Жильцы сразу трех пятиэтажек по улице Короленко по-прежнему пытаются отстоять свои законные права и не допустить строительства впритык к их домам очередного увеселительного заведения. По их словам, хозяин близлежащего участка самовольно захватил лишнюю территорию и без разрешения срубил несколько десятков деревьев, которые они много лет высаживали своими руками. Вместо сквера предприниматель намерен возвести трехэтажное здание, где расположатся кафе и бильярдная, а на верхних этажах – офисные помещения.
Сейчас на месте бывшего сквера осталcя всего один тополь. Когда приехали экскаваторы, его защитила семья Гиззатуллиных. Это дерево еще полвека назад посадили их родители. Остальные жильцы ничего не успели сделать.
— Это память о нашем отце Сайдаше Шарифуллаевиче, которого не стало 14 лет назад. Он работал автокрановщиком. Это память о нашей маме – Гульшат Шагиевне, которую знают многие поколения павлодарцев, так как она работала воспитателем в детском саду. Огромное количество детей прошло через ее руки и ее доброе сердце. Мама умерла спустя два года, как не стало отца. Этот сквер еще полвека назад они разбили вместе с соседями, когда стали новоселами, а мы еще детьми помогали выхаживать саженцы, поливали и пололи их. А теперь приехали посторонние люди и нагло вырубили все, что было выращено с большой любовью и заботой для того, чтобы сделать близлежащую территорию и город зеленее и краше. Это просто ужасно, — с грустью в голосе говорит жительница дома №4 Аниса Гиззатуллина, обходя и поглаживая ствол и крону чудом уцелевшего тополя.
Увидев журналистов, приехавших на место, где еще недавно красовались высокие тополя, клены, березы, сосны, вербы, сирени и вишня, стали подходить и другие жители близлежащих домов. У всех – один вопрос: кто допустил подобное отношение к людям и кто разрешил бизнесменам варварский уничтожать зеленые насаждения?
– Что это такое? Все вырубили без спроса, ни кому не сказали, — возмущена до предела пенсионерка Тамара Козлова, разменявшая девятый десяток и проживающая по улице Короленко, 2 с 1964 года, то есть с самой застройки этого микрорайона. – Как вообще так можно поступать? Почему акимат так нагло и без спроса горожан раздает всем подряд землю, не проведя общественных слушаний, не спросив мнения простых людей и не изучив ситуацию. Власти издеваются над пенсионерами, тружениками тыла и ветеранами труда, над теми, кто обустраивал этот микрорайон. После того, что они сделали, у меня подскочило артериальное давление и каждый день болит сердце.
По словам Тамары Тимофеевны, на участке между домами №№2,4 и 6 росло около 80 больших и маленьких деревьев, включая сирени и другие кустарники, которые местные жители привозили со своих дач и высаживали у окон первых этажей. Но теперь от них ничего не осталось, только пара сухих веток, которые рабочие не успели вывезти. Среди тех, кто подписался под обращением к общественности с просьбой вмешаться в ситуацию, есть и жительница дома №4, пенсионерка Алевтина Шпанагель.
– Идет просто варварское уничтожение зеленого фонда. Я живу на первом этаже, и если построят здание – я не увижу ни солнца, ни звезд, ни дождя. Вместо этой красоты я увижу только туалет, потому что все пьяные мужики и бабы будут ходить справлять свою нужду за здание. Это как пить дать! Знаем – проходили, потому что везде, где рядом с домом есть кафе и рестораны, так и происходит — клиенты нагадят, а ты, чтобы не видеть этого безобразия, потом за ними убирай. А вы знаете, как назвал нас тот, кто тут командует? Этот мужчина приехал и сказал нам: мол, вы ничего не добьетесь, потому что вы все нищеброды! У нас есть свидетели, и мы еще покажем ему, кто тут «нищеброд»! — с огромной обидой в сердце говорит Алевтина Константиновна.
Люди неоднократно обращались в КСК «Экотон», которое обслуживает их дома, но не нашли должной поддержки.
– Председатель организации Ирина Челадюк ответила нам, что земля кондоминиума – это метр от дома, а всем остальным заправляет город. Отсюда вывод, что КСК не имеет к этой территории никакого отношения. В ЖКХ, куда не раз звонили и куда ходили, ни с кем предметно переговорить тоже не удалось. На Кривенко, 25 нас дальше вахты не пустили. Охранник у самого порога остановил и сообщил, что в здании идет ремонт, а все специалисты — в отпусках. Деревья и земля – это одно. Есть тут и другая проблема, можно назвать ее эстетической, воспитательной, как угодно. В нашем квартале и так находится 13 ресторанов, кафе, так называемых «пивнушек» и прочих забегаловок. А помимо этого — круглосуточные магазинчики, которые приторговывают по ночам водкой и спиртом. Все алкаши кружат там, приходят бомжи какие-то из других районов города. А у нас рядом сразу три школы, и дети все это видят. Новое кафе станет 14-м по счету, и мы не думаем, что своих посетителей оно будет угощать одним чаем с пирожными, – переживают за будущее поколение представители инициативной группы жильцов.
Любая земля в центре Павлодара сейчас – это лакомый кусочек. Из-за острой нехватки свободных территорий город, как уже не раз об этом говорилось, застраивается хаотично. Новые объекты, в том числе многоэтажные дома, вырастают там, где, по логике вещей, им не место. Кто-то называет это «точечной застройкой», но в некоторых случаях это похоже на грубое нарушение всех действующих строительных норм и правил, а также экологических и санитарных требований.
