В школах и детских садах Павлодарского Прииртышья началась установка дополнительных камер видеонаблюдения. Цель — охватить не только внутренние помещения, чтобы отслеживать все, что там происходит, но и обеспечить контроль за прилегающими к объектам образования территориями. Кроме того, в регионе рассматривается вопрос увеличения штатной численности школьных психологов.
Территория вокруг 49-го детского сада Павлодара уже второй год день и ночь под пристальным вниманием видеокамер. Обзор — отличный, так как они установлены по всему периметру здания. Игровые комнаты, спальни, музыкальный класс, пищеблок, коридоры – фиксируется все и внутри самого детсада.
– Если какие-то технические неисправности, то мы сразу извещаем подрядчика и вызываем ремонтную бригаду. Они сразу все исправляют, у нас ведется специальный журнал, куда все заносится. Есть монитор у дежурного вахтера и у меня в кабинете, где все видно, как на ладони, — демонстрирует то, как отлажена работа системы видеонаблюдения Жанат Смагулова, руководитель детского сада №49, распложенного по улице Всеволода Иванова, добавив, что всего у них установлено 29 камер. При этом 11 из них обеспечивают четкий просмотр всей территории вокруг сада.
Этот детсад на Втором Павлодаре одним из первых в регионе обеспечили системой видеофиксации. Записи, как и положено, хранятся в течение месяца.
– Дети же абсолютно разные бывают, и по-разному происходит их адаптация: у кого-то за неделю, некоторые детки могут и до месяца тяжело привыкать. У нас абсолютно все делается для создания благоприятной атмосферы ребенка, для его защиты, мы стараемся, чтобы здесь было по-домашнему уютно, тихо и спокойно. А то, что повсюду камеры только ужесточают ответственность, — делится своим мыслями воспитатель-психолог Наталья Березовская.
Летом этого года в городе Аксу произошло ЧП – воспитательница избила ребенка прямо в детском саду. Скандальная история потрясла весь Казахстан, а известно об этом стало именно благодаря камерам видеонаблюдения. Сам ребенок ничего не мог толком рассказать. После резонансного инцидента в регионе повсеместно ужесточили контроль. Теперь все, что происходит в детских садах и школах, как ведут себя дети внутри зданий и на улице, — все это в обязательном порядке фиксируется на видео. И родители в любой момент могут просмотреть эти записи.
Сейчас в объектах образования Павлодарского Прииртышья установлено около восьми тысяч видеокамер. В ближайшее время их количество планируется увеличить еще как минимум на 3,5 тысячи.
По данным областного управления образования, сейчас время все детсады и школы региона полностью охвачены видеонаблюдением, а дополнительные камеры нужны там, где слишком большие здания и прилегающие территории. Одновременно для обеспечения безопасности детей усилена и работа психологов. Особенно школьных.
– Если младшие школьники, приходя домой, все рассказывают родителям о том, кто и что им сказал в течение дня, чем они занимались, а вот у подростков психология уже другая: они считают, что не всегда родители могут понять, может, они будут ругать за что-то, могут наказать. Такая пропасть иногда создается. Потому что дети в подростковом возрасте уже считают себя самостоятельными, надеются чаще на себя, и тут важно, чтобы рядом был психолог, к которому в случае трудной жизненной ситуации, или если ребенок запутался, он мог спокойно довериться психологу. Мы стараемся внимательно выслушать и помочь направить его мысли и действия в правильном направлении, которое будет наиболее оптимальным и для ребенка, и для родителей, и для общества, — отмечает психолог средней школы №5 Роза Темирханова.
Сейчас во всех школах города для старшеклассников периодически проводятся специальные тренинги. Ученица средней школы №25 Аружан Бергенева старательно готовится к Единому национальному тестированию. Однако перед этим ее еще ждет участие в городской олимпиаде по английскому языку. Девочка с первого класса учится на одни «пятерки», и ей очень важно показать отличный результат.
– Лично я поняла, что помощь психологов очень важна. После прохождения буквально нескольких тренингов мы уже чувствовали результат на себе. Сстали спокойнее, стали лучше разбираться в том или ином вопросе. Но стресс всегда был, есть и будет, и с этим справиться помогает психолог, ведь он выступает как третье лицо. Когда ты уже не способен решить какой-то вопрос, именно третье лицо способно повлиять на твой выбор, — считает Аружан.
Всего в организациях образования области сейчас работают 568 психологов, в том числе в школах – 370. Для повышения уровня их профессиональной компетенции проводятся семинары-практикумы и различные конференции.
— В апреле 16 психологов школ области прошли курсы повышения квалификации на тему «Обеспечение безопасной образовательной среды и предотвращение насилия в школе, профилактика суицида среди подростков», затем летом 30 специалистов ездили в Астану на курсы по вопросам семейного воспитания. Большая творческая группа наших лучших психологов разработала электронный сборник дидактических материалов «Создание коллаборативной среды в учреждениях образования». На очереди — разработка методической копилки для молодого педагога-психолога, — проинформировали в управлении образования.
Здоровье и безопасность детей – прежде всего! Этому вновь уделил серьезное внимание Президент страны в своем ежегодном Послании. Касается это не только психологического здоровья детей, повсеместной установки систем видеонаблюдения, но также качества питания в столовых, пожарной безопасности, и медицинского обслуживания. При этом папы и мамы не должны перекладывать всю ответственность на воспитателей и педагогов, но и сами строго следить за соблюдением прав детей.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №46, 22.11.18