Понедельник, 25 ноября
Меню

По Праге со Швейком. Часть 7 (Столица Чехии глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 43
По Праге со Швейком. Часть 7 (Столица Чехии глазами казахстанца)
фото автора

Планета Альфа

Застывшая музыка Готики,
Брусчатка седых веков.
И крыш островерхих экзотика,
Ведь соткана Прага из снов.
Мостовые впитали кровь,
Инквизиции, войн и смуты.
Город — сказка. Город — мечта,
Кто увидел, тот не забудет.

За все время пребывания в Праге мы ни разу не увидели на улицах бездомных животных. Ни собак, ни кошек!

При этом домашних животных у чехов чрезвычайно много — такое впечатление, что каждый второй пражанин периодически появляется на улице со своим питомцем. Здесь, например, всегда было очень много собак, и их очень любили.

Отнюдь не случайно в романе Гашека Швейк до службы в армии был торговцем краденых собак (частенько с поддельными документами). В жизни Праги того времени собаки играли очень большую роль.

И в наши дни Прага – «собачий» город. Частенько на улицах можно увидеть, как горожане одновременно ведут на поводках по две-три собаки.

Чехия, между прочим, удивительная страна, где оцифрована вся старая публицистика. И вы можете порыться в публикациях периодики, скажем, за 1905 год. Там очень много всяких объявлений, связанных с собаками — с потерей собак и с покупкой собак. Становится ясно, что бизнес на ворованных, нечистокровных собаках, с какими-то неясными корнями и родословными, являлся достаточно обыденным для Праги времен Швейка. Известно, кстати, что в нем был замешан и сам Гашек, причем он умудрился затащить туда и свою первую жену Ярмилу.

Забавно, что Карел Кукла — чешский журналист и писатель, автор книг о старой Праге — в период работы в журнале «Мир животных» (редактором которого стал потом Гашек) тоже привлекался к суду за подделку собачьих родословных. Причем за торговлю крадеными собаками и за все подобные дела, получившие огласку, Кукла в конце концов получил только две недели отсидки. Так что Прага не была в те времена городом чрезмерно жестоким, ко многим людским проступкам здесь относились достаточно снисходительно…

Я уже упоминал про выражение «Прага каменная» — Прага, собственно, таковой и является. Дома из камня и каменные мостовые увидишь в городе повсеместно, весь старый центр, по сути, «одет в камень», и зеленых насаждений там встречается немного.

Однако это искупается огромным количеством садов и парков, которые расположены в центре города — да еще каких! Их размеры просто колоссальны, и все они чрезвычайно  ухожены. При этом нигде нет табличек типа: «По газонам не ходить» — ходи по газонам сколько хочешь и в любых направлениях, сиди на них, лежи, играй в футбол или в бадминтон. На специально отгороженных площадках можно и шашлыки пожарить, и барбекю-мероприятие организовать. Все это находится практически рядом с центром — нужно только перейти через какой-нибудь мост (их, кстати, в Праге около двух десятков).

Нам, к слову, и мост переходить не было нужды. В Праге мы жили в Голешовице – это исторический район к северу от Старого города, в большой излучине реки Влтавы, который в настоящее время составляет основную часть городского района Прага 7. В прошлом это был индустриализованный пригород, а сегодня здесь находятся Академия изобразительных искусств, Национальная пражская галерея, Национальный технический музей и пражский планетарий, большой выставочный комплекс и один из крупнейших железнодорожных вокзалов Праги.

Так вот, по одну сторону от нашего отеля, в шаговой доступности, располагался огромный парк Стромовка (название происходит от чешского слова strom — «дерево»), который был основан в XIII веке как королевский заказник для охоты на оленей. Уже в XVI веке, при Рудольфе II, он стал приобретать черты ландшафтного парка, а с 1804 года открылся для публики в качестве городского парка.

По другую сторону от отеля, в двадцати минутах ходьбы, находились знаменитые Летенские сады — одно из самых живописных мест в Праге. Это место часто называют «легкими» чешской столицы, поскольку зеленая зона занимает больше 25 гектаров (недаром, пожалуй, при переводе чешское слово «Letenské» превращается в «Воздушные»).

Летенские сады открыты для посещения в круглосуточном режиме и особенно привлекательны тем, что расположены они на возвышенности, с которой открывается один из лучших видов на Старый город. Отсюда с неожиданного ракурса можно взглянуть на правобережную Прагу, на реку Влтаву и целый ряд пражских мостов, в том числе на Карлов мост.

В этом месте в свое время располагалась крупнейшая скульптурная группа в Европе, которая была посвящена руководителю СССР Иосифу Сталину. Памятник Сталину в Праге открыли 1 мая 1955 года на Летенской смотровой площадке.

Однако одиозный вождь СССР быстро вышел из моды, и фигура долго не простояла. В 1962 году памятник разрушили, но цоколь сохранился до настоящего времени. В 1991 году на нём установили гигантский метроном, служащий символом неминуемых перемен и неумолимого хода времени. Первоначально его планировали демонтировать сразу после окончания Всеобщей Чехословацкой выставки. Однако сам 24-метровый прибор, отмечающий короткие временные промежутки, и его символическое значение всем так импонировали, что городские власти приняли решение сохранить конструкцию, которая постепенно превратилась в настоящую достопримечательность.

И знаете, что мне напомнили пражские общественные сады?

Планету Альфа из культового советского фильма «Кин-дза-дза».

Помните, как прораб Владимир Николаевич Машков («дядя Вова») и молодой человек со скрипкой (студент Гедеван, «Скрипач»), завладев на планете Плюк пепелацем с гравицаппой, пытаются вернуться на Землю? Но на пути между Плюком и Землёй находится планета Альфа, жители которой презирают «снедаемых страстями» обитателей галактики Кин-дза-дза.

Альфа и в самом деле производит приятное впечатление: местные жители ходят в белых одеждах, будто ангелы или благородные древние греки, а их руководитель Абрадокс — мудрый седой старец. Рядом на полянке резвятся собаки редкой породы бедлингтон-терьер, которые выглядят, как мягкие игрушки. Земляне даже сперва принимают Альфу за Землю — настолько там хорошо: лето, лес, птички поют, природа.

Ей-богу, в Летенских садах я и сам почувствовал себя на планете Альфа!

Продолжение следует…