитель ТОО «Домстрой ПВ», занимавшегося производством силикатного кирпича, Владимир Репалов за защитой своих прав обратился в местную палату предпринимателей. По словам бизнесмена, цитирую сайт atameken.kz, в течение многих лет завод заключал договоры со строительными компаниями Астаны и Павлодара загодя, получая предоплату на закуп сырья и запасных частей. Предприятие, возникшее на базе бывшего завода ЖБИ-4, работало исправно и, по словам Репалова, приведенным на сайте палаты предпринимателей, в месяц реализовывало до одного миллиона силикатных кирпичей.

От личной встречи со мной и интервью по телефону Владимир Васильевич отказался, сославшись на плохое самочувствие, но в аудиосообщениях рассказал о том, как его предприятие столкнулось с трудностями:

— В январе 2023 года из-за замерзающего Экибастуза руководство области сняло финансирование с трех социальных объектов — жилых домов, на которые у нас были заключены договора по поставке силикатного кирпича. Кирпич перестали брать, и наше предприятие остановилось. Надеялись, что вскоре заработаем снова, людей не распускали, но только накопили долги, — поясняет Владимир Васильевич.

Далее, как сообщает Палата предпринимателей, счета компании заблокировали.  У ТОО «Домстрой ПВ» образовались долги по зарплате перед коллективом, кредиторами и государством.

— В конце 2023 года подали заявление в суд на применение процедуры реабилитации, чтобы разблокировали счета, чтобы можно было работать и начать рассчитываться по зарплате, — с этого момента продолжает свой рассказ Владимир Репалов. — Но управление госдоходов г. Павлодара заняло противоположную позицию. Не дает выйти на реабилитацию, чтобы нам начать работать и производить расчеты. Спрашивается, кому выгодна такая ситуация?.. Думаю, что кому-то выгодно остановить работающее предприятие, — резюмирует представитель «замороженного» завода.

В стенах палаты предпринимателей представитель компании встретился с руководителем департамента экономических расследований по Павлодарской области Ериком Есеновым, который обещал, что обратится в областной департамент госдоходов с просьбой предоставить ТОО «Домстрой ПВ» возможность начать процедуру реабилитации.

 — Мы сделали анализ работы вашего предприятия, и не видим ничего подозрительного. Это работающая компания, и вы реально занимаетесь производством, — приводит слова руководителя департамента экономических расследований по Павлодарской области Ерика Есенова atameken.kz.

Между тем, бывшие работники силикатного завода, устав обивать пороги государственных органов, подобного участия по отношению к себе не почувствовали. Отчаявшись, они написали коллективное письмо на имя Президента страны Касым-Жомарта Токаева. У экс-сотрудников ТОО «Домстрой ПВ» — разная задолженность по заработной плате. Деньги давали понемногу, частично, а с начала 2023 года перестали платить вовсе. Людмила Гончаренко, работавшая завслакдом готовой продукции, узнала, что выплаты в ЕНПФ на ее счет производились частично:

Фото коллективного обращения предоставлено бывшими работниками ТОО «Домстрой ПВ»

— С 2018 года у меня частичные пенсионные переводы, не полностью. И это, я так думаю, не только у меня одной, — предполагает Людмила Ивановна. — У меня предпенсионный возраст, я не могу взять ни подтверждение стажа, ни пенсионных у меня нет за эти года. Руководство не выплачивает нам заработную плату, не переводит пенсионные, подоходный налог, медстрахование, мы даже не можем бесплатно сходить в больницу. Заблокировали телефоны, не отвечают нам, пишем им, они не отвечают. Почему мы мучаемся? Сейчас им в очередной раз штраф выпишут, они его оплатят,  а мы опять будем сидеть, как сидели, – задается вопросом женщина.

— Экибастуз здесь вообще не при чем, — подхватывает бывшая заготовительница Толкын Нагуманова. — Мы целый 2023 год работали, отгрузка кирпича шла вовсю, еще с карьера песок продавали. Полностью из нашего кирпича построили микрорайон «Сарыарка». Где эти деньги? Только мне одной он должен больше миллиона тенге. А нас таких 25 человек.  Мы ходили в акимат, инспекцию по труду, прокуратуру, везде говорят: идите в суд. А чтобы подать в суд, нужны официальные подтверждающие документы с печатью, подписью директора. А у половины из нас нет даже трудовых договоров.  Офиса уже нет, его уже или продали, или забрали за долги, не знаем. Но завода там уже нет. Многих не рассчитали, и теперь мы даже не можем официально устроиться на другую работу, потому что продолжаем числиться здесь.

