Пятница, 18 октября
Меню

Made in Kazakhstan: кто и как собирает отечественные автомобили

  • Акмарал Есимханова
  • 284
Made in Kazakhstan: кто и как собирает отечественные автомобили
фото предоставлено компанией Astana Motors, Алматы

Как устроен отечественный автопром? Как собирают и продают легковые машины отечественного производства? И какие авто предпочитают автолюбители страны? Наш корреспондент Акмарал Есимханова отправилась в медиа-тур, организованный для журналистов и блогеров и попыталась найти ответы на эти вопросы.

От сборки до покраски

Завод Hyundai Trans Kazakhstan стал первой точкой маршрута. Заместитель директора по производству Илья Рубцов, который временно оказался в роли экскурсовода, рассказал и показал, как происходит сборка легковушек.

Современность. Так переводится марка автомобиля Hyundai, сборка которого соответствует всем мировым стандартам. По словам Ильи Рубцова, каждая проданная легковушка в стране именно этой марки. Как показал анализ продаж, казахстанцы предпочитают белый цвет. А абсолютный бестселлер среди машин – Hyundai Tucson.

С конвейеров завода выпускается 50 тыс. автомобилей в год. Всего с начала года собрано более 29 тыс. машин десяти моделей. Каждый автомобиль проходит проверку на соответствие международным стандартам Hyundai.

«Все операции на заводе проводят строго по утвержденному технологическому процессу Hyundai Motor Company. За час наши специалисты могут собрать три кузова, а за 17 часов выпускаем полноценный автомобиль. На каждом кузове больше 1500 точек сварки. Работники проходили стажировку в Южной Корее. Каждый из них профессионал своего дела. А в цехе окраски больше девушек, так как у них более развита цветокоррекция и они очень внимательны. Они красят, полируют и проверяют на качество. За четыре года с момента запуска завод выпустил порядка 150 тыс. легковых автомобилей Hyundai. Все, что мы делаем, это наследие Генри Форда», — говорит Илья Рубцов.

Предприятие не останавливается на достигнутом. Есть спрос на внутреннем рынке и все возможности для развития отечественного автопрома.

«У нас грандиозные планы на следующий год. Нас ждет модернизация всех цехов, дополнительная автоматизация ключевых процессов и роботизация оборудования. Таким образом, увеличим производственную мощность мелкоузлового производства с 12 тыс. до 24 тыс. автомобилей в год. Все это для запуска производства новых моделей со сваркой и окраской. До марта следующего года будут реконструированы и модернизированы цеха сварки, окраски и сборки, а также будет налажено CKD-производство еще одной модели – Hyundai Santa Fe. Мы впервые начнем производить кроссоверы. План модернизации коснется и цеха сварки, который состоит из установки четырех роботов, 111 сварочных пистолетов, автоматического конвейера, автоматического вальцовщика крыши и сварочного кондуктора для модели Santa Fe. Новое оборудование позволит выпускать до семи кузовов в час, при том, что каждый кузов предполагает сварку 45 деталей и нанесение более 1500 сварочных точек. Каждый робот способен поднять до 300 кг», — рассказывает Илья Рубцов.

Модернизация цеха сборки также увеличит его производительность вдвое – до шести автомобилей в час. Протяженность сборочной линии увеличится с 16 до 27 станций сборки.

Как заверили на заводе, с применением высокотехнологичных роботов люди не исчезнут. Предприятию нужны будут новые профессии для рынка производства машин: специалисты по обслуживанию, монтажу, демонтажу и программированию железных помощников. На данный момент уже готовится штат для таких работ.

Отметим, объем инвестиций в завод после завершения модернизации составит 47,6 млрд тенге. А в следующем году штат сотрудников возрастет до 1700 человек.

Большая стройка: не просто колеса прикрутить

Наряду с модернизацией действующего завода «Астана Моторс» строит мультибрендовый завод полного цикла по производству легковых автомобилей. В планах производство 90 тыс. железных коней в год. Здесь уже в апреле следующего года приступят к массовому производству девяти моделей автомобилей: в настоящее время согласованы с брендодержателями к производству Сhery Tiggo 2, Haval Jolion, Tank 300. На стадии согласования Changan CS55.

По словам директора Astana Motors Manufacturing Kazakhstan Максима Тарасова, сейчас китайские бренды показывают устойчивый рост по сравнению с прошлым годом.

«То есть, на 64% выросли продажи иностранного бренда. Доля китайского сегмента сейчас среди продаж общих автомобилей поднялась на 39%. И шесть таких брендов входят в десятку востребованных по продажам в Казахстане. Сейчас оборудование для производства Сhery Tiggo 2 уже идет на погрузку. Мы планируем получить его в начале ноября и начнем монтаж. Для Haval Jolion и Tank 300 также все готово. Планируем сразу смонтировать в цехе сварки две линии. Расчетная производительность нашего завода 90 тыс. единиц в год, 40% продукции будет реализовываться на казахстанском рынке, 60% — отправится на экспорт», — говорит Максим Тарасов.

