Пятница, 18 октября
Меню

Время, назад!

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 96
Время, назад!
фото автора

То, что казахстанцу – мука мученическая, европейцу – многовековая привычка. Почему в Старом Свете встают очень рано, как там относятся к переводу стрелок, от которого все-таки хотят отказаться?

Старинные часы еще идут

«Кто рано встает – тот весь день в руках куртку носит», — шутят европейцы.  Ранних пташек здесь сразу видно, и их большинство.  В шесть утра автобусы битком набиты людьми, спешащими на работу.

Вопроса: «Вы сова или жаворонок?» практически никто не понимает. Они все жаворонки: такой в Старом Свете уклад жизни. Формировался он столетиями и сохраняется незыблемо.

А вот и свидетельство тому: солнечные часы 1828 года. Красуются они на стене обветшалого старинного особнячка в Земуне – бывшем австрийском городке, который ныне является частью Белграда.

Земунцы всегда были искусными часовщиками, и их точнейшие хронометры тикали во всех городах и весях Австро-Венгрии. Гордившиеся своими талантами мастера не были чужды профессионального выпендрежа, и для родного Земуна решили создать нечто особое: часы не механические, а солнечные.

За двести лет изменилось многое: границы городов и империй, политический строй, социальные реалии; в Земуне многократно гремели пушки, свистели снаряды и падали бомбы…  А часы исправно и бесстрастно показывали точное время. 

И сейчас земунцы сверяют свою жизнь по ним. Но только летом. Зимой же часы на час врут. Сербия, как и вся Европа, дважды в год переводит стрелки то вперед, то назад. А солнечные часы не перенастроишь: они всегда будут показывать время по стандартам 1828 года.

Экономия свечей и налог на ставни

Кому и когда вообще пришло в голову менять время с летнего на зимнее и обратно? Конечно, американцам, большим любителям всяческих новшеств.

Бенджамин Франклин (тот самый, чей портрет красуется на стодолларовой купюре) еще в 1784 году, будучи американским посланником во Франции, предложил парижанам экономить на свечах, используя утренний солнечный свет. В своем послании (опубликованном почему-то анонимно) он в сатирической форме предлагал ввести налогообложение на оконные ставни, строгий учет свечей и будить жителей звоном церковных колоколов и стрельбой из пушек на рассвете. 

Гедонисты-парижане рационализаторскую идею не поддержали, и старая добрая Европа еще более века мирно коротала зимне-утреннее время при свечах.

Но в 1895 году пыль с полузабытого франклиновского творения сдул новозеландский энтомолог Джордж Вернон Хадсон. Ученому крайне не нравилось ловить бабочек и кузнечиков во мраке до восхода солнца, в связи с чем он предложил двухчасовой сдвиг в отсчете времени. 

Почти параллельно с Хадсоном к похожей идее пришел известный английский строитель и любитель жизни на свежем воздухе Уильям Уиллет. Он задумался над возможностью введения «летнего времени» в 1905 году во время утренней поездки по Лондону перед завтраком: Уиллет увидел спящий Лондон на рассвете и стал сокрушаться, что сони-лондонцы позволяют себе бессовестно нежиться в постели, когда солнце уже взошло.

Идея, казавшаяся многим бессмысленной, все же нашла свое практическое применение в годы Первой мировой.

Первыми странами, которые перешли на летнее время с целью экономии угля во время войны, стали Германия и её союзники (с 30 апреля 1916 года). Вскоре этому примеру последовала Великобритания и страны Антанты. После окончания войны от идеи летнего времени отказались, но снова вернулись к ней уже в 1980-х годах в связи с мировым нефтяным кризисом, когда снова пришлось экономить ресурсы.

Переведи часы назад…

Между тем, в последние годы в Европе все чаще говорят о бесполезности перевода стрелок и призывают вернуться е единому стандартизированному времени. Как выяснилось, ежегодное введение летнего и зимнего времени практически не влияет на энергосбережение. А вот на здоровье людей еще как влияет.

Ученые утверждают, что сбои циркадного ритма негативно сказываются на функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, повышают риск инфарктов и инсультов. Десинхронизация естественного освещения с нормальными физиологическими процессами приводит к нарушению регуляции мелатонина и кортизола. Обмен веществ меняется, в организме возникают воспалительные процессы, которые могут спровоцировать развитие самых разных заболеваний вплоть до рака.

Еврочиновники доводам медиков вняли. В марте 2019 года Европейский парламент проголосовал за предложение о прекращении сезонного перевода часов. Но законодательство ЕС определяется не только парламентом, но и Советом Европейского Союза, а он пока не принял своего решения по этому поводу.

Тем не менее, отмена перевода стрелок в Европе – дело самого ближайшего времени. Сербия, которая не входит в ЕС, этот вопрос будет решать самостоятельно. Многим жителям страны хочется вернуться к тем старым добрым временам, когда земунские часы показывали точное время не только летом, но и зимой.

Как и все европейцы, сербы стараются придерживаться традиций своих предков. Восходы и закаты, подъем и отбой – строго по расписанию дедушек и прадедушек. Потому что так правильно и так полезно для здоровья – физического и психического.

Делу – время, потехе – не меньше

Казахстанцы, которые никак не могут привыкнуть к недавнему сдвигу во времени, теперь тоже поневоле стали ранними пташками. Особенно тяжело приходится пожилым людям и пациентам с хроническими болезнями, которые даже плотные шторы не спасают от бессонницы во время учрежденных чиновниками белых ночей. Авторы нововведения парируют: да что тут такого, вон европейцы столетиями встают ни свет ни заря.

Все так, но ключевое слово здесь – «столетиями». Когда уклад жизни формировался веками, он естественен для человека. Если же новшества ввели насильно, вопреки всякой био-логике – последствия для здоровья большого числа людей могут быть печальными. И какой смысл тогда во всех диспансеризациях и всевозможных госпрограммах по оздоровлению нации? Массовая хроническая бессонница сведет все эти усилия к нулю.

Экономические выгоды в данном случае также под большим вопросом. Способен ли на трудовые подвиги человек, полночи промаявшийся без сна – вопрос риторический. А производительность труда – фактор, решающий при капитализме, еще Маркс об этом писал.

У сербов в этом плане формула выработалась просто идеальная. Поскольку крестьяне, строители и прочие герои физического труда (а их тут большинство) начинают свой день очень рано, под них подстраиваются и все остальные службы. При этом рабочий день у многих заканчивается часа в три дня. И все послеобеденное время граждан посвящено приятным занятиям: встречам с друзьями, посиделкам в ресторанчиках, прогулкам, детям, спорту и разнообразным хобби. Времени для этого достаточно, поскольку день фактически разделен на две почти равные части: работу и отдых.

В отличие от нас (привыкших к тому, что весь день – рабочий день) сербы имеют возможность после обеда перезагрузиться, расслабиться и привести в порядок свою нервную систему. Поэтому народ здесь улыбчивый, приветливый, любезный и веселый, несмотря на нерадостные события последних десятилетий – войны, бомбежки и перманентный экономический кризис. Недавний опрос показал, что индекс счастья у сербов гораздо выше, чем у жителей многих других государств, в том числе и западноевропейских. Имею смелость предположить, что именно этот показатель, а не ВВП, определяет уровень жизни в стране.

Может быть, и нам есть чему поучиться у людей, которые всегда следуют своему внутреннему хронометру: в отличие от механических часов, он точен и никогда не подведет.

Татьяна Гуторова,

Сербия, Белград, специально для НЖ