Старшая по дому Короленко, 4 Анжелика Васильева вместе с еще одной активисткой Еленой Берет провели собственное расследование. Женщины сумели раздобыть акт на право частной собственности на этот земельный участок. В итоге представители инициативной группы жильцов выяснили, что примыкающую к их домам землю акимат продал еще 1 сентября 2005 года. С тех пор здесь сменилось несколько хозяев: сначала ее перепродали летом 2006 года, а новый хозяин вступил в права на этот участок уже в июне 2018 года и сразу приступил к делу.
— Новый владелец хочет построить впритык к нашим домам кафе и бильярдную. Как он сумел получить все разрешения – большая загадка. По документам теперь земля принадлежит некой Ботакоз Жунусбековне Кармановой. Кто она такая, чья родственница – мы не знаем, потому что в глаза ее не видели. Здесь всем заправляет какой-то мужчина. Он сказал, что приехал с юга страны и церемониться с нами не собирается. Вы представляете, какая это наглость, — едва сдерживает свои эмоции Анжелика Юрьевна. — Мы обращались в восемь различных инстанций, но нас везде отфутболивают: ответ один – мы не в курсе, и вообще, это – не в нашей компетенции, то есть одни отписки. Достучались пока только до заместителя акима города Андрея Балашова. Ему спасибо, что выслушал нас. Он даже несколько раз приглашал хозяев земельного участка и нас на общую встречу, но та сторона так и не явилась. Если они проигнорировали заместителя акима, то что можно говорить о нас! Вывод один – они ничего и никого не боятся и намерены внаглую продолжать свое дело.
Возмущению людей нет предела. По словам жильца дома №6 который поселился здесь несколько лет назад, он выбрал квартиру в этом районе, потому что считал, что тут для его семьи будет спокойно. У мужчины растут трое детей – 12, шести и четырех лет, и теперь он боится, что из-за соседства с увеселительным заведением жизнь уже не будет прежней.
– Им наплевать на нас, они хотят построить рядом с жилыми домами и врезаться в наши инженерные коммуникации, которые итак на ладан дышат. Поэтому мы просим власти, чтобы вмешались и остановили этот беспредел, — сказал мужчина на очередной встрече с представителем городской администрации.
По словам активистов инициативной группы, которые самостоятельно провели замеры участка за высоким металлическим забором, огородившим будущую стройку, вместо 608 кв. метров, которые выделены ему по документам, он прихватил лишние 14 соток.
– На этой земле он собрался строить автостоянку для своих клиентов. Тут будет с десяток машин постоянно ездить. Получается, что одного шума от его увеселительного заведения будет мало, так плюс бонусом мы должны дышать выхлопными газами, а он — получать прибыль? Деревья сгубил, и решил все заасфальтировать здесь? Никто из 220 квартировладельцев наших трех домов не собирается мириться с этим. Все 900 человек, и стар и млад, готовы отстаивать права, и мы если надо дойдем до Ак Орды, — заявила Елена Берет.
Встретиться с собственниками земельного участка, вокруг которого разгорелся скандал, нам не удалось. На огороженной территории находился только сторож, который пояснил, что не владеет ситуацией, и электрик, подключавший какие-то провода на щитовой.
Между тем, в акимате сообщили, что все жалобы о допущенных собственником земельного участка нарушениях при вырубке деревьев будут тщательно проверены, как и то, сколько «лишней» придомовой территории он успел «ухватить».
– Акиматом города Павлодара проводится работа по поиску альтернативного земельного участка, чтобы предоставить собственнику. Также по захвату земельного участка акиматом направлено и инициировано письмо в УКИОЗ о проверке, потому что захватили лишний земельный участок, — сказал на очередной встрече с жильцами главный специалист отдела архитектуры и градостроительства городского акимата Кирилл Ефремов.
УКИОЗ – или управление по контролю использования и охраной земель — на день написания статьи еще не дало своего заключения. Между тем, по словам жильцов, в этом районе есть большие проблемы с магистральными сетями, из-за чего они периодически испытывают перебои с водой и подачей тепла.
— Трубы все старые, давление очень низкое, и когда кто-то включает воду внизу, то на четвертом и пятом этажах царит настоящая засуха. А хозяева участка хотят построить свое кафе прямо над нашими магистралями, и врезаться в нашу систему коммуникаций. Представляете, что тогда будет, — адресовала свой конкретный вопрос представителю городского отдела архитектуры и градостроительства представитель инициативной группы Анжелика Васильева.
P.S: Скандал вокруг строительства очередного увеселительного заведения по улице Короленко набирает обороты. Какие меры примут в горадминистрации и согласится ли на условия обмена владелец земельного участка – неизвестно. Между тем, стоит напомнить, что два дома по улице Короленко, – второй и четвертый, когда-то считались аварийными. Это случилось после крупных пожаров. Сначала в 1983 году взорвался газ в доме №4, затем спустя 8 лет, в 1991 году трагедия повторилось в соседней пятиэтажке. Тогда погибло три человека – две сотрудницы газовой службы и хозяйка одной из квартир. Из-за значительных разрушений и повреждений несущих конструкций многих жителей временно переселили. Оба пожара до сих пор остаются в памяти местных жителей. Сейчас, спустя много лет, в некоторых квартирах все еще находятся швеллера – эти металлические конструкции установили после ЧП для укрепления стен и потолков. Как они поведут себя при строительстве и неизбежной вибрации от механизмов – никому не известно.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №34, 29.08.18