Отметим, поставки оборудования для завода осуществляет компания с мировым именем Automotive Engineering Corporation — лидер по производству оборудования для автомобильных заводов с более чем 60-летней историей.

«Компания реализовала более 30 тыс. проектов, оборудовано около 80% заводов по всему миру. Общее оборудование уже поступило к нам. Уже порядка 3500 контейнеров с оборудованием привезены в Казахстан. Уже начинаются работы по монтажу. Еще в пути 170 контейнеров. Территория завода включает производственные цеха, склады компонентов, автоматический склад распределения кузовов, весовую, тестовый полигон, склад лакокрасочных материалов, склады готовой продукции, площадки для отгрузки готовых авто, пожарные резервуары и насосную станцию, очистные сооружения, инженерные сети. Также здесь откроют офис в формате Open space, а у работников будет свой спортзал, ринг для бокса, зимний сад и собственный кинотеатр», — рассказывает директор завода.

Это будет единственный в мире мультибрендовый завод, производящий автомобили нескольких ведущих конкурирующих китайских брендов.

«Для открытия уникального завода есть два фактора: это снижение стоимости автомобилей и популяризация продукции. И плюс в промышленность добавляем локализацию, то есть мультимедийное оборудование и сидения производим в одном месте. Сами понимаете, готовые сидения везти по логистике затратно и стоимость дороже. Производя комплектующие здесь, мы экономим на логистике и меньше затрат получаем на доставку. Таким образом, планируем стоимость машин в стране снизить минимум на 10%. Если возобновится льготное кредитование или новые программы, машины под лейблом Made in Kazakhstan будут участвовать во всех госпрограммах», — делится Максим Тарасов.

Новый завод позаботится и об окружающей среде. Это будет единственное предприятие на территории СНГ, которое использует метод сухой коагуляции. Таким образом, на момент производственных процессов будет происходить очистка воздуха в покрасочной камере от красочного аэрозоля.

Современные зеленые технологии в автомобилестроении позволят установить на территории завода систему сбора дождевых вод с хранилищем на 3 тыс. кубометров. Собранную воду будут использовать для полива зеленых насаждений. Ее же планируют хранить в качестве резерва для пожаротушения.

Специалисты завода также развеяли распространенный миф вокруг сборки автомобиля.

«Сборка — это финальный этап производства. В обществе ходит такое осуждение, что это просто колеса прикрутить. Но до этого процесса нужно сделать более 90 операций. И чтобы проверить автомобиль на качество, нужно пройтись по 90 пунктам мирового стандарта. Поэтому все это не просто. В мире есть разные технологии. Есть «сикиди», это сварка, окраска, сброка. Есть «эскиди», то есть полуготовый кузов. Кузов сваренный только внутри. Потом он передается на сборочный участок, где три шасси — и финал. И «дикиди», где кузов готов полностью уже с интерьером, при этом экстерьера нет: он без двигателя, блока управления, аккумулятора и электроники», — поясняет Максим Тарасов.

Сидения и мультимедиа. Все для локализации

Близ завода Hyundai Trans Kazakhstan, на территории индустриальной зоны Алматы, строится технопарк по производству автокомпонентов. Группа предприятий будет производить автомобильные сидения, электронное аудио и видеооборудование, резиновые и пластиковые изделия для машин. Сейчас на площади 100 тыс. кв. метров ведутся работы по его строительству.

По словам директора Astana Motors Engineering Аскара Ибрашева, продукция технопарка будет поставляться на завод компании Hyundai Trans Kazakhstan и других автомобильных заводов Казахстана.

«Мы сейчас заканчиваем строительство завода по производству сидений и мультимедийных систем. Также у нас в логистическом хабе находится склад шин и автозапчастей. Кроме того, есть три места для потенциальных партнеров. Запуск завода по производству автомобильных сидений запланирован на конец года. Производственная мощность запланирована на уровне 100 тыс. комплектов в год. В производстве автокомпонентов будет задействовано более 90 специалистов. Сейчас здесь трудятся 15 производственных рабочих. Дальше будет локализация сборки плат для мультимедии и других составляющих», — говорит Аскар Ибрашев.

Проект реализуется совместно с иностранными партнерами, имеющими опыт производства автокомпонентов.

Современный маркетплейс: купить машину за 25 минут

В рамках медиа-тура журналисты и блогеры ознакомились с работой первого в Казахстане маркетплейса по продаже новых автомобилей. На данный момент к платформе подключены 25 дилерских центров, предлагающих автомобили таких брендов, как: Hyundai, Subaru, Chery, Changan, Haval и Tank. К концу 2024 года запланировано увеличить число дилерских центров-партнеров до 155. Уникальное приложение, в котором процесс покупки нового автомобиля полностью оцифрован от выбора автомобиля до оплаты. Клиентам доступен широкий ассортимент от шети брендов и более 30 моделей новых автомобилей.

По словам представителей центра, подписание всех документов и оплата осуществляется в приложении Mycar.kz в онлайн-формате. Среднее время оформления всех документов для покупки нового автомобиля с гарантией составляет всего 25 минут.