Ему было 67. Первый художник-дизайнер в регионе, Бота Машрапов увлекался очень многим. Графика, интерьерные находки, оформление общественных пространств, живопись, книжная иллюстрация, гобелен и ткачество, постановка массовых мероприятий, скульптура. Причем, скульптура совершенно разноплановая: малые формы, парковые изваяния, монументальные серьезные произведения. И такие недолговечные, но полюбившиеся павлодарцам ледяные скульптуры для зимних городков. Бота Машрапов оставил о себе долгую хорошую память, созидая только то, как он говорил, что его затрагивает. И делая это от души и для людей.
Легкий в общении, Бота Машрапов с философией и юмором раскрывал колоссальные и глубокие темы при самом минимуме деталей, не усложняя композицию произведения. Спокойный и скромный, без тени снобизма, он считал свою профессию хобби, любимым делом. И поэтому творчество никогда не становилось для него обузой, сложной и непосильной задачей. Ему было покорно всё – и камень, и цветные нити в гобелене, и пластичное масло на холсте, и прозрачный лед.
Бота Кабыкенович Машрапов родился 1 января 1952 года в Павлодаре. Окончил Алма-Атинский государственный театрально-художественный институт (ныне Казахская национальная академия искусств им. Т. К. Жургенова). Скульптор, дизайнер, живописец, график. Член Союза художников РК с 1992 года.
Бота Кабыкенович Машрапов внес колоссальный культурный вклад в развитие области. Разноплановый автор увлекался живописью, создавал интерьеры музеев, школ, клубов и Дворцов культуры. Работал как художник-постановщик массовых зрелищных мероприятий («Семей-Невада», «Здоровье — народу», «Этноаул» в Астане). Но его главным призванием была скульптура. Машраповым создано более 20 бюстов и памятников известных людей Прииртышья. Среди них изваяние памяти воинов-афганцев, памятник Антону Павловичу Чехову на театральной площади, мемориальный комплекс Великой Победы в Зеленой Роще и другие. Бота Машрапов в рабочую группу по созданию скульптур для музея под открытым небом палеонтологического памятника Гусиный перелет.
Ушел из жизни человек, который мог делать в искусстве всё. Не нужно быть искусствоведом, чтобы видеть и чувствовать произведения Боты Машрапова. Он не копировал, а всегда интерпретировал сюжет, давал свою реакцию на события. Машрапов добивался цели, трудился и выдавал идею во плоти, чтобы не было видно часов и дней размышлений, эскизов, проб и усилий.
Это художник, чьи творения провоцируют людей и заставляют размышлять. Он очень любил жизнь и людей. И творчество в любом материале. А еще – выращивать виноград. «Ведь я это тоже очень люблю. И умею», — говорил Бота Машрапов.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №27, 18.07.19