Понедельник, 30 декабря
Меню

Фотоистория одного города

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 976
Фотоистория одного города
Николай Мохирев

В доме-музее Багаева открылась выставка работ старейшего павлодарского фотографа Николая Мохирева. Он автор более ста тысяч снимков, запечатлевших Павлодар 70-80-х годов. На выставке представлено полсотни его фотографий. Это вторая выставка 82-летнего автора. Первая прошла в 1973-м в кинотеатре «Аврора».

Мохирева многие павлодарцы открыли для себя в 2014 году, когда он выложил на своей странице в Одноклассниках свыше 10 тысяч уникальных фотографий Павлодара, снятых им за последние два десятилетия существования СССР. На свой «Зенит» он успел запечатлеть уходящий старый одноэтажный город, домики на Гусинке, руины Владимирского собора. По его фотографии историки определили точное расположение этого уничтоженного памятника архитектуры.

Николай Николаевич заснял, как строился современный индустриальный Павлодар с его заводами-гигантами и новыми микрорайонами. Если для многих областей РСФСР брежневские времена были периодом застоя, то для КазССР и Павлодарской области – это было время невероятного развития. Казахстан строили всем Советским Союзом. Сюда был сориентирован госбюджет СССР, снабжение и лучшие специалисты. Благодаря Мохиреву, облазившему тогда все крыши, мы можем увидеть масштабы строительства. Он поэтапно снял возведение объектов, ставших лицом города – Дворца тракторостроителей (ГДК им. Естая), здания Почтампта, домов на перекрёстке Сатпаева-Торайгырова и многих других.

Посетители выставки разглядывали виды старого Павлодара и спорили, где находились те или иные здания, и что теперь построено на их месте. Прошлым летом я прогулялся по мохиревским местам и сфотографировал с его ракурса современный город, чтобы сравнить, каким он был в 70-х, и каким стал. Надо отметить, что в павлодарских соцсетях часто стали встречаться фотографии таких же любителей, которых работы Мохирева подтолкнули заняться изучением улиц и зданий родного города.
На выставке в доме-музее Багаева я открыл для себя Мохирева-портретиста. Он много снимал павлодарцев советского периода – первых руководителей, актёров с журналистами, передовиков и ветеранов, мам с детьми, просто прохожих, и даже горьких пьяниц. Глядя на жанровые и репортажные фото, вглядываясь в лица земляков, ощущаешь дух того времени, которое мне вспоминается светлым, мирным и надёжным.

Как я уже отмечал в своих статьях, Мохирев по масштабам и детализации запечатлённой истории превзошёл своего предшественника фотографа-краеведа Дмитрия Багаева, создавшего фотолетопись Павлодара начала 20 века. Огромный вклад Мохирева в сохранение истории отметил на выставке и краевед Эрнест Соколкин. К слову о сохранении истории, Павлодар снимали и другие фотографы. Но Мохирев этот делал методично и целенаправленно.
После того, как Николай Николаевич оцифровал порядка ста тысяч своих снимков, чего не сделал никто из его коллег, он начал поиски плёнок других павлодарских фотографов, в том числе любителей. И выяснил, что у большинства негативы и плёнки советского периода не сохранились. Их выкинули или утеряли. Всё же, Мохиреву удалось оцифровать несколько тысяч работ других авторов – Бузова, Коршунова, Сергеева, Михелева, Бекбергенова и других. Их фото выложены на его странице в Одноклассниках.

Не смотря на преклонный возраст, Николай Мохирев ни на минуту не расстаётся с фотокамерой – сейчас у него цифровая зеркалка Nikon. Даже на презентации своей выставки он снял большой фоторепортаж. Благодаря этому энтузиасту павлодарцы обрели важнейшую часть истории своего города. Теперь Мохиреву предстоит решить, кому передать свои богатейшие фото-кино-видеоархивы. Кто сохранит нашу общую историю для потомков?
Выставка фотографий Николая Мохирева продлится до конца апреля в доме-музее Багаева по адресу: ул. Астана (бывш. Ленина), 200.
Фёдор КОВАЛЁВ, фото автора и Н. Мохирева, «Наша Жизнь» №14, 11.04.19