Бывший сторож предприятия Юлия Венеева пришла на встречу с бывшими коллегами на костылях. Из-за отсутствия отчислений в ОСМС многие ее коллеги вынуждены ходить в платные поликлиники. Юлию Владимировну спасает статус пенсионерки. Она ушла с уже остановившегося предприятия одной из последних, месяц назад, когда на промбазе появились новые собственники.

— Он (Репалов – М.Ш.) ежемесячно получал арендные за боксы, но эти деньги неизвестно куда уходили. Мы уже год не получаем заработную плату. Они ушли втихушку, не дали справки взять о заработной плате. Хорошо, что в том году мы взяли договоры, они даже их на руки не давали. 

В том году мы работали сутки через сутки, но на оплату шли только 16 рабочих часов, 8 часов они не оплачивали, как и праздничные или ночные. Ладно, хотя бы эти наши заработанные деньги бы нам отдал. Я к нему подходила в том году: «Владимир Васильевич, у меня такое предчувствие, что вы нас хотите обмануть». – «Что ты, нет!» Еще руку на плечо вот так положил: — «Я вот сейчас чуть-чуть и всё выплачу!» У него новая квартира в элитном доме, дорогая машина, все дети при квартирах. «А у нас одни долги…» — говорит пожилая женщина.

В Департаменте Комитета государственной инспекции труда по Павлодарской области подтверждают, что еще в прошлом году встречались с работниками ТОО «Домстрой ПВ». Чиновники открыли проверку, приехали по месту регистрации предприятия, но не обнаружили там ни самого завода, ни его бывших хозяев. Был составлен акт. В обязанности инспекторов по труду это не входит, но, понимая тяжелое финансовое положение людей, они помогли экс-сотрудникам силикатного завода составить исковое заявление в суд. Однако, несмотря на рекомендации, люди в суд так и не обратились. Нерегулярные, непостоянные выплаты, местами наличными оказали медвежью услугу бывшим работникам предприятия.

— Насколько мне известно, работники сами точную заработную плату не могут указать в исковом заявлении. Как только они уточнят этот момент, выяснят, смогут дописать это в исковом заявлении и направить в суд, мы их поддержим, — заверил и.о. руководителя Департамента Комитета государственной инспекции труда по Павлодарской области Аблай Сабыров.  

Между тем, в управлении государственных доходов по городу Павлодару объяснили причину блокировки некогда процветавшего предприятия. По словам заместителя руководителя ведомства Алибека Курабаева, у компании возникла задолженность по дополнительным декларациям за 2020-2021 годы. Ее размер превышал 160 миллионов тенге. Счета компании заблокировали в октябре 2022 года (еще до аварии на Экибастузской ТЭЦ – М.Ш.). После предприятие уже принудительно закрыло перед государством долг по налогам на 40 миллионов тенге.

—  У компании ТОО «Домстрой ПВ» оборот составляет 846 млн тенге, из них к уплате начислены 126 млн, которые на сегодняшний день не оплачены. Налоговыми органами приняты меры по обеспечению исполнения долговых обязательств, в том числе приостановлены расходные операции по балансовым счетам, проведены проверки по дебиторам, приняты иные меры в соответствии с налоговым законодательством, — прокомментировал обвинения в адрес налоговой службы Курабаев. 

Как выяснилось, после блокировки счетов компания пыталась начать процедуру реабилитации. Однако суд и первой, а позднее и второй инстанции отклонили иск  ТОО «Домстрой ПВ».

Общая кредиторская задолженность предприятия на момент подачи заявления в суд составляла 204,8 млн тенге. При этом, как уже отмечалось выше, совокупный доход компании за три года (2021-2024 годы) превысил 824 млн тенге, что, цитирую решение специализированного межрайонного экономического суда Павлодарской области, «многократно превышает образовавшуюся задолженность». Фемида не нашла подтверждения временной неплатежеспособности компании, посчитав, цитирую суд, что «должник преследует цель отсрочки исполнения обязательств перед кредиторами». Поэтому предприятие получило отказ в иске о применении реабилитационной процедуры.

Подавать на банкротство компания, как заявил ее представитель Владимир Репалов на встрече в палате предпринимателей, не намерена.

Бывшие работники силикатного завода между тем надеются собрать пакет документов для подачи коллективного искового заявления в суд.

В любом случае, точку в этом затянувшемся трудовом конфликте должна поставить Фемида.

Фото: Асхат АМАНБЕКОВ